ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ
статья (старшая группа)
«Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка-надежный добрый спутник в жизни каждого ребенка».
Д.Родари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_1.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ
Воробьева С.Б.
ГБДОУ детский сад № 45
Кировского района
Санкт-Петербурга
«Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка-надежный добрый спутник в жизни каждого ребенка».
Д.Родари
В последние годы происходит деформация художественного сознания, падения читательской культуры. Есть такая народная мудрость: «Лиши человека воды, и он умрет. А лиши человека книги, и он перестанет быть человеком».
У книг появилось много заменителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, они требуют того внутреннего переживания, той работы, которая естественна при чтении художественной литературы.
Сегодня как никогда актуален вопрос - как вернуть книгу в руки ребёнка?
Необходимо как можно чаще читать детям книги, беседовать с ними по содержанию, задавать вопросы, обсуждать поступки героев. Прививать любовь к чтению - это не простая задача. Все мы вместе (родители и педагоги) должны сделать все возможное для того, что бы общение с книгой стало необходимой частью жизни ребенка
Через литературно-художественные образы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка, происходит знакомство детей с окружающим миром.
Воспитательный потенциал сказки активно применяется педагогами как эффективное средство педагогического воздействия, воспитания ребенка дошкольного возраста.
В течении тысячелетий сказка открывала и открывает ребёнку дорогу в мир доброты, смелости, отваги. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает различия между «хорошо» и «плохо» именно через сказки.
Сказка универсальный учитель, она позволяет ребёнку впервые испытать храбрость, увидеть добро и зло, учит сравнивать, сопоставлять. Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя давая тем самым ребёнку возможность выбора.
Сказка бывает разная, и преподносить её можно в любом виде (чтение, рассказывание, просмотр спектаклей). А так же со сказкой можно поиграть.
Необходимо организовать свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизаций, бесед, творческих заданий. Чтобы ребёнок полностью прожил, почувствовал сказку.
Формы организации работы со сказкой могут быть самыми разнообразными:
- использование сказочных примеров, ситуаций в образовательной и в повседневной деятельности дошкольника, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей и педагога.
- организация сюжетно-ролевых игр, игр драматизаций, игр-путешествий.
Широко используются произведения сказочного жанра в процессе ознакомления детей с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях, включая сказочный материал в занятиях по изобразительной деятельности в качестве художественного слова, проведения конкурсов рисунков на сказочные темы и т.д.
Одна из распространенных форм работы - составление собственных сказок, книг.
Необходимо отметить, что сказка на всем протяжении, обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и не в коем случаи не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятиях не как педагог-дидактик, а как – сказитель, актёр и режиссёр сказочного действия.
Таким образом, дети знакомятся со сказкой, участвуют, сопереживают чужой беде, выражая своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески, самостоятельно продумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не бояться высказать собственное предложение.
Дети с удовольствием включаются в игры драматизации. Проживая вместе с персонажем любимых сказок различные ситуации, они получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжным спутником.
Одним из самых эффективных методов взаимодействия детей в коллективе сверстников является создание коллективных художественных, литературных произведений.
Именно по этому, мы считаем, что сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал семьи.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимиз...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Информация о праздниках, проводимых в Доу с использованием русского фольклора....
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка как средство повышения воспитательного потенциала родителей в средней группе»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац...
"О реализации воспитательного потенциала духовно-нравственного развития личности обучающихся".
Выступление на педагогическом совете, о воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках православной культуры....
"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене полити...
Воспитательный потенциал музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка
Данная статья будет полезна для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений...