Конспект итогового занятия : " Путешествие по миру литературы" ( Чтение художественной литературы + аппликация)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия   

(Чтение художественной литературы+ аппликация) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»

Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

        Задачи:

            Обучающие

          - определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;

             Развивающие

          - выявить умения называть произведения по иллюстрациям;

           - выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

           Воспитательные

          - развивать чувство рифмы.

          - воспитывать интерес к художественной литературе.

        Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное,  Физическое, Художественно - эстетическое.

        Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.

Ход НОД:

        Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").

«Сказочное королевство сказок»

        Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

        Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
        Воспитатель:  Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
        
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.).
        Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

        Воспитатель:  Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Ах ты, Петя, простота,

  Сплоховал немножко,

  Не послушался кота,

  Выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

 

 Нет ни речки, ни пруда,

   Где воды напиться?

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.   («Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»)

 

        Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.

        Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

        Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Дидактическая игра «Из какой сказки эти предметы».

        Воспитатель:   Я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.

         Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»), цветок?  («Аленький  цветочек»), волшебная палочка? ("Золушка"), щука? ("По щучьему велению"), перо? ("Сивка - бурка"), красная шапочка ("Красная шапочка")

         

Театр  сказок.

        Воспитатель: Сейчас  вы увидите  отрывки из сказок, которые покажут  ребята.  Вы  должны угадать,  из  какой    сказки отрывок.

*Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

  -Коровушка-матушка,  меня ругают,  бранят,  плакать  не  велят,  досыта  не  кормят,  работать  заставляют.

-  влезь  ко  мне  в  правое  ухо,  в  левое  вылезь  —  все  будет  исполнено.

*Сказка «Царевна Лягушка»

 -  Отчего ты,  Иван-царевич,  невесел?

    Отчего  ниже  плеч  буйну  голову  повесил?

*Сказка «Сивка Бурка»

 — Сивка-Бурка,  вещий  Каурка,  встань  передо  мной,  как лист  перед  травой.

Воспитатель: Ребята вы наверное устали, давайте отдохнём.

Физминутка Железновой.

«Край рассказов»

                Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)

        Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?

        Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»: Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой , Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателе: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский) Авторы.

Игра  «Найди  автора».

 (Воспитатель  вызывает одного ребенка)

          Воспитатель: Покажи, Саша, книгу, а  дети скажут  кто  ее  автор.

«Мир стихов»

        Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? (В столбик. Вот так - показ стихов в книге) 

        Воспитатель: А рассказы записывают ..... (В строчку. Вот так - показ прозы в книге).

        Воспитатель: А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Муха, муха - Цокотуха

Позолоченное брюха.

Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова  Цокотуха

и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Ответы детей)

        Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

        Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)

        Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы плечами тик-тик,

Мы глазами миг-миг( 2 раза) .

        Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру. Я говорю, а вы добавляете слово.

        Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

        Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть расскажите. Дети читают стихи наизусть.

        Воспитатель: Молодцы, спасибоНаше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?

                Ответы детей:

Аппликация

Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Что это?

 (письмо от красной шапочки)

 

Ребята, я прошу вас о помощи. (Построить новый дом для моей бабушки)

Ребята давайте поможем красной шапочке,  я знаю, что вы отзывчивые и никогда не оставят в беде друзей.

Пройдем за столы и приступим к работе.

Пальчиковая гимнастика

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.                                            (Сжимание - разжимание пальцев рук).

Повернулись, улыбнулись,                                    (Вращение кистей рук).

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы.                                               (Стучать кулачками)

        

Ребята, перед тем, как приступить к работе, вспомним про технику безопасности на занятиях по аппликации. Как вы должны работать с ножницами? (Не направлять к себе или к товарищу, а держать от себя). На что вы кладете кисточку для клея? (На подставку для кисточки). Для чего нужна тряпичная салфетка? (Для  разглаживания наклеенного образца, для того, чтобы убрать излишки клея). Для чего нужна влажная салфетка? (Для того, чтобы по окончании работы, можно было вытереть руки).

Самостоятельная работа. Дети вырезают из полосок окна,воспитатель следит за правильным положением ножниц. Затем дети наклеивают на лист части дома,а воспитатель наблюдает за аккуратным наклеиванием. После завершения работы дети кладут аппликации на стол.

Поощрение детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи....

Конспект открытого занятия НОД развитие речи и чтение художественной литературы "Снегири"

Данное занятие нацеленно на обучению детей связной речи, дети учатся употреблять сложноподчененные предложения, передавать харрактерные особенности внешнего вида птиц, а так же расширяют словарн...

План-конспект и логика ООД (итоговое) во второй младшей группе. Познание. Чтение художественной литературы

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.Цель: Выявить уровень знани...

Конспект итогового занятия по чтению художественной литературы во 2 младшей группе.

Программное содержание:Развивать умение воспроизводить по памяти полученную ранее информацию;Развивать речь, воображение, фантазию; Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творче...

Интегрированное занятие (развитие речи, чтение художественной литературы – аппликация) во второй младшей группе Тема «Курочка – Рябушечка»

- продолжаем знакомство детей с русскими народными потешками;- учить детей рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено;- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, к...