Опыты и эксперименты «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитина Марина Павловна

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию .Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Юный исследователь». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки) , бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало,  часы, фонарик и т.д.) , огород.

В течении года с детьми проводятся беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомили детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию .Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Юный исследователь». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки) , бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало,  часы, фонарик и т.д.) , огород.

В течении года с детьми проводятся беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомили детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

В течении учебного года нами проводятся НОД и опыты-эксперименты по темам:

«Почва-что это такое»

«Песок и глина»

«Волшебная вода»

«Воздух-неведимка

«Бумага и её свойства»

«Ткань и её свойства

В результате НОД и опытов — экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы разобрав каждое отдельно (явления погоды, круговорот воды в природе, движения солнца, снегопад), со свойствами почвы, песка и глины. Закрепляли и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; Изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса). Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Имеют представление о магните и его свойстве  .Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов. Кроме того, имеется  уголок «Школа маленьких поварят»,  наполненный всевозможными  веществами и жидкостями, необходимыми для первых кулинарных шедевров.  Содержимое центров э безопасно и доступно для детей.

Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении фотовыставок в приемной таких как « Осенняя фантазия», лэпбуков по экологии .Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“, „Научите ребенка любить живую природу“. ».

Таким образом, опытно-исследовательская  деятельность является основой для формирования экологической культуры личности и первых жизненных навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов.

В данной публикации описано, как с помощью опытов и экспериментов развивать исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....

Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В статье содержится опыт работы в рамках реализации познавательно- исследовательского проекта у детей страшего дошкольного возраста....