Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.
занимательные факты
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй.
Памятка для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_vospitateley.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй.
Памятка для воспитателей ДОУ.
Основная цель обучения детей сочинению сказок, рассказов, стихов – сформировать у них особое отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. А одна из задач – показать родителям, как читать и обсуждать с ребенком художественные произведения, дать представление о некоторых приемах и способах этой работы. Все это призвано способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Ребенка необходимо включать в такую ситуацию, в которой от него потребуют принять то или иное решение, совершить поступок, отказаться от каких-то интересов, пожертвовав ими в пользу другого или же в соответствии со своими собственными принципами. Таких ситуаций морального выбора в художественной литературе (а особенно в сказке) очень много.
Дети не живут под спасательным стеклянным колпаком, они не все время находятся под защитой папы или мамы. Внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то страшным, незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть готов к подобной встрече. Необходимо воспитать в нем смелость, стойкость, иначе он не сможет отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому детей надо учить преодолевать собственные страхи. Впрочем, ребята сами часто стремятся к опасному, сочиняют и пересказывают друг другу страшные истории.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развития творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия – эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к литературе.
В.А.Сухомлинский говорил: «…Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
Знакомство ребенка со сказкой, рассказом начинается с выразительного чтения взрослого. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами
(В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)
- Целенаправленное наблюдение.
* Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.
* Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер».
* Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
* Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.
- Сравнение.
*Проводятся игры в «сравнения»
(Кто на кого похож ? Что на что похоже?)
*Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.
*Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с
целью актуализации читательского опыта.
- Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.
* Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.
* Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают, какой представлен герой и из какого он произведения.
*Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
- Эксперимент с художественным образом.
*Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.
*Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта).
*Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).
5. Оценка и суждение.
*Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).
*Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).
*Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.
*Беседы о жанре, об авторе.
Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. | Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них. |
Коллаж из сказок | Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек. |
Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц. | Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев. |
Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах. | Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств. |
Сказки из мусора. | Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети. |
Истории о бытовых предметах. | Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением. |
Истории из «живых» капель и клякс. | Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки. |
Истории и сказки по-новому. | Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. |
Цветные истории и сказки. | Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Сочинять истории о вещах определенного цвета, о смешении цветов, о том какой цвет важнее и так далее. |
Моделирование сказок. | Составление сказки, рассказа по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, для чего он нужен). Затем педагог договаривается с детьми о том, какой символ (полоска фигура) что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками. |
Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года. | На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками. |
Художественная литература в семейном воспитании
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Чтение может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Ребенок легче и быстрее пристраститься к литературе, родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, ведут разговор о прочитанном. Чтение должно царить в семье (особенно в век технического прогресса), и ребенок, «надышавшись» этой атмосферой, без особого труда разовьет образное и логическое мышление, свои творческие способности.
Кроме того, родителям вместе с детьми необходимо постоянно рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию.
Читая книгу дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Педагог должен убедить родителей, что это вовсе не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. Снимутся многие проблемы, если ребенок поймет, что взрослые разделяют его интересы, почувствует свою нужность, сопричастность с жизнью семьи.
Необходимо читать книги перед сном, перечитывать любимые отрывки. Завершающим этапом работы над сказкой, историей может стать чтение её в лицах, ребенку нужно отвести важную роль.
После прочтения предложите ребенку разыграть сказку или историю. Подберите из игрушек героев или сделайте их вместе с ребенком: нарисуйте на картоне, слепите из пластилина. Можно также условно назвать куклами предметы, подходящие на эту роль. Стремитесь, чтобы ребенок не только помогал вам, но и предлагал свои варианты, придумывал свои атрибуты. Далее начинайте игру-спектакль.
Репетировать отдельные сцены не нужно, потому что это больше игра, чем спектакль. Можете предложить ребенку сыграть свой спектакль, помогайте ребенку с помощью других персонажей, развивайте сюжет. В таких играх может проявляться то, что в данное время мучает ребенка, но что он может не осознавать или сознательно умалчивать. Будьте особенно осторожны, внимательны, готовы к любому экспромту. Но стремитесь к главному – чтобы ребенок сам, не замечая помощи, но ощущая вашу поддержку, находил нужное решение в ситуациях морального выбора: помогал добрым героям победить и жалел злых неудачников.
Чтобы определить, насколько ваш ребенок увлечен художественной литературой, а также уровень развития его воображения и логического мышления, проведите для себя тест, по возможности объективно ответив на предложенные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.
Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с рассказом Н.Носова "Живая шляпа" "
Познакомить детей с произведением Н. Носова « Живая шляпа». Продолжать развивать интерес к художественной литературе....
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...
Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....