Социальный проект «Развитие навыков чтения художественной литературы у старших дошкольников»
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золушка»
Проект
«Развитие навыков чтения художественной литературы у старших дошкольников»
Выполнила:
Абдуразакова Д.И. /воспитатель/
Когалым 2016
1.Введение
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Сегодня весь мир стоит перед проблемой как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают вместо чтения книги посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.
Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.
Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.
Целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.
Актуальность
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день.
Проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Читательские интересы старших дошкольников разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых ситуаций. Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, сволнениям следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому формирования литературного вкуса возможно и необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивно и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка не развивает эмоционально - окрашенную, образную речь. Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.
Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.
Проблема
В настоящее время одной из самых наболевших проблем современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать, чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.
Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.
Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения-не менее печальные последствия, приводящие к деградации.
Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это колоссальнейшая потеря, которую никакое другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального самосознания, сделав из народа настоящих животных.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Детское дошкольное учреждение как раз знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Новизна проекта
Установление взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
2.Содержание проекта
Цель и задачи проекта
Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп д/с «Золушка», воспитатели, работники библиотеки, родители.
По длительности: сентябрь 2016 – апрель 2017 года, долгосрочный.
Цель проекта: способствовать развитию интереса старших дошкольников к книге, художественной и познавательной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, семьей библиотекой.
Задачи:
- Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей,работников библиотеки;
- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Сформировать у детей интерес к библиотеке;
- Способствовать зарождению традиции семейного чтения;
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
- Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
- Способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Предполагаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой. 2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. | 1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника. 2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада. 3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта. | 1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению. 3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группах. 4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе. |
Необходимое оборудование: книги, репродукции иллюстраций знаменитых поэтов и писателей, книжные полки, столы, ТСО.
3.Реализация проекта
Этапы проекта:
- Этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)
- Этап - основной (сентябрь 2016 – май 2017 г.)
- Этап – итоговый (май 2017 г.)
Перспективный план по работе над проектом
№ п/п | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями | Совместная работа с педагогами групп и детской библиотекой | Сроки проведения | ||
1. | Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом) | «Книжкина больничка» (Ремонт книг в группах) (Постоянно) | Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» Помощь в организации развивающей среды | Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и их группы к проекту. | Сентябрь2016 г. | ||
2. | Беседа «Зачем нужны книги». | Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами» | Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель» | Организация выставки книг (художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду (Педагоги старших групп). | Октябрь 2016 г. | ||
3. | Беседа о профессии библиотекарь (подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека») | Подбор материала и необходимых атрибутов к игре. | Изготовление атрибутов для с/р игры. | Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе. (Педагоги старших групп) | Октябрь 2016 г. | ||
4. | Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др. | Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги. | Оформление мини-музея детской книги. | Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов. | Ноябрь 2016 г. | ||
5. | Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена. Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение стихотворений Д. Хармса. Заучивание стихотворений об осени. | Расскажем стихи руками. | Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная». Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению» | Знакомство с новыми книгами в библиотеке детского сада «Читаем сами» (Педагоги старших групп) «Листья падают, шурша», осенняя фантазия. День дошкольника. | Ноябрь 2016 г. | ||
6. | Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей» | Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». | «Досуг – конкурс «Самая читающая семья». | «Путешествие в зимнее царство, снежное государство» (детская библиотека) | Декабрь 2016 г. | ||
7. | Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера | Что за прелесть - эти сказки!» (показ кукольного спектакля для младших групп ( Дети старших групп) | Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка» | «Проделки кумушки лисы», инсценировка по мотивам русских народных сказок. (Детская библиотека) | Декабрь 2016 г. | ||
8. | Чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыреГвидоне». | Рисование по сказкам А.С.Пушкина | КВН с родителями по сказкам А.С. Пушкина. | Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина» | Январь 2017 г. | ||
9. | Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам». | Театрализованная игра: «Мы - волшебники» по сказкам Сутеева. | Проведение конкурса для детей и родителей «Семейная рукописная книга». | «Мягкие легли снега, на леса и на луга», день дошкольника. (Детская библиотека). | Февраль 2017 г. | ||
10. | Чтение произведений Л.Н. Толстого «Косточка», «Котёнок», «Лев и собачка», «Лев и мышь» и др. | Художники-иллюстраторы детям. Рассматривание книг. | Тематическая выставка «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого» | «Сказочный денёк», Театрализованная игровая программа. Неделя детской и юношеской книги. (Детская библиотека). | Март 2017 г. | ||
11. | В этот вечер у нас в гостях ... (Встреча с интересными людьми) | Изготовление книжек-малышек для детей 2 младшей группы | «Книга – мой друг». Оформление фотоальбома | Праздник книги.
«Повстречаем чудеса», путешествие по сказочным тропинкам. (Детская библиотека). | Март 2017 г. | ||
12. | Наша планета- наш общий дом! Фольклор и поэзия народов о весне | Чтение стихов о весне, разученных в младших группах. | Изготовление сказочных птиц (по мотивам русского фольклора) | Неделя экологии в детской библиотеке «Добро пожаловать в Экологию!» «Путешествие капельки», экологический час для малышей. | Апрель 2017 г. | ||
13. | Писатели мира детям - знакомство с творчеством зарубежных писателей. | Рассматривание книг, иллюстраций зарубежных писателей. | Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей | Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро» (Педагоги старших групп) | Апрель 2017 г. | ||
14. | Диагностика детей по задачам проекта | Презентация проекта для родителей. | Награждение победителей конкурса «Семейная рукописная книга». Итоговая педагогическая диагностика по проекту. | Май 2017 г. | |||
15. | Чтение произведений художественной литературы. | 1.«Вместе почитаем, вместе поиграем», выездной читальный зал. (Детская библиотека). 2.»Город твоих друзей», экскурсия для дошкольников. (Детская библиотека). | В течение всего года. |
Работа над проектом распланирована на 3 этапа.
1-ый этап – организационный или подготовительный (сентябрь 2016 г.)
На этом этапе планируется заключить договор между нашим ДОУ и детской библиотекой, составить списки участников, собрать разновидности анкет для родителей, разработать беседу – опрос детьми «Моя любимая книга», диагностика старшего возраста по разделу «Ребёнок и книга», собрать методическую литературу по данному вопросу, провести анкетирование родителей «Семейное чтение».
2-ой этап работы над проектом – основной (октябрь 2016 – апрель 2017 г.)
Включает в себя:
- заключение договора на совместную деятельность;
- экскурсия старших и подготовительных групп по знакомству с библиотекой;
- создание читательского абонемента для старших дошкольников на базе нашего ДОУ;
- визиты сотрудника библиотеки 2 раза в неделю в старшие и подготовительные группы с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов;
- проведение тематических дней в детской библиотеке (Новый год, и т.д)
- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге;
- проведение совместного педагогического совета.
Работа с детьми:
- Участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях (октябрь – январь 2016-2017)
- Выставки детских работ по изобразительному искусству (октябрь-январь 2016-2017)
- экскурсии в детскую библиотеку (октябрь-январь 2016-2017)
- «По тропинке жарким летом», театрализованная игровая программа.
- Изготовление книжек-малышек (декабрь 2016)
Работа с педагогами:
- Организация выставки книг (художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду
- Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.
- Знакомство с новыми книгами в библиотеке детского сада «Читаем сами»
- Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»
Работа с родителями:
- Помощь в организации развивающей среды.
- Изготовление атрибутов для с/р игры.
- Проведение конкурса для детей и родителей «Семейная рукописная книга».
- «Досуг – конкурс «Самая читающая семья».
3-й этап работы – завершающий этап (февраль- апрель 2017)
1. Проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой.
2. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
4.Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
- Педагоги
- Родители
- Дети
- Инструктор по ИЗО
- Музыкальный руководитель
- Детская библиотека
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- центр книги в группах;
- уголки театрализации;
- уголки ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ТСО.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт дошкольного учреждения;
- фотоотчёты;
- публикации в журналах.
5.Содержание деятельности
Работа с детьми
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование знаний художественной литературы детей старшего дошкольного возраста(28 детей). Результаты обследования следующие:
Выявлено, что 89% воспитанников имеют высокий и средний уровень знаний (В-64% С-25% ).Дети могут определять добро и зло, оценивать поступки героев, симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев, давать советы, рекомендации. Дети проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С Пушкина, К.Чуковского и С.Михалкова, С.Маршака. Охотно подбирают и рифмуют слова, при этом уже начинают обращать внимание на смысловое значение. Различают жанры художественных произведений.
Наряду с этим, 11% детей имеют низкий объём знаний по данным вопросам.
Дети затрудняются в ответах на вопросы о жанровом своеобразии произведения,путают понятия литературная сказка и народная сказка, на осознают некоторые свойства речевой выразительности ( многозначность слова, сравнение, усиление и т.д.), не осознают некоторые виды комического в произведениях.
Некоторые из детей не умеют передавать своё эмоциональное отношение в выразительном чтении, проникать в поэтическое настроение.
Результаты данного обследования показывают, что работа по развитию навыков чтения художественной литературы с целью их эстетического воспитания должна быть продолжена и углублена в целостной взаимосвязанной системе.
Работа с педагогами
Необходимо сказать, что главными условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются, прежде всего, эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.
В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.
По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:
Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.
Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.
Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.
Работа с родителями
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:
1. Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.
2. Реализация системы сотрудничества с родителямипо развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.
3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в течение года.
6.Заключение
Реализация социального проекта по художественной литературе позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК – РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Информационные ресурсы:
1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.
2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.
« От рождения до школы» М., 2010 г.
3.Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.
5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.
6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.
7.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.
8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г
9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.
10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.
11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.
13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.
14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.
15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.
16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г
17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.
18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.
21.Федяевская В.М. «Что и как рассказывать дошкольникам». Учпедгиз,1950г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом культуры, доброты в воспитании ребенка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ необходимо уделять особое внимание стано...
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...
Проект "Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданам...
Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
В данной разработке представлены интересные виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента...
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...
Опыты и эксперименты «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, ...