Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Нечаева Ольга Ивановна

Конспект открытого занятия

Тема: Три чуда из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

(подготовительная к школе группа № 4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

Тема: Три чуда из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

(подготовительная к школе группа № 4)

Воспитатель:

Нечаева О. И.

Тема: Три чуда из сказки А. С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

Задачи: Активизировать знания детей о сказке. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной, литературной и художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классической музыке.

Цель: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему развитию навыков движения под музыку. Формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Заучивание детьми небольших отрывков и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна Лебедь». Знакомство с иллюстрациями художника В. М. Конашевича

Оборудование: Диски с записями музыки Н.А Римского - Корсакова; иллюстрации к сказке В.М. Конашевича.

Ход занятия:

Часть 1

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказке великого русского поэта А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебед^». Послушаем музыку к этой сказке, которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков, а также увидим иллюстрации к сказке написанные русским художником Владимиром Михайловичем Конашевичем.

Мы с вами читали эту сказку, и вы помните, что в волшебном городе у князя Гвидона было три чуда. Назовите первое из них? (Белочка). Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А. С. Пушкин. (Один ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной —

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд;

Молодец! А вот белочка, которую нам нарисовал художник (Иллюстрация «Bej В. М. Нонашевича»). Скажите, какая белочка на картине? (маленькая, игривая, веселая). Правильно.

А сейчас мы услышим как композитору Н.А. Римскому - Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки. (Звучит музыкальный фрагмент «Белочка»), Какую белочку нарисовала нам музыка? (маленькую, веселую). А почему вы так решили? (Потому что музыка звучала легко, высоь игриво, светло).

Мелодия, какой русской народной песни сейчас звучала? (Во саду ли, в огоро

А сейчас назовите мне второе чудо? (Тридцать три богатыря). (Один ребенои рассказывает фрагмент стихотворения).

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

Тридцать три богатыря защитники волшебного города. Посмотрим иллюстрацию В. М. Конашевича. Что вы видите? (Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями).

А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей.

(Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»). Как звучала музыка? (торжественно, мужественно, гордо). Что можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (В музыке слышится грозный рокот моря, море бушует, плещется).

Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, художник и композитор?

(Да)

Назовите мне, третье чудо волшебного города. (Царевна - Лебедь). (Один ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А сейчас послушаем, какую Царевну-Лебедь изобразит нам музыка (звучит музыкальный фрагмент «Царевна- Лебедь»). Какая была музыка? (Плавная, нежная, грациозная. Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то спускается вниз). А какое море? (Море спокойное, тихое, плещущие).

А теперь посмотрим на иллюстрации. (Иллюстрация «Царевна - Лебедь»), Видите, как изобразил Царевну - Лебедь художник. Скажите настроение картины совпадает с музыкой? (Да, Царевна на картине необычная, волшебная, видно как она превращается из лебедя в девушку. Эта картина созвучна с музыке).

Сейчас я предлагаю совершить вам волшебное превращение. (Две девочки танцуют под музыку белочки, мальчики превращаются в богатырей – движения мужественные, четкие, бодрые. Четыре девочки превратятся в Царевну- Лебедь - движения грациозные, плавные, нежные.)

Дети берут элементы костюмов и исполняют танцевальную импровизацию под прослушанную музыку.

Молодцы, вы настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки.

Часть2

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза. Число три волшебное, характерное для многих сказок.

В сказке о царе Салтане: три девицы под окном пряли поздно вечерком; три раза князь Гвидон обращался за помощью к Царевне-Лебеди; три раза заезжают корабельщики; три раза превращался князь Гвидон в насекомых и летал к царю Салтану.

В каких трех насекомых превращался князь Гвидон? (муха, комар, шмель). Сейчас вы послушаете музыку и попытаетесь угадать какому из трех насекомых подходит она? (Звучит музыкальный фрагмент «Полет шмеля»). Молодцы! Правильно, шмель.

А сейчас поиграем с вами в дидактическую игру «Подскажи словечко»

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому.... (ЗВЕРЮШКУ)

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь        (ГВИДОН)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых.... (ПАРУСАХ)

Ветер весело шумит,

Судно весело.... (бежит)

Мимо острова Буяна

В царство славного.... (Салтана).

И желанная страна

Вот уж издали        (видна)

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки непростые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый....(ИЗУМРУД).

Часть 3

Молодцы, ребята!

Мне понравилось, как вы отвечали, как вы танцевали и за это белочка дарит вам орешки в золотой скорлупе, а вот что внутри мы посмотрим уже в группе. Благодарю вас за занятие.

«По тропинке мы пойдем снова в группу попадем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...