Перспективное планирование в подготовительной группе "Чтение художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx | 79.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
6-7 лет
месяц | неделя | День недели | Тема | Цель |
сентябрь | I | понедельник | «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов | формировать представления детей о книге как источнике знаний; воспитывать бережное отношение к книге |
вторник | Л.Н. Толстой «Филиппок» | донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела» | ||
среда | С. Маршак «Первый день календаря», | Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь | ||
четверг | «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов | учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям. | ||
пятница | З. Александрова «В Школу». | Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихи на школьную тематику | ||
II | понедельник | В.Бианки «Лесные домишки» | познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа. | |
вторник | Поэзия. М. Волошин. «Осенью» | развивать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения: упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. | ||
среда | «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня) | формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни | ||
четверг | Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; | закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, характерные особенности погоды осенью, познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. | ||
пятница | Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята». | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, обращать их внимание на выразительные средства. Развивать у детей чувство юмора | ||
III | понедельник | Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко» | показать важность правильного взаимоотношения человека и природы , воспитывать и прививать ответственность за свои поступки, чувство юмора. | |
вторник | А. Раскин«Как папа укрощал собачку» - | Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения | ||
среда | Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» - | учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу. | ||
четверг | «Осень» Е. Трутнева стихотворение (заучивание наизусть) | учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе | ||
пятница | Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка» | учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений | ||
IV | понедельник | А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); | Продолжать знакомить с творчеством А.С. Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам.совершенствовать интонационную выразительность речи, интерес к творчеству великого русского поэта. | |
вторник | Малые фольклорные формы, составление рассказов по пословицам | Дать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Их отличия от других произведений малых форм. | ||
среда | В. Крупинина «Отцовское поле» М. Глинская «Хлеб» | Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. | ||
четверг | Любимые стихи, рассказы и сказки про осень | Формировать устную речь, учить выделять признаки осени, воспитывать любовь к прекрасному через художественное слов. | ||
пятница | Заучивание стихов к осеннему утреннику | Помочь детям запомнить стихотворения, выразительно читать наизусть | ||
октябрь | I | понедельник | П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.Маршака | расширять словарный запас детей; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека. |
вторник | Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка» | Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. | ||
среда | Э. Лир. «Лимерики», пер. с англ. Г. Кружкова: «Жил-был старичок из Гонконга…» «Жил-был старичок из Винчестера…» «Жила на горе старушонка…» «Один старикашка с косою…». | создать детям радостное настроение, воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний | ||
четверг | Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака | Обогащать словарный запас детей, развивать устную речь, умение поддержать беседу, вызвать положительные эмоции | ||
пятница | Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей. | ||
II | понедельник | Ш. Перро«Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; | развивать монологическую и диалогическую речь;воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературе | |
вторник | Загадки о животных | Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор, развивать познавательный интерес. | ||
среда | «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова | познакомить учащихся с эстонской народной сказкой "Каждый свое получил". Показать красоту и меткость эстонской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках народную мудрость. | ||
четверг | М. Лермонтов. «Горные вершины» | развивать интерес дошкольников к пейзажной лирике М.Ю. Лермонтова | ||
пятница | Л. Толстой « Прыжок» | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок». | ||
III | понедельник | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова. | |
вторник | ||||
среда | К. Ушинский. «Слепая лошадь» | учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным | ||
четверг | Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди» | учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору | ||
пятница | Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов | Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении | ||
IV | понедельник | Л.Толстой «Собака и её тень». | учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы | |
вторник | Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван..» | уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях прибауток; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний | ||
среда | Е. Пермяк «Чужая калитка | формировать умение анализировать поступки людей;расширить знания детей о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека. | ||
четверг | Е. Пермяк «Пичугин Мост» | Способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям); воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки; развивать представления детей о доброте и добрых поступках | ||
пятница | Мини-викторина «Русские народные сказки» | Выяснить, знают ли дети русские народные сказки, развивать художественное воображение, обогащать лексический запас. | ||
ноябрь | I | понедельник | Н. Телешов «Самое лучшее | Познакомить с творчеством Н. Телешова, учить внимательно слушать рассказ, воспитывать интерес к художественной литературе, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям развивать речь |
вторник | « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям) | учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню | ||
среда | Загадки:Е. Благинина «На ступеньку» | Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор, развивать познавательный интерес. | ||
четверг | В. Катаев «Цветик-семицветик | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. | ||
пятница | Литературная викторинапо русским народным сказкам | закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, формировать запас литературных художественных впечатлений; приобщить к чтению, воспитывать любовь к народной культуре; | ||
II | понедельник | М. Михалков «Лесные хоромы» - чтение сказки. | ознакомить детей с авторской сказкой; помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»; научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. | |
вторник | С. Топелиус «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской | развитие коммуникативных качеств, содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, чувства сострадания, взаимопомощи. | ||
среда | С. Романовский. «На танцах» | Учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы | ||
четверг | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам и поговоркам | Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений | ||
пятница | А. Куприн. «Слон» | Познакомить с произведением А. Куприна «Слон», формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения | ||
III | понедельник | С. Городецкий. «Первый снег»; | Познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать память и внимание, учить участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Воспитывать интерес к художественной литературе | |
вторник | В. Даль. «Старик-годовик»; | учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе | ||
среда | Малые фольклорные формы, составление рассказов по пословицам | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок. | ||
четверг | Г. Скребицкий. «Всяк по-своему». | формировать у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме, воспитывать интерес к жизни диких зверей. | ||
пятница | Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку» | развитие познавательного интереса детей; воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.. | ||
IV | понедельник | С. Маршак «Откуда стол пришел?» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте) | |
вторник | Песенка «Зима пришла ..»; | Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить песню наизусть | ||
среда | Бр. Грим «Госпожа метелица» | Познакомить детей с творчеством братьев Гримм; выяснить, как сказочные события соотносятся с реальной жизнью | ||
четверг | «Волк и лиса», обработка И. Соколова-Микитова | прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь | ||
пятница | Н. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок) | познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию | ||
V | понедельник | М.Зощенко. «Великие путешественники» | ознакомление детей с понятием юмор, юмористические рассказы; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию. | |
вторник | В. Драгунский «Заколдованная буква». | ознакомление детей с понятием юмор, юмористические рассказы; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию | ||
среда | А. Л. Барто «Снегирь» | познакомить с произведением, формировать умение характеризовать героя, прогнозировать его поступки; обогащать словарный запас, развивать речь | ||
четверг | «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк | закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения,синонимы, антонимы; | ||
пятница | Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?» | учить внимательно, слушать произведение.Учить понимать содержание произведения.Продолжать учить беседовать по содержанию произведения.Развитие навыков связной речи | ||
декабрь | I | понедельник | С. Есенин. «Береза» | учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природы |
вторник | «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка) | учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе | ||
среда | С. Иванов «Каким бывает снег» | углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в словесном описании | ||
четверг | «Снегурочка» русская народная сказка | учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству | ||
пятница | Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику | Помочь детям запомнить стихотворение, развивать выразительность речи | ||
II | понедельник | А. Гайдар «Чук и Гек» | учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев | |
вторник | А. Гайдар «Чук и Гек» | Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев.. | ||
среда | А. Гайдар «Чук и Гек» | Развивать речь детей, воспитывать любовь к близким людям | ||
четверг | «Тайное становится явным» В. Драгунский | Познакомить с творчеством В. Драгунского; раскрыть характер главного героя Дениски. Воспитывать интерес к чтению, товарищество | ||
пятница | Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику | Помочь детям запомнить стихотворение, развивать выразительность речи | ||
III | понедельник | И. Крылов « Ворона и Лисица» | продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. | |
вторник | Н.Н.Носов «На горке» | закрепить знания детей о знакомых произведениях Н. Носова;развивать связную монологическую речь детей; воспитывать бережное отношение к труду людей. | ||
среда | Д. Крюсс «Снеговик в маскараде» | Познакомить детей с новым художественным произведением. Учить детей участвовать в коллективном разговоре. Формировать умение содержательно строить высказывание | ||
четверг | Л. Воронкова «Снег идет» | Познакомить детей с содержанием рассказа Л .Воронковой «Снег идет» Учить слушать и следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. | ||
пятница | С. Маршак «Песня о елке» | углублять и расширять знания детей о творчестве С.Я.Маршака, продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнять литературный багаж детей различными произведениями | ||
IV | понедельник | В. Сутеев «Елка» | способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта | |
вторник | Повторение выученных стихотворений | Развивать выразительность речи | ||
среда | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение. | ||
четверг | М. Клокова «Дед Мороз | Обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников - Дедушке Морозе. Воспитывать желание поддерживать и сохранять новогодние традиции | ||
пятница | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение подбирать признаки предметов | ||
январь | II | понедельник | Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. |
вторник | Л. Воронкова «Хитрый снеговик | Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи | ||
среда | А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии, прививать любовь к поэзии, природе | ||
четверг | К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | Закрепить знания о времени года - зима. Учить детей выражать свое состояние и настроение в разное время зимы. Расширять и активизировать словарный запас детей. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь | ||
пятница | И. Суриков. «Зима»; | Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова | ||
III | понедельник | «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз.» | уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок. | |
вторник | «Каждый свое получил», эстон., обр. М.Булатова | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения). Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения | ||
среда | «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина | Учить детей участвовать в коллективном разговоре. Формировать умение содержательно строить высказывание | ||
четверг | «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина | учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе. | ||
пятница | Загадки про зиму | Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор | ||
IV | понедельник | С. Есенин. «Пороша» | Учить внимательно слушать стихотворение, воспитывать интерес к художественной литературе, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям развивать речь. | |
вторник | Русская народная сказка «Морозко» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки. | ||
среда | С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы». | познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию образной речи детей. | ||
четверг | «Поэты -детям». Чтение стихотворений А. Барто, С. Михалкова | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | ||
пятница | Литературная викторина | Активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях прочитанных произведений за год; организовать досуг учащихся. | ||
февраль | I | понедельник | «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; | Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях |
вторник | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); | Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать представление о былине, былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. | ||
среда | Заучивание стихотворений ко дню защитника Отечества | Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение | ||
четверг | С. Могилевская «Сказка о громком барабане» | учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью | ||
пятница | Стихи о папе, дедушке | Познакомить со стихами разных поэтов, развивать устную речь, память. Воспитывать доброе отношение к родителям. | ||
II | понедельник | А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | |
вторник | А. Митяев «Почему Армия всем родная» | учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Формировать чувство гордости за воинов –защитников | ||
среда | С. Михалков «Кормовой флаг» | Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать уважение и благодарность к людям, защищающим Родину. | ||
четверг | А. Митяев «Землянка» | Расширить представления детей о жизни солдат на фронте. Показать их сноровку, умение, ловкость, привлечь к трудностям фронтовой жизни. Показать человеческие качества бойца, его обаяние, юмор, простоту. | ||
пятница | Заучивание стихотворений ко дню защитника Отечества | Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение | ||
III | понедельник | Б. Никольский «Солдатские часы» | учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Формировать чувство гордости за воинов –защитников | |
вторник | С. Я. Маршак. «Февраль», | Продолжать знакомить детей с армией и военными профессиями. Совершенствовать диалогическую речь. Приобщать детей к поэзии. Развивать умение выразительно читать стихи. | ||
среда | Вечер загадок о профессиях военных | уточнять представления детей о загадках, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас | ||
четверг | Конкурс стихов, посвященный Дню защитника Отечества | развивать навыки эмоционального отклика на стихи, продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, с выражением, вызвать радостный, эмоциональный настрой. | ||
пятница | Календарные обрядовые песни «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка .»; «Масленица, Масленица!». | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. | ||
IV | понедельник | «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина | учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме | |
вторник | «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой | учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме | ||
среда | «Кукушка» (ненецкая сказка) | Учить детей пересказывать литературный текст, учить подбирать подходящие по смыслу существительные к прилагательным. Воспитывать чувство доброты, интерес к народному творчеству. | ||
четверг | Заучивание стихотворений о мамах, бабушках | Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать, развивать устную речь, память. Воспитывать доброе отношение к маме. | ||
пятница | Г. Виеру «Мамин день» | Познакомить с творчеством Г. Виеру, развивать память и устную речь. Воспитывать любовь к маме, бережное к ней отношение | ||
март | I | понедельник | В. Осеева «Сыновья» | Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам. |
вторник | Е. Благинина «Вот, какая мама» | Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров. | ||
среда | С. Михалков «А что у вас» | учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова | ||
четверг | Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его. Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства | ||
пятница | Стихи посвященные 8 марта. | Воспитывать умение рассказывать и слушать стихи, которые рассказывают другие дети, развивать навыки эмоционального отклика на стихи, продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, с выражением, вызвать радостный, эмоциональный настрой | ||
II | понедельник | Знакомство с малыми фольклорными формами | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Развивать умение придумывать загадки. | |
вторник | «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); | учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам | ||
среда | Г Сапгир. «Считалки, скороговорки» | учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками. | ||
четверг | «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; | Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. | ||
пятница | Драматизация сказки по желанию детей | Создавать условия для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказки образных выражений. Поддерживать стремление детей участвовать в игре-драматизации. | ||
III | понедельник | Н. Рубцов. «Про зайца | Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. | |
вторник | «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. | Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. | ||
среда | А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; | Продолжить знакомство с поэтом; помочь учащимся увидеть красоту пушкинских героев, художественное мастерство сказки. Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми | ||
четверг | «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок | уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок | ||
пятница | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки | ||
IV | понедельник | «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. | Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать поступки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Развивать умение инсценировать произведение. Воспитывать желание быть опрятным.. | |
вторник | Песенки. «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...». | Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить песню наизусть | ||
среда | К. Коровин. «Белка» (в сокр. | Расширять знания детей о диких животных . Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность | ||
четверг | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам и поговоркам | закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений | ||
пятница | К. Паустовский. «Теплый хлеб»; | закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки | ||
апрель | I | понедельник | Я. Аким. «Апрель» наизусть | учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе |
вторник | Х.-К Андерсен. «Дюймовочка», | уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам. | ||
среда | Х.-К Андерсен. «Гадкий утенок» | учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе | ||
четверг | В гостях у К. И. Чуковского | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; | ||
пятница | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. | ||
II | понедельник | «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой иМ. Туберовского | Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. | |
вторник | А. Фет. | развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы | ||
среда | «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон | Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа; Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями | ||
четверг | С. Городецкий. «Весенняя песенка»; | Учить детей видеть красоту русской природы. Учить слушать стихотворную речь. Обогащать словарный запас детей. | ||
пятница | «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой. | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. | ||
III | понедельник | А. Блок. «На лугу»; | продолжить знакомить детей со стихотворениями о весне | |
вторник | Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» | Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям | ||
среда | П. Соловьева. «Подснежник»; | Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником. Воспитывать бережное отношение детей к природе. | ||
четверг | И. Соколов-Микитов. «Соль земли | воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и понимать окружающую природу | ||
пятница | Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций. | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе. | ||
IV | понедельник | А. Гайдар «Поход», | Познакомить детей с военным временем, тяжелой судьбой людей нашей страны. | |
вторник | А. Митяев «Мешок овсянки» | Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников. | ||
среда | С. Алексеев «Дом» | Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, уточнить знания детей о событиях Великой Отечественной Войны | ||
четверг | Воробьев. «Обрывок провода»; | обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации; пробуждать интерес к истории, желание знакомиться с художественными произведениями; воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества. | ||
пятница | Заучивание стихов ко Дню Победы | Помочь запомнить стихотворения, развивать выразительность речи | ||
май | I | понедельник | Г. Виеру «Девятое мая» | воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов. |
вторник | С. Алексеев. «Первый ночной таран | вызвать у детей чувство восхищения подвигом героев, их моральными качествами; воспитывать желание стать такими же. | ||
среда | С. Михалков «Быль для детей» | Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день | ||
четверг | Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату» | вызвать у детей чувство восхищения подвигом героев, их моральными качествами; воспитывать желание стать такими же | ||
пятница | Рассказывание стихов о ВОв | Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них | ||
II | понедельник | B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); | Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы | |
вторник | А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой | Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. | ||
среда | «Что за прелесть эти сказки!» | Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина; вызвать желание услышать сказочные произведения поэта, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. | ||
четверг | В. Драгунский «Друг детства» - | Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ | ||
пятница | В. Драгунский «Он живой и светится» | учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер | ||
III | понедельник | Э. Успенский. «Страшная история», «Память». | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму | |
вторник | К. Драгунская. «Лекарство от послушности» | Воспитывать интерес к художественной литературе, учить слушать внимательно и заинтересовано, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Развивать речь. | ||
среда | В. Бианки «Май» | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. | ||
четверг | Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки | ||
пятница | Н. Носов «Автомобиль» - чтение рассказа. | Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить оценивать поступки героев. | ||
IV | понедельник | А. Барто«В школу» | Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;развивать внимание, память, связную речь. | |
вторник | И. Демьянов «Одежкин домик», «До свиданья, детский сад!» | продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | ||
среда | Л. Воронкова «Подружки идут в школу» | расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. | ||
четверг | А. Алексин «Первый день» | Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения | ||
пятница | Итоговая литературная викторина | Закреплять и систематизировать знания детей о знакомых литературных произведениях, их особенностях. Развивать способность детей высказывать развернутые суждения. Воспитывать интерес к художественной литературе. |
Принято педагогическим советом Утверждаю
от 2.09 2016 протокол № 1 Заведующий_______ Т.В. Иванова
Приказ № _122 от 2.09.2016.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы
Группа общеразвивающей направленности №9
Возраст 5-6 года
Воспитатели: Кулаева Е.С., Мячикова А.А..
2016/2017 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Материал подобран по методике Ушаковой О.С...
Перспективное планирование в подготовительной группе: "Художественная литература".
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....
Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Чтение художественной литературы в подготовительной группе....
Перспективное планирование в подготовительной группе "Художественная литература"
Перспективное планирование в подготовительной группе "Художественная литература"...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эс...