"Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста"
статья по художественной литературе по теме
Предварительный просмотр:
Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста.
Уважаемые родители! Знакомство детей с художественной литературой имеет огромное значение для формирования личности ребенка.
В дошкольном возрасте важно приобщать ребенка к книге. Необходимо подбирать такие литературные произведения, чтобы они были интересны ребенку, разнообразны по своему содержанию. Важно читать произведения разных жанров. Сказки покажут малышу мир волшебства и победы добра над злом. Стихи раскроют красоту окружающего мира. Повести и рассказы помогут ребенку увидеть мир многоликим, пережить вместе с героями необыкновенные приключения.
Совместное чтение позволяет расширить контакт между взрослыми и детьми, расширяет представление детей об окружающей действительности, закрепляет раннее полученные знания и представления.
При прослушивание литературного произведения у детей развиваются основные психические процессы (слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речь, волевые качества). Литературные произведения являются одним из компонентов нравственного воспитания.
Выбор художественной литературы должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста книги должны обязательно сопровождаться красочными, яркими, крупными, реалистичными иллюстрациями. Так как у детей только начинают формироваться представления об окружающей действительности, мышление носит конкретный характер, слово тесно связано с образом или действием. Картинки должны четко соответствовать содержанию текста.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать книги с меньшим количеством иллюстраций, т.к запас знаний и представлений об окружающем мире расширился и ребенок может самостоятельно «нарисовать» образ литературного героя.
Для того чтобы чтение книг приносило Вам и вашим детям максимальную пользу и удовольствие необходимо соблюдать следующие правила.
: Выбрать оптимально удобное место и время для ознакомления с художественной литературой.
: При чтении литературного произведения не должно быть никаких отвлекающих факторов (телевизор, музыка, разговоры.)
: После прочтения рассказа, сказки или стихотворения побеседуйте с ребенком о содержании прочитанного.
: Если в выбранном Вами произведении имеются устаревшие или непонятные ребенку слова, следуют объяснить их значение.
: Каждое литературное произведение носит свою смысловую нагрузку, объясните ее ребенку.
: С целью систематизации знаний об окружающем мире целесообразно подбирать литературный материал исходя из сезонных изменений или изучаемых ребенком лексических тем.
На разных возрастных этапах существуют свои задачи и цели ознакомления с художественной литературой.
Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года )
: Воспитывать интерес к книге.
: Учить детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихотворения, потешки, сказки, рассказы с наглядным сопровождением.
: Стимулировать ребенка к речевой активности.
: Формировать эмоциональный отклик на литературное произведения.
: Воспитывать бережное отношение к книге и умение обращаться с ней.
: Учить воспроизводить с помощью наводящих вопросов взрослого содержание литературного произведения в правильной последовательности, с опорой на наглядность.
: Заучивание простых стихотворных текстов.
Рекомендуемая литература.
Потешки: « Пальчик – мальчик….», « Петушок – петушок….», « Кисонька – Мурысонька», « Солнышко – ведрышко…», « Сорока – белобока», « Улитка – улитка», « Валенки», « Жили у бабуси», « Киска, киска», « Идет коза рогатая»
Сказки: «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок», «3 медведя», «Маша и медведь», «Репка», «Курочка Ряба»
В. Сутеев «Цыпленок и утенок», « Три котенка», Л. Зорина « У солнышка в гостях.»
С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский « Васька», « Петушок с семьей»
А. Барто « Машенька», « Игрушки», К. Чуковский « Мойдодыр», Чарушин « Русские сказки о природе», Благинина « С добрым утром», « Дождик», « Мы пускаем пузыри».
Для заучивания: А.Барто « Игрушки», « Машенька». Потешки. Я.Аким « Мама»
Хармс « Кораблик» и др.
Средний дошкольный возраст ( с 4 до 5 лет)
: Совершенствование навыка рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом.
: формировать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с помощью взрослого.
: Пересказывать знакомые сказки вместе со взрослыми со зрительной опорой.
: Учит оценивать поступки героев литературного произведения, характеризовать их нравственные качества.
: Учить выразительно рассказывать стихотворения.
Рекомендуемая литература.
Сказки, рассказы: «Бычок смоляной бочок», «Зимовье», « Колосок», « Заяц и еж»,
« Красная шапочка», « Гуси – лебеди», « Три поросенка», « Рукавичка», « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « У солнышка в гостях».
В. Сутеев « Кто сказал мяу?», « Кот рыболов».
К. Чуковский « Айболит и воробей», « Муха – Цокотуха.»
Аким « Первый снег». Чарушин, Бианки, Сладков.
Стихи: В. Маяковский « Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Маршак « Пограничники», « Вот какой рассеянный». Ушинский « Ласточка», « Лучше нет родного края». С. Михалков « Дядя Степа», Чуковский « Краденое солнце»
Для заучивания: Н. Нищева « Осенние листья», « Огород», « Помощники».
Демьянов « Снежная баба», Е. Благинина « Мамин день», Я. Аким « Мама»,
И. Токмакова « Весна», Л. Квитко « Бабушкины руки».
Старший дошкольный возраст ( 5 – 6 лет)
: Формировать умение выделять литературные жанры ( Стихи, загадки, проза)
: Пересказ хорошо знакомых литературных произведений.
: Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев.
Рекомендуемая литература:
Сказки, рассказы: « Заяц – хвастун», « Крылатый, лохматый, да масляный», « Бабушка, внучка да курочка», « Лисичка – сестричка и серый волк», « Мороз, солнце и ветер»,
« Два Мороза», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка».
Воронкова « Ссора с бабушкой», « Совсем как папа». Е. Пермяк « Как Маша стала большой.» В. Осеева. Б.Житков « На льдине». Сладков, Бианки.
Стихи: А. Плещеев « Осень наступила», С. Маршак « Круглый год», Л. Завальнюк « Времена года». Степанов « Моя Родина Россия». К. Чуковский « Айболит»
А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Э. Мошковская « В порту.»
Для заучивания: С. Маршак « Времена года». Ю. Тувин « Хозяйка однажды с базара пришла» Н. Нищева « В огород пойдем». З. Александрова « Снежок», « Снегири».
Чепуров « Трудно птицам зимовать», В. Егоров « Снеговик», А. Барто « Весна идет»
В. Степанов « Космонавт», Волина « Ракета»
Подготовительная к школе группа ( 6 – 7 лет)
: Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров.
: Формировать умение опредилять жанр литературного произведения.
: Развивать у детей речевые средства выразительности.
:Развивать творческие способности детей.
« Закончи сказку»
« Придумай название рассказу»
« Договори в рифму»
: Развивать умения самостоятельно пересказывать литературные произведения.
Рекомендуемая литература.
Сказки, рассказы: « Царевна – лягушка». Соколов – Микитов « Листопадничек».
К. Паустовский « Кот – ворюга». « Двенадцать месяцев». С. Аксаков « Аленький цветочек». Л. Кассиль « Твои защитники», Сладков « Кто как зимует?».
С. Маршак « Кошкин дом», Г. Х. Андерсен « Дюймовочка». М. Пришвин « Ребята и утята». С. Маршак « Пожар». Л. Толстой « Пожарная собака». В. Сутеев « Мешок яблок»,
« Яблоко», « Елка».
Для заучивания: К. Бальмонт « Снежинка». З. Александрова « Дед мороз», « Родина»,
« Салют весне», « Дождик». Тютчев « Зима недаром злится» Г. Виеру « Мамин день».
Е. Серова « Незабудки», « Подснежник». Е. Благинина « Букварик».
С. Маршак « Где обедал воробей?», « Зоосад».
В помощь родителям.
Если ребенок затрудняется выучить предложенный Вами стих.
- Придумайте на каждое предложение определенные движения, которые несут смысловую нагрузку.
- Помогите ребенку запомнить стих с помощью мнемотаблиц.
На каждое предложение нарисуйте схему – картинку, обсудите с ребенком ее значение, повторите стих с опорой на наглядность.
Не заставляйте ребенка слушать литературное произведение, если у него нет настроения.
Читайте дозировано, пока ребенок Вас внимательно слушает.
Рассказывайте и читайте эмоционально, интонационно выразительно.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-742211-1453581759.jpg)
Родительское собрание "Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста"
Разработка родительского собрания в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-998003-1518257106.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/15/picture-1042476-1529083874.jpg)
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-150602-1585109529.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698542-1446124704.jpg)
Значение художественной литературы для детей младшего возраста с задержкой психического развития
значение художественной литературы для детей с зпр...