"Методическое обеспечение по ознакомлению дошкольников с ДЦП старшей группы с книжной культурой"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Данный материал содержит конспект совместной деятельности педагога и детей (план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками с ДЦП старшего возраста) по ознакомлению с книжной культурой на тему: "Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей". Также представлен перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дошкольников с ДЦП старшей группы с книжной культурой на январь месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabotv_var._blok_.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками с ДЦП в старшей группе
по ознакомлению с книжной культурой
Тема: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Воспитательные:
1) Воспитывать у детей желание и умение слушать художественный текст, следить за развитием сюжета, подвести к пониманию образного содержания пословицы. (ОО « Художественно-эстетическое развитие»)
2) Воспитывать у детей интерес к книжной иллюстрации. (ОО « Художественно-эстетическое развитие»)
3) Побуждать детей работать в коллективе. (ОО «Социально – коммуникативное развитие»)
Развивающие:
1) Формировать у детей умение понимать и оценивать характеры героев. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
2) Совершенствовать у детей умение передавать интонацией голоса и характер персонажей. (ОО «Речевое развитие»)
3) Упражнять детей в умении по представлению изображать сказочную избушку-зимовье. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательные:
1) Закреплять у детей знания и представления о животных, их разнообразии.
(ОО «Познавательное развитие»)
Методы и приемы:
- Наглядный: Вносим красочно-оформленную книгу. Показываем иллюстрации.
- Словесный: Загадываем загадки о животных. Рассказываем, поясняем, беседуем. Повторно читаем.
- Практический: рисуем, драматизируем фрагменты из сказки.
Материалы и оборудование:
- Дидактический материал:
Иллюстрации, книга, маски, шапочки, загадки.
- Раздаточный материал:
Альбомные листы, цветные карандаши.
- Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
Ширма-домик, стенд для выставки рисунков.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной |
Восприятие художественной литературы и фольклора. | Чтение, загадывание загадок, рассказывание, пояснение. |
Коммуникативная деятельность | Беседа. |
Двигательная деятельность | Физминутка |
Изобразительная деятельность | Рисование. |
Игровая деятельность | Игра – драматизация |
Логика образовательной деятельности
№ Название этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-целевой | Вносит стимульный материал (книгу). Предлагает рассмотреть книгу. | Знакомятся и рассматривают книгу. | Стимулировано и активизировано внимание детей. |
Обеспечивает его восприятие, осмысление, мотивирует на ознакомление с новой сказкой, но чтобы узнать о ком эта сказка, предлагает разгадать загадки. Показывает иллюстрации животных. | Разгадывают загадки. Рассматривают иллюстрации. | Совершенствуется умение отвечать на вопросы. Актуализированы знания детей о животных | |
Содержательно-деятельностный | Предлагает послушать сказку. Рассказывает сказку. Вовлекает в беседу, задает вопросы. Просит пояснить образное содержание пословицы. Осуществляет оценку суждений. | Принимают предложение. Слушают сказку. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои гипотезы. Рассуждают. | Ознакомлены с русской народной сказкой «Зимовье». Умеют слушать художественный текст и следить за развитием сюжета. Совершенствовано умение отвечать на вопросы. Понимать и оценивать характеры героев. Понимание образного содержания пословиц. |
Проводит физминутку Читает повторно отрывок из сказки. Предлагает нарисовать по представлению - избушку. Раздает материал. Предлагает маски- шапочки животных для обыгрывания сюжета и договориться кем из животных будут дети. | Выполняют упражнения Слушают отрывок из сказки. Принимают предложение - рисуют Знакомятся с масками, договариваются между собой. Драматизируют отрывок из сказки. | Повышают свою двигательную активность Развивают умение изображать избушку по представлению. Совершенствуют умение передавать интонацией голоса и характер персонажей. | |
Оценочно-рефлексивный | Организует выставку рисунков, помещает рисунки на стенд.
Предлагает для рассматривания книгу-сказку «Зимовье» | Рассматривают рисунки, выбирают наиболее удачные. Рассматривают книгу. | Закреплено умение работать в коллективе, обсуждать работы помещенные на стенде. Сформирован повышенный интерес к художественной литературе |
Перспективный календарно-тематический план
по ознакомлению дошкольников с книжной культурой
Группа старшая
1-2 неделя (январь)
Непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (оснащение РППС) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
1 неделя | 2 неделя | |||
Вид детской деятельности в форме Задачи: Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | Тема недели: «Здравствуй Зимушка Зима!» Вид детской деятельности коммуникативная в форме ситуативный разговор о характерных признаках зимы Задачи: закрепить знания о зимних явлениях природы Вид детской деятельности восприятие художественной литературы и фольклора в форме чтение стихотворения С.Есенин «Поет зима, аукает» Задачи: Продолжать развивать умение понимать содержание стихотворения, помочь осмысливать значение образных выражений. упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Вид детской деятельности изобразительная в форме рисования по стихотворению «На деревья на лужок, тихо падает снежок» Задачи: Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные признаки зимы. Вид детской деятельности восприятие художественной деятельности и фольклора в форме пересказ рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка» Задачи: Формировать умение пересказывать короткий рассказ без помощи воспитателя. Вид детской деятельности музыкальная в форме хороводная игра «Игра со снежками» Задачи: Согласовывать действия с текстом песни, вызывать эмоциональный отклик. | Тема недели: «Снег снежок»» Вид детской деятельности коммуникативная в форме рассказывание на тему «Из личного опыта» Задачи: Предложить детям составить рассказ на тему «Зима» из личного опыта. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. Вид детской деятельности восприятие музыки, художественной литературы и фольклора в форме разучивание стихотворения Е.Благинина «Зима» Задачи: Продолжать развивать умение понимать содержание стихотворения, выразительно декламировать его. Вид детской деятельности изобразительная в форме рисования рисом «Снежинки» Задача: Совершенствовать умение передавать в рисунке характерный образ снежинки в рисунке. Вид детской деятельности восприятие музыки, художественной литературы, фольклора в форме театрального этюда «Кружение этюда» Задача: Закреплять умение детей передавать поэтическое произведение движениями жестами. Вид детской деятельности Восприятие художественной литературы и фольклора: Потешки о снеге, морозе, льде. Задачи: Развивать умение сравнивать свойства изучаемых объектов, передавать в речи ход и результаты рассуждений. обогащать словарный запас детей , формировать грамматический строй речи. | Актуальная среда 1 неделя Внести иллюстрации о зиме, рассказами и стихами о зиме, развивающую игру «Зима в деревне и городе». Разместить в уголке художественной литературы детские книги: «Зимовье зверей», «Стихи о зиме», «К нам пришла зима», картины и серии «Таня не боится мороза», «Играем зимой». 2 неделя Внести альбом «Какие бывают снежинки» Инсценировка сказки «Два Мороза» Расположить в уголке художественной литературы интерактивную игрушку «Снежинка», которая имеет в сборнике стихи о снеге, снежинках. Разместить в театральном уголке шапочки и маски (Дед Мороз, волк, заяц, снежинка, метель) для обыгрывания придуманных фрагментов. | 1 неделя Рекомендовать стихи для заучивания и чтение детям в «Речевой газете». Предложить составить и оформить книжку - самоделку на тему: «Загадки о зиме». Поместить в родительском уголке папку - передвижку «Почитайте детям о зиме» 2 неделя Рекомендовать заучить стихотворение И.Никитина «Жгуч мороз трескучий» Предложить прочитать рассказ В.Бианки «Январь». Разучивание стихотворения о зиме Предложить прослушать стихотворение А. Фета «Мама глянь- ка из окошка…»и зарисовать понравившийся отрывок. |
3-4 неделя (январь)
Непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (оснащение РППС) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
3 неделя | 4 неделя | |||
Вид детской деятельности в форме Задачи: Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия) 3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения 4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. | Тема недели: «Елочка краса» Вид детской деятельности коммуникативная в форме заучивание стихотворения Александрова «Елочка» Задачи: Знакомит с содержанием произведения, способствовать эмоциональному восприятия стихотворения. Развивать умение разгадывать загадки о «Елочке» Вид детской деятельности коммуникативная в форме чтение сказки Бажова «Серебряное копытце» Задачи: Помочь детям эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения, помочь овладеть приемом сравнивания. | Тема недели: «Зима шагает по Земле» Вид детской деятельности Вид детской деятельности изобразительная в форме рисования «Потешки о животных» Задачи: Помочь вспомнить содержание малых фольклорных форм и передать образ в рисунке. Вид детской деятельности коммуникативная в форме чтение Г.Цыферова «В медвежий час» Задачи: Помочь детям понять тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Вид детской деятельности восприятие художественной литературы и фольклора в форме ситуативного разговора по произведениям С.Козлова «Зимние сказки» Задачи: обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него | Актуальная среда 3 неделя Внести альбом «Необыкновенные приключения Елочки» Разместить иллюстрации «Елочка красавица» Расположить в уголке сенсорного развития макет елочки для дидактической игры «Наряди елочку» 4 неделя Внести альбом «Животные зимой» Разместить в уголке познания иллюстрации «Жизнь в лесу» Расположить в уголке художественной литературы подборку книг о животных севера. Предложить детям бросовый материал и бумагу для создания избушки с самоцветами по сказке Бажова «Серебряное копытце» | 3 неделя Рекомендовать заучить с детьми В.Берестов «Елочный шар» Предложить прочитать Г.Скребитский «Белая шубка» 4 неделя Рекомендовать совместно с детьми найти и оформить в книжку – малышку потешки и пословицы о животных. Предложить выучить пальчиковую игру «Медвежата» Предложить прослушать с детьми аудиозапись сказки Сутеева «Елка» и зарисовать понравившийся фрагмент. |
Итоговое мероприятие месяца: Создание книжек – малышек на тему: «Потешки о животных».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)
Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....
Методическое обеспечение программы. Картотека театрализованных игр для старших дошкольнико 5-6 лет "Загадки без слов"
Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе и...
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа.
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Беседа о снеге"
В данной методической разработке содержится информация о том, как помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха, активизировать речь за счёт новых слов, развивать творческ...
Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"
Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с книжной культурой
Художественная литература — бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка....