Социальный проект «Развитие навыков чтения художественной литературы у старших дошкольников»
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна

Социальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад «Золушка»

Проект

«Развитие навыков чтения художественной литературы  у старших дошкольников»

                                  Выполнила:

Абдуразакова Д.И.  /воспитатель/

Когалым 2016

1.Введение

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Сегодня весь мир стоит перед проблемой  как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают вместо чтения  книги посмотреть  телевизор, поиграть в компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление,  воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и воспитательное, познавательное и эстетическое  значение художественной литературы, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.

Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать  детям  любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.

Актуальность

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день.

Проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним  из актуальных в психологии, педагогике сегодня.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Читательские   интересы старших дошкольников разнообразны: им нравятся  книги о животных, природных явлениях, детях, описания   игровых ситуаций.  Главная ценность данного возраста – высокая   эмоциональная   отзывчивость   на художественное   слово, способность  сопереживать, сволнениям следить  за   развитием сюжета, ждать счастливой развязки,    поэтому   формирования литературного  вкуса возможно и необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это   для нашей    действительности, когда      прилавки  магазинов и киосков завалены яркими, броско   иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к   сожалению, часто примитивно и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет   духовный мир ребенка не развивает эмоционально - окрашенную,    образную    речь.                                                                                                                                                                                               Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию  литературного   вкуса.

  Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Проблема

В настоящее время одной из самых наболевших проблем  современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать,  чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.

Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.

Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения-не менее печальные последствия, приводящие к деградации.  

 Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это  колоссальнейшая потеря, которую никакое  другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального  самосознания, сделав из народа настоящих животных.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь   к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений     художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить   наизусть.    

           Читательский кругозор дошкольника необходимо  расширять, знакомить  его  с произведениями   разных  жанров и  стилей, с детской  классической русской  и зарубежной литературой. Детское дошкольное  учреждение как раз знакомит  детей с лучшими произведениями и на этой  основе  решает  целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.                                                                                                                                                           Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием  и элементы  художественной выразительности само собой к ребенку    не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы   сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.                                                                                                                                                        Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную,  и   нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Новизна проекта

Установление  взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

2.Содержание проекта

Цель и задачи проекта

Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных  групп  д/с  «Золушка», воспитатели, работники библиотеки, родители.

По длительности: сентябрь 2016 – апрель 2017 года, долгосрочный.

Цель проекта: способствовать развитию  интереса старших дошкольников к книге, художественной  и познавательной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, семьей библиотекой.

Задачи:

  • Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей,работников библиотеки;

  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

  • Сформировать у детей интерес к библиотеке;

  • Способствовать зарождению традиции семейного чтения;

  • Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

  • Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей

  • Способствовать развитию речи,  памяти, внимания.

 Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение)  различать доступные  жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.

2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями  и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе  в группах.

4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе.

 Необходимое оборудование: книги, репродукции иллюстраций знаменитых поэтов и писателей, книжные полки, столы, ТСО.

3.Реализация проекта

Этапы проекта:

  1. Этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)
  2. Этап  - основной   (сентябрь 2016 – май 2017 г.)
  3. Этап  итоговый  (май 2017 г.)

Перспективный план по работе над проектом

№ п/п

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Совместная работа с   педагогами  групп  и детской библиотекой

Сроки проведения

1.

Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)        

«Книжкина больничка»

(Ремонт книг  в группах)

(Постоянно)

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

Помощь в организации развивающей среды

Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и  их группы к проекту.

Сентябрь2016 г.

2.

Беседа

«Зачем нужны книги».

Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель»

Организация выставки книг

 (художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду

(Педагоги старших групп).

Октябрь

2016 г.

3.

Беседа о профессии библиотекарь

(подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека»)

Подбор материала и необходимых атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов для с/р игры.

Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.

(Педагоги старших групп)

Октябрь

2016 г.

4.

Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др.

Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги.

Оформление мини-музея детской книги.

Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов.

Ноябрь 2016 г.

5.

Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина.

Чтение сказок Андерсена.

Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение

стихотворений Д. Хармса.

Заучивание стихотворений об осени.

Расскажем стихи руками.

Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению»

Знакомство с новыми книгами в  библиотеке детского  сада «Читаем сами»

(Педагоги старших групп)

«Листья падают, шурша», осенняя фантазия. День дошкольника.

Ноябрь 2016 г.

6.

Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг».

«Досуг – конкурс «Самая читающая семья».

«Путешествие в зимнее царство, снежное государство»

(детская библиотека)

Декабрь 2016 г.

7.

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

Что за прелесть - эти сказки!»

(показ кукольного спектакля для младших групп

( Дети старших групп)

Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка»

«Проделки кумушки лисы», инсценировка по мотивам русских народных сказок.

(Детская библиотека)

Декабрь 2016 г.

8.

Чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыреГвидоне».

Рисование по сказкам А.С.Пушкина

КВН с родителями по сказкам А.С. Пушкина.

Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

Январь 2017 г.

9.

Экскурсия в библиотеку

«В гости к книжкам».

Театрализованная игра: «Мы - волшебники» по  сказкам  Сутеева.

Проведение конкурса для детей и родителей «Семейная рукописная книга».

«Мягкие легли снега, на леса и на луга», день дошкольника.

(Детская библиотека).

Февраль 2017 г.

10.

 Чтение произведений Л.Н. Толстого «Косточка», «Котёнок», «Лев и собачка», «Лев и мышь» и др.

Художники-иллюстраторы детям.

Рассматривание книг.

Тематическая выставка «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

«Сказочный денёк»,

Театрализованная игровая программа. Неделя детской и юношеской книги.

(Детская библиотека).

Март 2017 г.

11.

В этот вечер у нас в гостях ...

(Встреча с интересными людьми)

Изготовление книжек-малышек  для детей 2 младшей группы        

«Книга – мой друг».

 Оформление фотоальбома

Праздник книги.

        

«Повстречаем чудеса», путешествие по сказочным тропинкам.

(Детская библиотека).

Март 2017 г.

12.

Наша планета- наш общий дом!  Фольклор и поэзия народов о весне

 Чтение  стихов  о весне, разученных в младших группах.

Изготовление сказочных птиц (по мотивам русского фольклора)

Неделя экологии

 в детской библиотеке «Добро пожаловать в Экологию!»

«Путешествие капельки», экологический час для малышей.

Апрель 2017 г.

13.

Писатели мира детям - знакомство с творчеством зарубежных писателей.

Рассматривание книг, иллюстраций зарубежных писателей.

Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей

Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

(Педагоги старших групп)

Апрель 2017 г.

14.

Диагностика детей по задачам проекта

Презентация проекта для родителей.

Награждение победителей конкурса

«Семейная рукописная книга». Итоговая педагогическая диагностика по проекту.

Май

2017 г.

15.

Чтение произведений художественной литературы.

1.«Вместе почитаем, вместе поиграем», выездной читальный зал. (Детская библиотека).

2.»Город твоих друзей», экскурсия для дошкольников.

(Детская библиотека).

В течение всего года.

Работа над проектом распланирована на 3 этапа.

 1-ый этап – организационный или подготовительный (сентябрь 2016 г.)

 На этом этапе планируется  заключить  договор между нашим ДОУ и детской библиотекой, составить  списки участников, собрать  разновидности анкет для родителей, разработать  беседу – опрос детьми «Моя любимая книга», диагностика старшего возраста по разделу «Ребёнок и книга», собрать методическую  литературу по данному вопросу, провести  анкетирование родителей «Семейное чтение».

2-ой этап работы над проектом – основной (октябрь 2016 – апрель 2017 г.)

Включает в себя:

  • заключение договора на совместную  деятельность;
  • экскурсия старших и подготовительных групп по знакомству с библиотекой;
  • создание читательского абонемента для старших дошкольников на базе нашего ДОУ;
  • визиты сотрудника библиотеки 2 раза в неделю в старшие и подготовительные группы с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов;
  • проведение тематических дней в детской библиотеке (Новый год, и т.д)
  • выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге;
  • проведение совместного педагогического совета.

Работа с детьми:

  • Участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях (октябрь – январь 2016-2017)
  • Выставки детских работ по изобразительному искусству (октябрь-январь 2016-2017)
  • экскурсии в детскую библиотеку (октябрь-январь 2016-2017)
  • «По тропинке жарким летом», театрализованная игровая программа.
  • Изготовление книжек-малышек (декабрь 2016)

Работа с педагогами:

  • Организация выставки книг  (художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду

  • Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.
  • Знакомство с новыми книгами в  библиотеке детского  сада «Читаем сами»
  • Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

Работа с родителями:

  • Помощь в организации развивающей среды.
  • Изготовление атрибутов для с/р игры.
  • Проведение конкурса для детей и родителей «Семейная рукописная книга».
  • «Досуг – конкурс «Самая читающая семья».

3-й этап работы – завершающий этап (февраль- апрель 2017)

1. Проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой.

2. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.

4.Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

-       Педагоги

-       Родители

-       Дети

-       Инструктор по ИЗО

-       Музыкальный руководитель

-       Детская библиотека

Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- центр книги в группах;

- уголки театрализации;

- уголки ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;

- библиотека книг художественной  и познавательной литературы;

- ТСО.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- сайт дошкольного учреждения;

- фотоотчёты;

- публикации в журналах.

5.Содержание деятельности

Работа с детьми

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить  знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

        Художественное слово обогащает эмоциональную  жизнь, формирует нравственные начала.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование знаний  художественной литературы детей старшего дошкольного возраста(28 детей). Результаты обследования следующие:

Выявлено, что 89%  воспитанников имеют высокий и средний уровень знаний (В-64%       С-25% ).Дети могут определять добро и зло, оценивать поступки героев, симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев, давать советы, рекомендации. Дети проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С Пушкина, К.Чуковского и С.Михалкова, С.Маршака. Охотно подбирают и рифмуют слова, при этом уже начинают обращать внимание на смысловое значение. Различают жанры художественных произведений.

 Наряду с этим, 11% детей имеют низкий объём знаний по данным вопросам.

Дети затрудняются  в ответах на вопросы о жанровом своеобразии произведения,путают понятия литературная сказка и народная сказка, на осознают некоторые свойства речевой выразительности ( многозначность слова, сравнение, усиление и т.д.), не осознают некоторые виды комического в произведениях.

Некоторые из детей не умеют передавать  своё    эмоциональное отношение в выразительном чтении, проникать в поэтическое настроение.

 Результаты данного обследования показывают, что работа по   развитию навыков  чтения  художественной литературы с целью их эстетического воспитания  должна быть продолжена и углублена  в целостной взаимосвязанной системе.

Работа  с  педагогами

Необходимо сказать, что главными  условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются,  прежде всего,  эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.

В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию  дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.

По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:

 Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.

Работа  с  родителями

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать  одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй,  для  обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы  может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:

1. Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

2. Реализация системы сотрудничества с родителямипо развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.

3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в течение года.

6.Заключение

Реализация социального проекта по художественной литературе позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);

- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые формы работы;

- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК – РОДИТЕЛЬ –  ДЕТСКИЙ САД  - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Информационные ресурсы:

1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.

2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.

 « От рождения до школы» М., 2010 г.

3.Гербова  В.В  «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.

5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

7.Горбушина Л.А.  «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.

8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.

10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.

13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.

14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.

15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.

16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г

17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.

18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников  с литературой», М., 1998г.

21.Федяевская В.М. «Что и как рассказывать дошкольникам». Учпедгиз,1950г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.

Проблема становления меж­личностного общения связана с дефицитом культуры, добро­ты в воспитании ребенка. По­этому в воспитательно-образо­вательной работе ДОУ необхо­димо уделять особое внимание стано...

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Проект "Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданам...

Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР

В данной разработке представлены интересные виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

Опыты и эксперименты «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, ...