самообразование
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) на тему
"Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_16-17_sayt.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Воспитатель: Земскова С.П.
МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»
с. Ходынино.
2016- 17 г.
1.Актуальность.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. По мнению К. И. Чуковского цель сказки заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям элементарные морально-нравственные истины (дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают, зло наказуемо).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной»форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка не только воспитывает интерес к чтению, но и служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и данная проблема очень актуальна на сегодняшний день.
2. Методическое обеспечение:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васальевой;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»с.Ходынино»;
- Истоки русской народной культуры в детском саду . И.Г. Гаврилова;
- Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. И.А. Бойчук, Т.Н.Попушина;
- Знакомство детей с русским народным творчеством. Т.Н.Кударина и др;
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Н.князева,М.Д.Махаева.
3.Цели:
Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитание интереса и любви к книге, чтению посредством сказок, а также приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Гипотеза заключается в предположении, что достижение цели будет эффективным, если:
создать эмоционально-положительную атмосферу, направленную на достижение успеха в разных видах деятельности;
использовать формы и методы, способствующие развитию познавательной активности и формированию интереса к книге;
создать единое воспитательно-образовательное пространство в рамках семьи и детского сада, которое обеспечит формирование активной родительской позиции при приобщении детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи :
1. Образовательные
• обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов;
• совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог);
• формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя.
2. Воспитательные
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста;
• воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
3. Развивающие
• развивать познавательные и умственные способности детей; познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать;
• развивать коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу;
• развивать художественно-творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
4.Принципы организации воспитательной работы.
- системность;
- возрастная адрессованность ;
- преемственность взаимодействия с ребенком.
5. направление деятельности.
- ребенок- воспитатель;
- ребенок- родители;
- ребенок – ребенок и т.д.
6. Методы работы:
- игровой;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
7Формы работы с детьми.
- традиционные:
- воспитательно – образовательная деятельность;
- тематические праздники:
- выставки:
- конкурсы.
8. работа с родителями.
- собрания;
- открытые мероприятия с участием родителей:
- анкетирование ит.д.
9.Целевой ориентир.
В процессе реализации предполагаются следующие результаты:
- Знакомство детей с русскими народными сказками.
- Активное проявление интереса к книгам.
- Умение детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
- Закрепление знания цветов во время дидактических игр.
- Умение создавать в творческих работах образы прочитанного.
- Обогащение предметно-развивающей среды при активном участии родителей.
- Повышение активности родителей в жизни группы.
Перспективный план.
Сентябрь.
- «Вот и сказка к нам пришла»
- « Сказочная шляпа »
Октябрь.
- «Колобок»
- «Сказка»
Ноябрь.
- «Теремок»
- «Лиса и заяц»
Декабрь.
- « Лисичка сестричка и серый волк»
- « Кот петух и лиса».
Январь.
- «Козлятки и волк»
- «Рукавичка».
Февраль.
- «Хаврошечка»
- «Маша и медведь»
Март.
- «Три медведя».
- «Курочка ряба»
Апрель.
- «Заяц- трусишка»
- «Сказочное путешествие»
Май.
- «В гостях у сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...