Формирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений)
учебно-методический материал на тему

Снисарь Кристина Викторовна

 

Игры и упражнения на формирования навыков

                 адаптации к образовательному учреждению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazets_sbornik_igr_i_urazhneniy.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

Формирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений) 

 

                                                                                          Состовитель:

                                                                                                            Снисарь К.В

 (воспитатель)

        

г.Славгород

Оглавление

Глава I.  Игры и упражнения на формирования навыков

                 адаптации к образовательному учреждению -----------------------

Упражнение 1. «Волны»  ----------------------------------------------------------------

Упражнение 2. «Котенок» --------------------------------------------------------------

Упражнение 3. «Потерялся ребенок» -------------------------------------------------

Упражнение 4. «Елочка» ----------------------------------------------------------------

Упражнение 5. «Попроси игрушку»  -------------------------------------------------

Упражнение 6. «Все вместе» -----------------------------------------------------------

Игра 7. «Слон у папы на спине»--------------------------------------------------------

Игра 8. «Печем пирог» -------------------------------------------------------------------

Игра 9. «Бутылочка» ---------------------------------------------------------------------

Игра 10. «Буря»----------------------------------------------------------------------------

Игра 11. «Магазин зеркал» --------------------------------------------------------------

Игра 12. «Море волнуется...» -----------------------------------------------------------

Игра 13. «Прорви круг»------------------------------------------------------------------

Игра 14. «Мозаичные песни» -----------------------------------------------------------

Игра 15. «Спина к спине» ---------------------------------------------------------------

Игра 16. «Пошли письмо»---------------------------------------------------------------

Глава II.  Игры и упражнения на формирование навыки

общения со сверстниками -------------------------------------------------

Упражнение 1. «Рисуем всей группой»-----------------------------------------------

Упражнение 2. «Головомяч»------------------------------------------------------------  

Упражнение 3. «Аэробус» --------------------------------------------------------------

Упражнение 4. «Ива на ветру»----------------------------------------------------------

Игра 5. «Снежинки» ----------------------------------------------------------------------

Игра 6. «Путаница» -----------------------------------------------------------------------

Игра 7. «Ладонь на ладонь» ------------------------------------------------------------

Игра 8. «Меняемся пуговицами»-------------------------------------------------------

Игра 9.  Прогулка с завязанными глазами  ------------------------------------------

Игра 10.  «Надежное падение»----------------------------------------------------------

Игра 11. «Слушаем сердце» ------------------------------------------------------------

Игра 12. «Кораблик» ---------------------------------------------------------------------

Игра 13. «Попроси игрушку» ----------------------------------------------------------

Игра 14. «Прогулка с компасом» ------------------------------------------------------

Игра 15. «Дракон» ------------------------------------------------------------------------

Глава III. Игры и упражнения на формирование навыков

                   обхождения с чувствами -----------------------------------------------

Игра 1. «Волшебный стул» -------------------------------------------------------------

Игра 2. «Портрет»-------------------------------------------------------------------------

Игра 3. «Крепость»------------------------------------------------------------------------

Игра 4. «Рвакля»---------------------------------------------------------------------------

Игра 5. «Зоопарк»-------------------------------------------------------------------------

Игра 6. «Медвежата» ---------------------------------------------------------------------

Игра 7. «Волшебные превращения» --------------------------------------------------

Игра - обсуждение 8. «Когда опасен гнев»------------------------------------------

Игра - обсуждение 9. «Кто всех глупее?»--------------------------------------------

Игра - обсуждение 10. «Можно ли справиться со злом?»----------------

Игра - обсуждение  11. «Не смей!»----------------------------------------------------

Упражнение 12. «Сердитая старуха» -------------------------------------------------

Глава IV. Игры и упражнения на формирование навыков

                  альтернативы агрессии---------------------------------------------------

Игра 1. «Обзывалки» ---------------------------------------------------------------------

Игра 2. «Два барана» ---------------------------------------------------------------------

Игра 3. «Доброе животное» -------------------------------------------------------------

Игра 4. «Тух-тиби-дух» ------------------------------------------------------------------

Игра 5. «Жужо» ---------------------------------------------------------------------------

Игра 6. «Маленькое привидение» -----------------------------------------------------

Игра 7. «Танцующие руки» -------------------------------------------------------------

Игра 8. «Слепой танец» ------------------------------------------------------------------

Игра 9. «Камушек в ботинке»-----------------------------------------------------------

Упражнение 10. «Глаза в глаза»--------------------------------------------------------

Упражнение 11. «Рубка дров»----------------------------------------------------------

Глава V.  Игры и упражнения на формирование навыков

преодоления стресса---------------------------------------------------------------------

Игра 1. «Мышь и мышеловка»---------------------------------------------------------- 

Игра 2.  «Кораблик» ----------------------------------------------------------------------

Игра 3. «Соломинка на ветру»---------------------------------------------------------- 

Игра 4.  «Шалтай-Балтай»---------------------------------------------------------------

Игра 5. «Волшебный стул» -------------------------------------------------------------

Игра 6. «В гостях у морского царя» ---------------------------------------------------

Игра 7. «Дед Король» --------------------------------------------------------------------

Упражнение 11. «Насос и мяч» --------------------------------------------------------

Упражнение 12. «Я люблю тебя за то...» ---------------------------------------------

Упражнение 13. «Утята» ----------------------------------------------------------------

Упражнение 14. Способы снятия нервно-психического напряжения ---------

Список литературы---------------------------------------------------------------------

Глава I.  Игры и упражнения на формирования навыков адаптации к

образовательному учреждению

Упражнение 1. «Волны» (с 4 лет)

(дети сидят в кругу)

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится впо одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [11].

Упражнение 2. «Котенок» (дети сидят в кругу) (с 4 лет)

Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [11].

Упражнение 3. «Потерялся ребенок» (с 4 лет)

Цели: развивает слуховое внимание, способствует рас познаванию по голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [11].

Упражнение 4. «Елочка» (с 5 лет)

(Дети стоят в кругу, один ребенок стоит в центре с шишкой в руке — он изображает елочку.)

Цели: вызывает положительные эмоции, способствует осознанию абстрактных понятий, развитию воображения. Дает ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания других.

Материал: шишка, серпантин, фонарики, мармеладные фигурки на ниточках.

Инструкция. «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух». Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь. Придуманные игрушки могут быть как предметными, так и абстрактными, например, можно повесить на елочку улыбку, дружбу, ласковое слово и т. д. Можно украсить «елочку» реальными предметами: серпантином, фонариками, мармеладными фигурками на ниточках. В конце игры каждый без помощи рук съедает одну мармеладную фигурку. Ребенку в роли елочки мармеладка торжественно вручается. Игра заканчивается хороводом вокруг елочки. Игра может повторяться в другие дни с разными елочками [15]. 

Упражнение 5. «Попроси игрушку» (с 5 лет)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Ход: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия [15].

Упражнение 6. «Все вместе» (с 6 лет)

Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Материал: мелки для рисования или листы газет.

Инструкция. Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [17].

Игра 7. «Слон у папы на спине» (с 3 лет)

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход игры: все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [17].

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

Игра 8. «Печем пирог» (с 4 лет)

 Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.

Материал: одеяло или плед.

Ход игры: кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет [17].

Игра 9. «Бутылочка» (с 4 лет)

Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материал: бутылка.

Ход игры: лет садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое [17].

Игра 10. «Буря» (с 5 лет)

Цель: развивает чувство группового единства.

Ход игры: ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [17].

Игра 11. «Магазин зеркал» (с 5 лет)

Цели: снимает напряжение, развивает наблюдательность, умение «присоединиться» к другому человеку. Дает возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям [8].

Игра 12. «Море волнуется...» (с 5 лет)

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность.

Ход игры: водящий произносит считалку:

Море волнуется — раз!

Море волнуется— два!

Море волнуется — три!

Морская фигура на месте — замри!

Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это [17].

Игра 13. «Прорви круг» (с 5 лет)

Цели: Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Ход игры: дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10— 15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет — сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда [8].

Игра 14. «Мозаичные песни» (с 5 лет)

Цели: развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы.

Материал: почтовые открытки с картинками, ножницы, конверты, несколько музыкальных инструментов.

Ход игры: открытки разрезаются на части так, чтобы форма кусочков не была слишком сложной. Каждый ребенок получает один кусочек в конверте. По команде дети открывают конверты. Теперь игроки пытаются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Если группа детей правильно собрала свою мозаику, они договариваются и поют песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда тема песни как-то связана с изображением на открытке [8].

Игра 15. «Спина к спине» (с 6 лет)

Цель: стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.

Ход игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь [17].

Игра 16. «Пошли письмо» (с 6 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.

Ход игры: играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона [8].

Глава II.  Игры и упражнения на формирование навыки

общения со сверстниками

Упражнение 1. «Рисуем всей группой» (с 5 лет)

Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

       Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения [17]. 

Упражнение 2. «Головомяч»  (с 5 лет)  

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Инструкция: скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях [24].

                                 Упражнение 3. «Аэробус»  (с 5 лет)                                                               Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

Инструкция: скажите следующее: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно [24].

Упражнение 4. «Ива на ветру»

Цель: способствует доверию и снимает напряжение.

Инструкция: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы».

Ход игры: группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок — «ива». Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка — «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен побывать «ивой» [4].

Игра 5. «Снежинки» (с 6 лет)

Цель: обучение сотрудничеству.

Материал: бумага, ножницы.

Ход игры: попросите каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку [4].

Игра 6. «Путаница» (с 6 лет)

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей [4].

Игра 7. «Ладонь на ладонь» (с 5 лет)

Цель: развитие умения согласовывать действия с партнером.

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок [4].

Игра 8. «Меняемся пуговицами» (с 5 лет)

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми [4].

Игра 9.  Прогулка с завязанными глазами  (с 5 лет)

Цели: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход игры: дети по желанию разбиваются на пары — ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось [4].

Игра 10.  «Надежное падение» (свеча) (с 6лет)

Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.

Ход игры: попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребенок падает, ловят его и ставят в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побывать в центре круга. (Взрослый должен обязательно подстраховывать детей) [4].

Игра 11. «Слушаем сердце» (с 5 лет)

Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.

Условия: игра выполняется на ковре, без обуви.

Ход игры: дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени. Лежащий ребенок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребенка, стоящего перед ним, — слушает его сердце. Затем дети меняются ролями [4].

Игра 12. «Кораблик» (с 5 лет)

Цели: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

Материал: одеяло, любая игрушка.

Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду.

При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку [4].

Игра 13. «Попроси игрушку» (с 5 лет)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

 Ход игры: группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями [26].

Игра 14. «Прогулка с компасом» (с 5 лет)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

       Ход игры: группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера [4].

Игра 15. «Дракон» (с 5 лет)

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

      Ход игры: играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях [4].

Глава III. Игры и упражнения на формирование навыков

 обхождения с чувствами

Игра 1. «Волшебный стул» (с 4 лет)

Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

Ход игры: если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого грустному ребенку предлагается присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера, первым игру начинает педагог [25].

Игра 2. «Портрет» (с 4 лет)

Цель: научить ребенка распознавать эмоции — свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.

Ход игры: ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лида, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки — большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причем выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться [25].

Игра 3. «Крепость» (с 4 лет)

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: дети делятся на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из мебели, напольного конструктора, модулей и т.д.). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки [25].

Игра 4. «Рвакля» (с 3 лет)

Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят [25].

Игра 5. «Зоопарк» (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение.

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат [25].

Игра 6. «Медвежата» (с 4 лет)

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения [25].

Игра 7. «Волшебные превращения» (с 4 лет)

Цели: дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек» [20].

В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.

Игра - обсуждение 8. «Когда опасен гнев» (с 5 лет)

        Цели: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения;

Ход игры: Эта игра построена на обсуждении проблемной ситуации: «Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга».

Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор: кулаков; спокойного тона; крика; насмешки; топанья ног.

Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами, которых так высмеивает поэт В. Берестов:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться —

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться —

Нечем будет петушиться!

                Доверительная беседа на тему «Почему человек злится?»

  • В каких ситуациях может злиться человек?
  • На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное...)
  • А вам приходилось когда-нибудь злиться?
  • Что вы чувствовали в этот момент?
  • Что хотелось сделать? [20]

Игра - обсуждение 9. «Кто всех глупее»? (с 5 лет)

        Цель: формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

        Ход игры: Эта игра построена на обсуждении проблемной ситуации: взрослый предлагает послушать рассказ В. Осеевой «Кто всех глупее»:

«Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:

  • Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
  • Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
  • Есть глупее меня, — говорит пес и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

  • И глупее меня есть, — говорит и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня — сзади никого.

“Неужели я самый глупый из всех?” — подумал Ваня».

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • А как вы считаете, ребята, кто самый глупый в рассказе В. Осеевой «Кто всех глупее»?
  • Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?
  • Что хотела сделать Таня, рассердившись?
  • Почему она ударила ногой собаку?

Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»

Далее детям предлагается рассказать о случаях, похожих на те, о которых они только что узнали. Взрослый выслушивает ответы детей, обобщает и задает вопросы:

  • Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, когда, рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее: безобидных животных, людях?
  • Как чувствует себя обиженный человек (животное)?
  • Что чувствует человек, когда кого-либо незаслуженно обидел? [20]

Игра - обсуждение 10. «Можно ли справиться со злом?» (с 5 лет)

        Цели: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

   Ход игры: Эта игра построена на обсуждении проблемной ситуации: друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь... Что ты скажешь в данной ситуации?

Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать...» Уверенный: «Я считал, что мы договорились и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.

  • Какие чувства вызывают разные типы ответа?
  • Подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость [20].

Игра - обсуждение  11. «Не смей!» (с 5 лет).

        Цели: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

   Ход игры:  Эта игра построена на обсуждении рассказа Э. Шим «Не смей». «Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят “куличи”, строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать

Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко — стесняется...

Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

  • Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?

Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду, задумался — что ему сделали те, которые меньше него и слабей?»

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто — нет? Почему?

Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?»

  • Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.
  • Почему люди обижают слабых?
  • Кто надежнее: добрый или злой?
  • Можно ли справиться со злом?
  • Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»? [20]

Упражнение 12. «Сердитая старуха» (с 5 лет)

Цель: учить детей конструктивным замещающим реакциям.

         Ход игры: Дети разыгрывают эпизод встречи старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:

...Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Опять к рыбке старика посылает:

«Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилась пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мной,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь — поведут поневоле»

Дети мимикой и движениями изображают старика и старуху, а затем участники игры меняются ролями.

Вопросы для обсуждения

  • Что вы чувствовали, побывав в роли «сердитой старухи»?
  • Что вы чувствовали, побывав в роли «старика»?
  • Хотелось бы вам в реальной жизни испытывать такие же переживания? Почему? [20]


Глава IV. Игры и упражнения на формирование навыков

 альтернативы агрессии

Игра 1. «Обзывалки» (с 5 лет) (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

   Ход игры: скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!» [11].

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Игра 2. «Два барана» (с 5 лет)  

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры: воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

      Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы [11].

Игра 3. «Доброе животное» (с 5 лет)  

        Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

        Ход игры: ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе» [11].

Игра 4. «Тух-тиби-дух» (с 5 лет)  

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

        Ход игры: ведущий говорит: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово, чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться [24].

                                              Игра 5. «Жужо» (с 5 лет)                                                        Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Ход игры: «Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей» [11].

Игра 6. «Маленькое привидение» (с 5 лет)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Ход игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!» [15].

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными. Игра 7. «Танцующие руки» (с 5 лет)  

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Ход игры: “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку [15].

Игра 8. «Слепой танец» (с 5 лет)      

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку [15].

Игра 9. «Камушек в ботинке» (с 6 лет)

Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: “Проблемы — на передний план”. В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру “Камушек в ботинке” в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу “У меня в ботинке камушек!” всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.

Ход игры: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда:  «У меня нет камушка в ботинке», или: «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные “камушки", которые будут названы [24].

Упражнение 10. «Глаза в глаза» (с 5 лет)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Инструкция: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д.

После этого упражнения обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно [11].

Упражнение 11. «Рубка дров» (с 5 лет)    (Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Инструкция: скажите следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

       Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. [24]

Глава V.  Игры и упражнения на формирование навыков

преодоления стресса

Игра 1. «Мышь и мышеловка» (с 5 лет)

     

Цели:  снятие страхов и повышение уверенности в себе

       Ход игры:  Необходимое количество играющих 5–6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

       Предупреждение:

  1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
  2. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его» [16].

Игра 2.  «Кораблик» (с 5 лет)

          Цели:  снятие страхов и повышение уверенности в себе

         Ход игры:   Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих – минимум 2 взрослых и ребёнок, либо 5-6 детей. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребёнок – капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его [16].

Игра 3. «Соломинка на ветру» (с 5 лет)

         Цели:  снятие страхов и повышение уверенности в себе

         Ход игры:    Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается «соломинка». Она встаёт в круг с завязанным или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают её следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

       Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбки на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно [11].

Игра 4.  «Шалтай-Балтай» (с 5 лет)

        Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

        Инструкция: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».

Шалтай-Балтай сидел на стене.

Шалтай-Балтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз» [11].

Игра 5. «Волшебный стул» (с 6 лет) 

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Ход игры: в игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу и происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более5-6 воспитанников). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем или королевой».  В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные…) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле или королеве» [17].  

Игра 6. «В гостях у морского царя» (с 6 лет)  (кинезотерапия)

Цель: корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.

Материал: коврики, магнитофон, аудиокассеты.        

Ход игры: педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения [17].

Игра 7. «Дед Король»  (с 6 лет)

Цель: развитие у детей догадливости, находчивости, умения перевоплощаться.

Ход игры: из участников игры выбирают «деда Короля». Все остальные отходят от него и договариваются, что будут ему показывать. Затем идут к «Королю» и говорят:

  1. Здравствуй, дедушка Король,

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами.

«Дед Король» в ответ:

  1. Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?
  2. Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

Все делают определенные движения, каждый свое (например, стирка белья, чтение книги, чистка обуви и т.н.). Кого «Король» отгадает, тот убегает, а «дед» его ловит. Кого поймает, тог становится «Королем». Игра начинается сначала [15].

Игра 8. «Киносъемка» (с 6 лет)

Цель: развитие социального интеллекта, способности к эмоциональному предвосхищению последствий межличностного взаимодействия, обдумыванию и планированию своего поведения.

Ход игры:  I. Знакомство детей с рассказами Л. Пеньевской «Завтрак», А. Барто «Вовка — добрая душа», А. Митта «Шарик в окошке». Анализ поступков героев.

II. Педагог: «А теперь представим себя кинооператорами и снимем сюжет «Шарик в окошке» на пленку. Какой будет первый кадр?» Дети рисуют квадратик: - заболел у ребят друг.

Кадр 2. Как помочь больному? Что сделать приятное для него, чтобы он побыстрее выздоровел? — Решили ребята надуть шарик и послать его к окнам друга.

Кадр 3. Он обрадовался, заулыбался. И детям стало веселее.

Обращать внимание на последствия поступков, на чувства удовлетворения, собственного достоинства, которые возникают при совершении хорошего поступка [14].

Игра 9. «Подарки» (с 6 лет)

Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход игры:  Дети образуют два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив. Задание: придумать, какой подарок ему больше всего хочется получить [25]. 

Упражнение 10. «Винт» (с 5 лет)

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Инструкция: «Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!»

Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» [16].

Упражнение 11. «Насос и мяч» (с 5 лет)

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Инструкция: «Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут - «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями [25].

Упражнение 12. «Я люблю тебя за то...» (с 6 лет) 

Цель: развитие позитивной установки на сверстников.

Инструкция: дети образуют два круг а — один внутри другого, Идут в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся со стоящим напротив за руки и говорят: «Я люблю тебя зато, что...» [15]

Упражнение 13. «Утята» (с 6 лет) 

Цель: развитие чувства собственного достоинства, позитивного отношения к лидерству другого.

Инструкция: дети выучивают слова французской песенки:

Когда шагают лугом Утята друг за другом,

То первый — впереди,

Последний — позади.

Когда шагают лугом Утята друг за другом,

То первый — погляди —

Шагает впереди.

Когда шагают лугом Утята друг за другом,

То первый — впереди,

Последний — позади.

Под веселые слова и ритм песенки дети шагают цепочкой. Затем первый ребенок меняется с последним местами [17].

Упражнение 14. Способы снятия нервно-психического напряжения

(с 6 лет) 

Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение.

2. Спортивные занятия.

3. Контрастный душ.

4. Стирка белья.

5. Мытье посуды.

6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Соревнование: свое напряжение вложигь в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

10. Слепить из газеты свое настроение .

11. Закрасить газетный разворот.

12. Громко спеть любимую песню.

13. Покричать то громко, то тихо.

14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

15. Смотреть на горящую свечу

16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

17. Погулять в лесу, покричать.

18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны [17].

Список литературы

Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.  

Гордиевских Л. В. Экспериментальное исследование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - Электрон, дан. - М. «УЧЕНЫЕ РОССИИ», 2011. -  Режим доступа: WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.

Данилина Т. А., Зегенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] /  Т. А Данилина., В. Я Зегенидзе., Н. М. Степина– М.: йрис-пресс, 2004. – 160 с.

Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т. Н Захаров // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)

Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 160 с.

Коломийченко Л. B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. Пермь.: ПГПУ, 2007.- 115 с

Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников [Текст] / [Е. А.  Панько и др.]; под ред.– М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.

Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.-151 с.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст] // Народное образование. — 2002. № 4.

Кряжева H. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / H.JI. Кряжева, - Ярославль: Академия развития, 2001.- 160 с.

Крулехт М. В. Дошкольное детство в аспекте концепции предшкольного образования [Текст]  // Детство глазами психолога и педагога : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Великий Новгород: НовГУ, 2005. - C. 4-9.

Куницина В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность [Текст] / В. Н. Куницина – СПб.: СпбГУ, 1995. – С. 34 – 36.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст] /А.Н. Леонтьев. - М.; Л., 1948. - С. 4 - 15.

Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б.Монина. — СПб.: Речь, 2001.- 190с.

  1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]  // В.М Минаева - М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.

Мухина В.Я. Спиваковская А.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во Московского университета, 1986.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – С. 192–193.

Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. [Текст] / – С. И. Семеновича. - М.: АРКТИКА, 2004. – 72 с.

Служба практической психологии Московской области [Электронный ресурс] / ЦППО АСОУ; рук. Кривцова С. В.; Электрон, дан. - М. : ЦППО 2011. - Режим доступа: www.asou-mo.ruwww.psychologia.edu.ru, , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006 - 88с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования [Текст]  // Народное образование. 2003. № 2. С. 60.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; Практическое пособие: Пер с нем..: В 4-х томах. Т-1. [Текст]  / К. Фопель – М.: Генезис, 2000. – 160 с.

Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] / Л. В Чернецкая. – Ростов на Д: Феникс, 2005. – 128 с.

Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]  / авт. сост. Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова 2-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы.

              Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»

Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...

Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...

Формирование социальных компетенций у дошкольников

Формирование социальных компетенций у дошкольников...

«Роль педагога в формировании социальной компетенции дошкольника» из опыта работы

Детство – это особый период, когда ребенок взрослеет и входит в социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жиз...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)

Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...