Воспитательное значение сказки
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательное значение сказки
В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколенка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
В волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум года. Если ребенок живет в любящей и заботящей о нем семье, то его готовят к этому с младенчества.
Сначала – колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остается с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребенка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
ВИДЫ СКАЗОК
Медитативные Художественные
(авторские, народные)
СКАЗКИ
Психотерапевтические Дидактические
(сказки, притчи, (обучающие)
библейские истории) Психокоррекционные
(сказки, истории)
Реальность сказочной жизни
По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
У доброты есть лицо
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов-исследователей: Е.И.Тихеевой, З.А.Гриценко, Л.П.Стрелковой, Л.Б.Фесюковой, А.Г.Кучерявого и других. Они показали, как сказки и рассказы помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениями.
Используемая литература:
- Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой: методическое пособие/- СПб, издательство Детство-Пресс, 2012.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии/-СПб, АОЗТ «Златоуст», 1998.
- Интернет http://www.bayushki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательное значение произведений Габдуллы Тукая"
Сообщение для воспитателей по развитию у дошкольников нравственных качеств и любви к произведениям Г.Тукая и в связи с его 125 летием....
Воспитательное значение русских народных сказок.
Консультация для родителей....
"Воспитательное значение пения в жизни ребёнка"
Консультация для родителей...
Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей
В данной консультации представлен краткий обзор методов воспитания детей и семейных функций. Только успешное выполнение семейных функций, правильный выбор методов воспитания обеспечивает воспитание га...
Воспитательное значение сказки в произведениях К.Д. Ушинского.
материал подготовлен для создания брошюры об К.Д. Ушинском...