Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
консультация на тему
Консультация для педагогов.
«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Умение правильно воспринимать литературное произведение не приходит к ребёнку само собой, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Важно у детей формировать способность слушать произведение и находить в нём мораль.
Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы:
1.Чтение художественных произведений.
2.Беседа по прочитанному.
3.Повторное чтение.
4.Дискуссия по прочитанному.
5.Проигрывание ситуаций.
6.Выставки книг, творческих работ, рисунков к прочитанному.
7.Театрализация.
8.Праздники и развлечения.
9.Придумывание сказок, рассказов.
Используя художественную литературу, мы обязательно обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет педагогу проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Так как у ребёнка мало жизненного опыта он не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому нужно провести этическую беседу о прочитанном. Также нецелесообразно ставить перед детьми много вопросов - это будет мешать им осознать главную идею художественного произведения, снизит впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, поведению героев, их переживаниям, их внутреннему миру. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Поэтому педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высоко - художественными и содержали глубокую мысль.
Критерии отбора книг для чтения:
- Идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- Высокий художественный уровень, литературная ценность ( критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);
- Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
- Занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
- Конкретные педагогические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Умение правильно воспринимать литературное произведение не приходит к ребёнку само собой, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Важно у детей формировать способность слушать произведение и находить в нём мораль.
Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы:
1.Чтение художественных произведений.
2.Беседа по прочитанному.
3.Повторное чтение.
4.Дискуссия по прочитанному.
5.Проигрывание ситуаций.
6.Выставки книг, творческих работ, рисунков к прочитанному.
7.Театрализация.
8.Праздники и развлечения.
9.Придумывание сказок, рассказов.
Используя художественную литературу, мы обязательно обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет педагогу проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Так как у ребёнка мало жизненного опыта он не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому нужно провести этическую беседу о прочитанном. Также нецелесообразно ставить перед детьми много вопросов - это будет мешать им осознать главную идею художественного произведения, снизит впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, поведению героев, их переживаниям, их внутреннему миру. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Поэтому педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высоко - художественными и содержали глубокую мысль.
Критерии отбора книг для чтения:
- Идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- Высокий художественный уровень, литературная ценность ( критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);
- Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
- Занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
- Конкретные педагогические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-899708-1488251720.jpg)
Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста
Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-899708-1488251720.jpg)
Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...
Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать содержание и элементы «нравственного урока» не приходить само собой: его...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301655-1609177535.jpg)
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственног...