Значение художественной литературы для детей младшего возраста с задержкой психического развития
статья
значение художественной литературы для детей с зпр
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение художественной литературы для детей младшего возраста с задержкой психического развития
Ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы является значимым в повседневной жизни каждого ребенка.
Художественная литература благодаря своей образности выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.
Художественная литература тесно связана с игровой деятельностью ребенка, что позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественным образами, способствует появлению замысла. Такая игра обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи.
Первоначально взрослые воспитывают у детей эмоциональное отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале (песенки, потешки, прибаутки), богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед взрослым стоит задача – формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение соблюдать при чтении тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу.
Рекомендуемая литература на начальном этапе:
Детский фольклор - колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи:
«Ладушки», «Наша Маша маленькая», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Ай, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка,,,», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».
Народные сказки:
«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Список литературы:
1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей младшего возраста по речевому развитию
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста». В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От кул...
картотека художественной литературы для детей младшего возраста
подбор художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...
Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках; научить отгадывать опи...