Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.
занимательные факты
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй.
Памятка для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй.
Памятка для воспитателей ДОУ.
Основная цель обучения детей сочинению сказок, рассказов, стихов – сформировать у них особое отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. А одна из задач – показать родителям, как читать и обсуждать с ребенком художественные произведения, дать представление о некоторых приемах и способах этой работы. Все это призвано способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Ребенка необходимо включать в такую ситуацию, в которой от него потребуют принять то или иное решение, совершить поступок, отказаться от каких-то интересов, пожертвовав ими в пользу другого или же в соответствии со своими собственными принципами. Таких ситуаций морального выбора в художественной литературе (а особенно в сказке) очень много.
Дети не живут под спасательным стеклянным колпаком, они не все время находятся под защитой папы или мамы. Внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то страшным, незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть готов к подобной встрече. Необходимо воспитать в нем смелость, стойкость, иначе он не сможет отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому детей надо учить преодолевать собственные страхи. Впрочем, ребята сами часто стремятся к опасному, сочиняют и пересказывают друг другу страшные истории.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развития творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия – эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к литературе.
В.А.Сухомлинский говорил: «…Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
Знакомство ребенка со сказкой, рассказом начинается с выразительного чтения взрослого. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами
(В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)
- Целенаправленное наблюдение.
* Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.
* Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер».
* Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
* Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.
- Сравнение.
*Проводятся игры в «сравнения»
(Кто на кого похож ? Что на что похоже?)
*Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.
*Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с
целью актуализации читательского опыта.
- Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.
* Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.
* Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают, какой представлен герой и из какого он произведения.
*Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
- Эксперимент с художественным образом.
*Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.
*Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта).
*Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).
5. Оценка и суждение.
*Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).
*Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).
*Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.
*Беседы о жанре, об авторе.
Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. | Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них. |
Коллаж из сказок | Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек. |
Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц. | Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев. |
Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах. | Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств. |
Сказки из мусора. | Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети. |
Истории о бытовых предметах. | Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением. |
Истории из «живых» капель и клякс. | Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки. |
Истории и сказки по-новому. | Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. |
Цветные истории и сказки. | Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Сочинять истории о вещах определенного цвета, о смешении цветов, о том какой цвет важнее и так далее. |
Моделирование сказок. | Составление сказки, рассказа по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, для чего он нужен). Затем педагог договаривается с детьми о том, какой символ (полоска фигура) что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками. |
Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года. | На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками. |
Художественная литература в семейном воспитании
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Чтение может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Ребенок легче и быстрее пристраститься к литературе, родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, ведут разговор о прочитанном. Чтение должно царить в семье (особенно в век технического прогресса), и ребенок, «надышавшись» этой атмосферой, без особого труда разовьет образное и логическое мышление, свои творческие способности.
Кроме того, родителям вместе с детьми необходимо постоянно рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию.
Читая книгу дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Педагог должен убедить родителей, что это вовсе не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. Снимутся многие проблемы, если ребенок поймет, что взрослые разделяют его интересы, почувствует свою нужность, сопричастность с жизнью семьи.
Необходимо читать книги перед сном, перечитывать любимые отрывки. Завершающим этапом работы над сказкой, историей может стать чтение её в лицах, ребенку нужно отвести важную роль.
После прочтения предложите ребенку разыграть сказку или историю. Подберите из игрушек героев или сделайте их вместе с ребенком: нарисуйте на картоне, слепите из пластилина. Можно также условно назвать куклами предметы, подходящие на эту роль. Стремитесь, чтобы ребенок не только помогал вам, но и предлагал свои варианты, придумывал свои атрибуты. Далее начинайте игру-спектакль.
Репетировать отдельные сцены не нужно, потому что это больше игра, чем спектакль. Можете предложить ребенку сыграть свой спектакль, помогайте ребенку с помощью других персонажей, развивайте сюжет. В таких играх может проявляться то, что в данное время мучает ребенка, но что он может не осознавать или сознательно умалчивать. Будьте особенно осторожны, внимательны, готовы к любому экспромту. Но стремитесь к главному – чтобы ребенок сам, не замечая помощи, но ощущая вашу поддержку, находил нужное решение в ситуациях морального выбора: помогал добрым героям победить и жалел злых неудачников.
Чтобы определить, насколько ваш ребенок увлечен художественной литературой, а также уровень развития его воображения и логического мышления, проведите для себя тест, по возможности объективно ответив на предложенные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-302143-1382512801.jpg)
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.
Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-1047737-1532583491.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с рассказом Н.Носова "Живая шляпа" "
Познакомить детей с произведением Н. Носова « Живая шляпа». Продолжать развивать интерес к художественной литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-603321-1570511839.jpg)
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...
Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....