Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Тиссен Есения Викторовна

Чтение художественной литературы в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud.liter_.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе

Разработала: Тиссен Е.В.

воспитатель 1 квалификационной категории

сентябрь

Тема

Программное содержание

Используемая литература

1

Русская народная сказка

в обработке А. Толстого

«Царевна – лягушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).

О.С.Ушакова, стр.136 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Русская народная сказка

в обработке М. Булатова

«Сивка Бурка»

Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи (чуткость к образному строю сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения).

О.С.Ушакова, стр.138 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В.Гербова¸ стр. 32

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Стихотворение Е.Трутневой

«Осень»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты,  сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей.

О.С.Ушакова, стр.140 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

октябрь

1

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; закреплять знания об особенностях  разных литературных жанров;  воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова, стр.144 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзаже.

О.С.Ушакова, стр.145 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева

«Хроменькая уточка»

Познакомить с украинской народной сказкой; подвести к осознанию художественных образов сказки.

О.С.Ушакова, стр.146 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Ознакомление жанром – басни. И. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегория басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

 О.С.Ушакова, стр.148 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

5

Беседа о творчестве А.Пушкина

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

О.С.Ушакова, стр.150  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

ноябрь

1

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова, стр.151  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Формировать умение у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве  ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

О.С.Ушакова, стр.153  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице

учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.159 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

О.С.Ушакова, стр.173 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

декабрь

1

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение  замечать изобразительно-выразительные средства интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения;  составлять лирические сказки на определенную тему.

О.С.Ушакова, стр.155 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок».

уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

О.С.Ушакова, стр.277  

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка»

учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.164 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр.156 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

январь

1

Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; уточнить представление о жанровых особенностях басни. Формировать умение точно и выразительно излагать свои  мысли.

О.С.Ушакова, стр.174 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

О.С.Ушакова, стр.168 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам Богородских игрушек.

Продолжать знакомство с русскими народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки; развивать творческие способности детей, умение придумывать  сказки с заданными героями.

О.А.Скоролупова, стр.92 (тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.)

февраль

1

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

О.С.Ушакова. стр.86

(Ознакомление с художественной литературой)

2

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

О.С.Ушакова. стр.196

(Ознакомление с художественной литературой)

3

Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

В.В.Гербова стр.63

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова стр.58  

(развитие речи детей 6-7 лет)

март

1

Туркменская народная сказка «Падчерица»

Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идее, характера героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

О.С.Ушакова, стр.142 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Заучивание стихотворения Г.Новицкой                        «Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности).

О.С.Ушакова, стр.171 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение басни Крылова          «Ворона и Лисица»

Закрепить знания детей о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщённое значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни

О.С.Ушакова, стр.158 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В.В.Гербова стр.47

(развитие речи детей 6-7 лет)

апрель

1

Малые фольклорные формы

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова стр. 175

(ознакомление с художественной литературой)

2

Произведения Н. Носова

Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключение Незнайки и его друзей.

В.В.Гербова стр.54

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В.В.Гербова стр.60

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

В.В.Гербова стр.49

(развитие речи детей 6-7 лет)

май

1

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень»

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр. 194

 (развитие речи детей 6-7 лет)

2

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В.В.Гербова стр.79

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – Семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

О.С.Ушакова стр. 190

(ознакомление с художественной литературой)

4

Литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах

О.С.Ушакова, стр. 279

 (развитие речи детей 6-7 лет)

Используемая литература:

  1. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – «Развитие речи детей 6-7 лет»
  2. В. В. Гербова – «Развитие речи детей 6-7 лет»
  3. О. С. Ушакова – «Ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа

Перспективный план по образовательной области "Чтение художественной литературы" во 2 мл.гр. с учётом ФГТ и "Календаря жизни ДОУ"....

Отчёт о работе с детьми по образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе

Образовательная область «Чтение художественной литературы»В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования...

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе «Сказка «Про козленка, который умел считать до десяти»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Чтение художественной литературы" с использованием технологии продуктивного чтения...