самообразование
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) на тему

Земскова Светлана Петровна

"Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_16-17_sayt.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательной активности  детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Воспитатель: Земскова С.П.

МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»

с. Ходынино.

2016- 17 г.

1.Актуальность.

   Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

   Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. По мнению К. И. Чуковского цель сказки заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

   В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям элементарные морально-нравственные истины (дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают, зло наказуемо).

   Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

   В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной»форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

   Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

   Следовательно, сказка не только воспитывает интерес к чтению, но и служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и данная проблема очень актуальна на сегодняшний день.

2. Методическое  обеспечение:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред:  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васальевой;
  • Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»с.Ходынино»;
  • Истоки русской народной культуры в детском саду . И.Г. Гаврилова;
  • Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. И.А. Бойчук, Т.Н.Попушина;
  • Знакомство детей  с русским народным творчеством. Т.Н.Кударина и др;
  •  Приобщение детей к истокам  русской народной культуры. О.Н.князева,М.Д.Махаева.

3.Цели: 

   Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитание интереса и любви к книге, чтению посредством сказок, а также приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

   Гипотеза заключается в предположении, что достижение цели  будет эффективным, если:

создать эмоционально-положительную атмосферу, направленную на достижение успеха в разных видах деятельности;

использовать формы и методы, способствующие развитию познавательной активности и формированию интереса к книге;

создать единое воспитательно-образовательное пространство в рамках семьи и детского сада, которое обеспечит формирование активной родительской позиции при приобщении детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи :

1. Образовательные

• обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов;

• совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог);

• формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя.

2. Воспитательные

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста;

• воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

3. Развивающие

• развивать познавательные и умственные способности детей; познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать;

• развивать коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу;

• развивать художественно-творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

4.Принципы организации воспитательной работы.

  • системность;
  • возрастная  адрессованность ;
  • преемственность  взаимодействия с ребенком.

5. направление деятельности.

  • ребенок- воспитатель;
  • ребенок- родители;
  • ребенок – ребенок и т.д.

6. Методы работы:

  • игровой;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

7Формы работы с детьми.

  • традиционные:
  • воспитательно – образовательная деятельность;
  • тематические праздники:
  • выставки:
  • конкурсы.

8. работа с родителями.

  • собрания;
  • открытые мероприятия с участием родителей:
  • анкетирование ит.д.

9.Целевой ориентир.

  В процессе реализации  предполагаются следующие результаты:

  • Знакомство детей с русскими народными сказками.
  • Активное проявление интереса к книгам.
  • Умение детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
  • Закрепление знания цветов во время дидактических игр.
  • Умение создавать в творческих работах образы прочитанного.
  • Обогащение предметно-развивающей среды при активном участии родителей.
  • Повышение активности родителей в жизни группы.

Перспективный план.

Сентябрь.

  1. «Вот и сказка к нам пришла»
  2. « Сказочная шляпа »

Октябрь.

  1. «Колобок»
  2. «Сказка»

Ноябрь.

  1. «Теремок»
  2. «Лиса и заяц»

Декабрь.

  1. « Лисичка сестричка и серый волк»
  2. « Кот петух и лиса».

Январь.

  1. «Козлятки  и  волк»
  2. «Рукавичка».

Февраль.

  1. «Хаврошечка»
  2. «Маша и медведь»

Март.

  1. «Три медведя».
  2. «Курочка ряба»

Апрель.  

  1. «Заяц- трусишка»
  2. «Сказочное путешествие»

Май.

  1. «В гостях  у сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...