Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом культуры, доброты в воспитании ребенка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ необходимо уделять особое внимание становлению межличностного общения детей. Предлагаемые игры, надеюсь, помогут воспитателям, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_navykov_obshcheniya.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом культуры, доброты в воспитании ребенка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ необходимо уделять особое внимание становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.
Предлагаемые игры, надеюсь, помогут воспитателям, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
Игры и упражнения на развитие внимания,
интереса к партнеру по общению
«Кто говорит?»
Цель: развивать внимание к партнеру, слуховое восприятие
* * *
Дети стоят полукругом. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«Угадай, кто это?»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
* * *
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.
«Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
* * *
Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку»), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.
« Комплименты »
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
* * *
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
«Закончи предложение»
Цель: учить осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
* * *
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка...
Мой лучший друг...
Мое любимое занятие...
Мой любимый праздник...
Мой любимый мультфильм...
Моя любимая сказка...
Моя любимая песня...
Игры на развитие умения входить в контакт,
вести диалог
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
* * *
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т.д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Разговор по телефону»
Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.
* * *
Тему задает педагог (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т.д.).
«О чем спросить при встрече»
Цель: учить вступать в контакт.
* * *
Дети сидят в кругу. У ведущего эстафета — красивая палочка, мяч и т.п. Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо»; «Как идут дела?» — «Нормально»; «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
«Вопрос — ответ»
Цель: развивать умение отвечать на вопросы партнера.
* * *
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное»; «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости»; «Какую игру ты любишь?» — «Ловиш-ки» и т.д.).
«Прощай»
Цель: учить выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
* * *
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, до скорой встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, счастливо, спокойной ночи и т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.
Игры на развитие навыков невербального общения
«Как "говорят" части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
* * *
Педагог дает ребенку paзные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребенка требу-ют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал педагог.
«Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
* * *
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Педагог дает 2-3 мин для того, чтобы войти и образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
«Сделай подарок»
Цель: знакомить с невербальными способами общения.
* * *
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«День наступает, все оживает...»
Цель: развивать выразительность поз, умение быть внимательными.
* * *
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке, когда он произносит вторую половину, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.
«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
* * *
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе
«Робот»
Цель: воспитание способности к согласованному взаимодействию.
* * *
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
«Эхо»
Цель: учить быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
* * *
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 чел.) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна из них оценивает слаженность действий другой.
«Руки — ноги»
Цель: учить чётко подчиняться несложной команде, удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
* * *
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения по команде педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.
* * *
Дети разбиваются на пары, соревнующиеся друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами), без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
* * *
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...
Игры и упражнения на развитие навыков общения и нравственно – волевых качеств
Данный материал содержит игры, направленные на развитие общения и нравственно-волевых качеств дошкольника. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести: стремление к...
«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Подготовила воспитательпервой квалификационной категорииПопова Н.О.Важную роль в ...
игры и упражнения на развитие навыков общения
картотека...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры и упражнения на развитие навыков общения»
Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими....
Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников...