Рассказывание сказки Мамина - Сибиряка "Медведко"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Коммуникация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассказывание сказки "Медведко"29.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Коммуникативная деятельность                                   Подготовительная группа

Тема: «Знакомство с произведением Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»»

Цель: Создать условия для ознакомления детей с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка

Задачи:

Организовать деятельность детей по знакомству с автором.

Организовать деятельность по актуализации знакомству с новым произведением.                                                                                                                                                                                               Организовать рефлексивную деятельность.                                                                                                                                                                                             Методы и приемы: Словесный, наглядный, коммуникативный.                                                                                                                                                  Материалы и оборудование: сказка «Медведко», иллюстрации медведя.                                                                                                                                                                                                                  Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                                                                                          Здоровьесберегающие технологии: Физминутка: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,                                                                                                                                                                                                                                                        Головой своей крутили.                                                                                                                                                                                                                                                           Вот так, вот так                                                                                                                                                                                                                                         Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,                                                                                                                                                                                                                                                                                     Дружно дерево качали.                                                                                                                                                                                                                                             Вот так, вот так                                                                                                                                                                                                                                         Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)                                                                                                                                                                     Вперевалочку ходили                                                                                                                                                                                                                                             И из речки воду пили,                                                                                                                                                                                                                                      Вот так, вот так                                                                                                                                                                                                                                                                   И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)                                                                                                                                                                                               А потом они плясали,                                                                                                                                                                                                                                     Выше лапы поднимали.                                                                                                                                                                                                                                       Вот так, вот так                                                                                                                                                                                                                                             Выше лапы поднимали.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                         Ребята, а вы любите путешествовать?    Тогда отгадайте загадку, на чем мы отправимся в путешествие:                                                                                           На полу он тихонько лежит                                                                   И тепло моих ног сторожит.                                                                       Но отправиться может в полёт           Разноцветный… (Ковёр-самолёт.)

Садитесь на ковер-самолет. И мы с вами отправимся в необычное путешествие. Кто хочет? Полетели…

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.                                      Ой, ребята держитесь по крепче, наш ковер-самолет пролетает над библиотекой, где хранятся самые интересные книги для детей, и сейчас мы с вами приземлимся.                                                                         Ребята, а кто из вас был в библиотеке? Что там находится?   Как вы думаете, какие произведения можно взять и прочитать в библиотеке?                                                                           Садитесь на свои места, я буду читать отрывки из разных произведений, а вы подумайте и ответьте, к каким жанрам относятся эти произведения.

1. «Весна» Тютчев Федор Иванович

Зима недаром злится, прошла ее пора                                              Весна в окно стучится и гонит со двора.                                                И все засуетилось, все нудит зиму вон,                                                  И жаворонки в небе, уж подняли трезвон.

- Правильно это стихи, а как мы по-другому можем называть стихи (поэзия).

2.«Великие путешественники» Михаил Михайлович Зощенко.                                                                                        Когда мне было шесть лет, я не знал, что земля имеет форму шара. Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал: - Земля это шар. И если пойти все прямо и прямо, то можно обогнуть всю землю, и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

Правильно это рассказ, а как мы еще можем сказать это (проза).

3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».                                                                                   Жили - были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе, приговаривает: Петя, не торопись, Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.     Это сказка.                                                                              

Закрепление детьми знаний.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Поисково – проблемная технология.                                      

Ребята отгадайте загадку, а отгадав вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать:                                                             Вперевалку зверь идет,                                                                                По малину и по мед.                                                                                 Любит сладкое он очень.                                                                          А когда приходит осень,                                                                В берлогу лезет  до весны,                                                                           Где он спит и видит сны. (Медведь.)

Что вы знаете о медведе?  Где он живёт? Чем питается?

Ответы детей.

Медведь - крупное, хищное животное с большим, грузным, покрытым шерстью телом.

Развитие логического мышления,  умение  анализировать.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                                   Чтение сказки Д. Мамина - Сибиряка «Медведко».

Вопросы:

Кто герой рассказа? 

Как называет его автор? 

Как медвежонок появился у писателя в доме? 

Как выглядел медвежонок? 

С чем сравнивает Мамин - Сибиряк маленького медвежонка?

Как вёл себя на новом месте Медведко? 

Как относились к нему гимназисты? 

Почему автор решил оставить медвежонка у себя?                                                                                      Будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка? 

А теперь немного отдохнём…                                        

Дети слушают сказку и отвечают на вопросы.

Выполняют Физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей посредством игры.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная  и игровая технология.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Экипаж - в данном случае означает повозку с лошадьми;

Кучер - слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;

Гимназисты - ученики;

Ларь - большой деревянный ящик с крышкой для хранения-зерна или муки;

Кухарка — прислуга на кухне, готовящая пищу;

Стремглав - значит очень быстро, стремительно.

 Какие чувства остались у вас после чтения сказки? Как бы вы поступили на месте героя? Чему учит нас этот рассказ?

 Правильно ребята, сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком были добрые, но медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается. Медвежонок должен жить в лесу, а не в доме вместе с человеком. Каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за тех, кого мы приручаем и не имеем права бросать их, когда они нам начинают мешать или становятся обузой.

 Наше путешествие на ковре-самолете закончилось, и мы с вами вернулись в группу.

Беседа, дети отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру.  Выполняют Физминутку.

Развитие памяти, мышления, связной речи посредством игры.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.

Вам понравилось путешествие? Если да, то выберите сердечко. Если не понравилось, то квадратик.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


        

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Презентация «Рассказывание сказки «Курочка ряба»

Презентация «Рассказывание сказки «Курочка ряба»Как известно, дошкольный возраст самый благоприятный для становления четкой, выразительной, с правильно произносимыми звуками,  речи. Даже, если у ...

Презентация-иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка "Сказка о зайце длинные уши"

Познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить его содержание, совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность речи; закрепить произношение звуков [c] - [ш]....

Конспект НОД -Рассказывание сказки «Сказка о глупом мышонке» с элементами театрализации

Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», развивая творческое начало и личность ребёнка....

Дидактическая игра по сказкам "Рассказывание сказки с выкладыванием сюжетных картинок в определенной последовательности".

Цель: развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог; формировать любовь к художественной литературе....

Конспект НОД по рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью моделей в средней группе «Путешествие в сказку»

Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.Задачи:Образовательные: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать ск...