Беседа на тему «Всегда ли дружба важнее всего?»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной публикации представлен материал для проведения занятия-беседы со старшими дошкольниками на тему дружбы. Посредством восприятия произведений художественной литературы у дошкольников происходит формирование следующих нравственных качеств: умение дружить, ценить дружбу и т.д. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Всегда ли дружба важнее всего?»

Цель: Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств.

Задачи:

  1. Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу, посредством восприятия произведений художественной литературы.
  2. Способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды
  3. Побуждать детей к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.
  4. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  5. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного    

      персонажа.

  1. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Материалы: фрагмент мультфильма «Лунтик и его друзья», мини выставка детских книг, мультимедиа-проектор, ноутбук, заготовка цветка дружбы

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.
-  Вы любите смотреть мультфильмы? В таком случае внимание на экран.

Детям показывается фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья» (серия №368)

- Как вы думаете, о чём этот мультфильм?

Дети: о дружбе, о друзьях.

- Правильно. И сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что чаще всего бывает крепкой, верной, долгой, то есть о дружбе.

Какое прекрасное слово – дружба. Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, рассматривать новую книгу или посекретничать о своём. Мы с вами сегодня будем раскрывать секреты дружбы. 

О дружбе есть много хороших фильмов и мультфильмов, о ней написано много сказок, рассказов и стихов. Некоторые из таких художественных произведений я предлагаю вам сейчас рассмотреть (предложить детям пройти к книжной выставке). Многие из этих книжек вам знакомы, а некоторые вы видите впервые. Но все эти книги объединяет, то, что в них рассказывается о друзьях. (примеры друзей из сказок и рассказов).

- Я хочу вас познакомить с одним рассказом, который называется «Подруги», написала этот рассказ Мария Фомичёва

«Маша, Надя и Катя - подруги. Собрались подруги у Кати. Вместе играют. Куклу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Надю домой. Позвали и Машу. Осталась Катя одна. Заболели у Кати зубы. Завязала Катя  зубы и сидит. Узнала об этом Маша. Принесла Кате мозаику. Узнала и Надя. Принесла Кате незабудки. Поставила Катя незабудки в вазу. Стали Маша, Надя и Катя играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки. И забыла Катя о больных зубах»

- Как вы, думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?

Ответы детей: Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые.

- Правильно, девочки посочувствовали Кате, придумали, как ее развеселить, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб. Поэтому их можно смело назвать настоящими преданными друзьями.

Вот мы с вами и раскрыли первый секрет дружбы: если вы всегда внимательны, отзывчивы, заботливы, сплочённые, то любая задача вам по плечу.

А давайте посмотрим, справитесь ли вы с заданием, проявляя внимание, друг к другу.

Игра «Остров».

На полу лежит обруч небольшого размера - это «остров». Под музыку  ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на «острове» (чтобы разместиться на нём, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать).

После игры предложить детям занять свои стульчики и продолжить беседу 

- Кому из вас было тяжело устоять на острове? Кто вам помог всё-таки на нём устоять?

Ответы детей:

- Молодцы! В этом испытании я увидела, что вы были внимательны друг к другу и помогали товарищу, когда это было необходимо.

- Мы сейчас с вами говорили про дружбу между людьми, а как вы думаете, животные могут дружить?

Дети: да

- Сергей Михалков написал про звериную дружбу очень интересную сказку. Хотите я вам её прочитаю?

Дети: да

- Сказка называется, «КАК ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ...»

Сговорились Лиса, Бобер и Кабан пойти вместе в дальний поход. По лесам, по горам побродить — новые места посмотреть.

Собрались они и пошли. Шли, шли — дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться.

- Ступай ты первый!— сказал Бобру Кабан.— Ты старше, тебе почет!

- Правильно! Пусть Бобер первый идет!— согласилась Лиса.

Бобер пошел. Вдруг мостик под ним провалился, и Бобер полетел в воду.

- Ах, беда! Беда! — завопила. Лиса.— Кабан, прыгай в воду! Спасай Бобра! Пропадет наш Бобер! Скорей! Скорей!

- Сама за ним прыгай!— прохрюкал Кабан.— Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться!

- Спасибо, друзья! Я уж как-нибудь сам! Я ведь плаваю!— послышался из-под мостика голос Бобра. Вылез Бобер на берег, откашлялся, отряхнулся.

- Вот и чудесно!— обрадовались Лиса и Кабан.— Пошли дальше!

- Ну, нет,— твердо сказал Бобер.— С вами я никуда не пойду!..

- Как вы думаете, почему Бобёр отказался дальше путешествовать с Лисой и Кабаном? Правильно ли поступили Лиса и Кабан когда сразу не помогли Бобру, а стояли и спорили на берегу? Можно ли их назвать настоящими друзьями? Почему? А что бы сделал друг в такой ситуации?

Ответы детей:

- Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.  А вы помогаете друг другу?

Ответы детей: да

- Это мы сейчас и проверим. Я приготовила для вас задание и хотела бы посмотреть, как вы с ним справитесь.

Игра «Не намочи ноги»  

На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 45 метров. Дети встают парами и им даётся по две дощечки. Каждому надо по этим дощечкаммостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.

Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?

- молодцы! Благодаря тому, что вы дружные и внимательные друг другу, вы легко справились с этим испытанием.

- за это я угощу вас конфетами. Ой,  пока я шла в ваш детский сад, пакет порвался, часть конфет рассыпалась, и теперь у меня осталось всего 5 конфет. Что же делать? Может быть, вы мне подскажите, что можно сделать.

Дети: конфеты нужно разделить пополам, чтобы досталось всем

- Молодцы! Вы нашли выход. Тогда я угощаю вас конфетами, а вы, пожалуйста, поделите их между собой.

- А вот Валентина Александровна Осеева в своём рассказе «Три товарища» рассказывает про мальчика, который оказался настоящим другом, потому что поделился с товарищем.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

- Как вы кого в этом рассказе можно назвать настоящим другом? А те два мальчика, вроде бы они и не обидели Витю, и даже посочувствовали ему, не смеялись над ним. А можем ли мы их назвать друзьями? Почему?

-Значит, настоящий друг, что всегда сделает?

Ответы детей: помогать товарищу

- Правильно, настоящий друг всегда поделится с вами. Это и есть ещё один секрет дружбы. Ребята, сегодня мы с вами узнали много секретов дружбы. Я хочу посмотреть,  хорошо ли вы их запомнили.

- Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то не хлопаете.
Из этих качеств мы составим цветок «Дружбы». У меня есть цветок, но у него нет лепестков.

- честность
- враньё
- доброта
- верность
- грубость
- вежливость
- предательство
-отзывчивость
- драчливость
- справедливость
- задиристость;
- сострадание.
- жадность
- уважение

- Вот какой замечательный цветок у нас вами получился. Я хочу подарить его вам в память о нашей встрече. И вы в любой момент сможете вспомнить секреты дружбы или рассказать о них своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная беседа на тему: "Поговорим о дружбе".

развитие представлений о дружбе, друге, понимания их значения в жизни....

Беседа на тему «Давно – давно была война- Героев будем помнить мы всегда» в подготовительной группе

Задачи: Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как русские люди защищали свою Родину, как живущие помнят о них.Развивать у детей уважение к историческому прош...

Беседа на тему "Что такое дружба?"

материал подходит для детей 6-7 лет...

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...

План-конспект беседы на тему: "Что такое дружба?"

Беседа на тему «Что такое дружба?»Цель: Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом. Задачи:1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, &q...

Конспект беседы на тему «Что такое дружба? И кто такой друг?» в средней группе

Цель: обобщение представлений детей о дружбе и друзьях.Задачи: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба»; развивать у детей способность к сопережи...