календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа) на тему
календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_razvitie_rechi.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы по развитию речи и художественной литературы:
наглядные, словесные, практические.
Приёмы: 1. Словесные: речевой, образец, повторное, проговаривание, объяснения, указания;
2. Наглядные: показ материала (картинок, игрушек и т.д.);
3. Игровые.
Календарно – тематическое планирование
по развитие речи и художественной литературы
1я младшая группа
№ п/п | Тема | Цель | Количество часов | |
Сентябрь | ||||
1 | Путешествие по территории участка. | Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговаривать или сделать). | 2 | |
2 | Путешествие по комнате. | Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговорить или сделать). | 2 | |
3 | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (Саша, Сашенька, Сашаля | 2 | |
4 | «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко». | Помочь детям понять, что утреннее расставание пере живают все малыши и все мамы; поупражняться в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой). | 2 | |
Октябрь | ||||
1 | Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца» | Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки. | 1 | |
2 | Дидактическая игра «Поручение». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз». | Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчётливо произносить их. | 1 | |
3 | Чтение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»». | Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук а, небольшие фразы. | 1 | |
4 | Дидактические игры «Поручения», «Лошадки». | Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчётливо произносить звук и. | ||
5 | Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше». Дидактическая игра «Ослики». | Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчётливом произноше нии гласных звуков и, а и звукосочетания иа. | 1 | |
6 | Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь». | Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. | 1 | |
7 | Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки «Разговоры». | Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях). | 1 | |
8 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. | 1 | |
Ноябрь | ||||
1 | Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…». | Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстни ками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. | 1 | |
2 | Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит». | С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением – загадкой, совершенствовать речевой слух. | 1 | |
3 | Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошёл котик на торжок…». | Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошёл котик на торжок…». | 1 | |
4 | Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками | Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, жёлтый), выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и её активизацию. | 1 | |
5 | Чтение сказки «Козлятки и волк». | Познакомить детей со сказкой «Козлята и волк» (обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку. | 1 | |
6 | Игра инсценировка «Добрый вечер, мамочка». | Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку). | 1 | |
7 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. | 1 | |
8 | Дидактическое упражнение «Выше-ниже, дальше-ближе». | Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память. | 1 | |
Декабрь | ||||
1 | Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. | Формировать умение чётко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание. | 1 | |
2 | Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (Показ картинок). | Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. | 1 | |
3 | Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?». | Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлечь детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза. | 1 | |
4 | Дидактическое упражнение на произношение звука Ф. Дидактическая игра «Далеко – близко». | Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова. | 1 | |
5 | Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошёл котик на торжок». | Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошёл котик на торжок…». | 1 | |
6 | Дидактическая игра «Подбери пёрышко». | Учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. | 1 | |
7 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Учить детей рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы. | 1 | |
8 | Дидактические упражнения и игры на произношения звука К. Чтение стихотворения К. Чуковского «Катауси и Мауси». | Учить детей правильно и отчётливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением. | 1 | |
Январь | ||||
1 | Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя». | Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения. | 1 | |
2 | Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?». | Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено. | 1 | |
3 | Рассказывание без наглядного сопровождения (Л. Славина «Зайчик»). | Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и то же сюжет в сокращённом и полном варианте. | 1 | |
4 | Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков д, дь. | Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова. | 1 | |
5 | Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…». | Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. | 1 | |
6 | Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи. | Упражнять детей в отчётливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии. | 1 | |
7 | Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?» | Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей; угадывать животное по описанию. | 1 | |
8 | Повторение материала | Повторить материал, который вызвал затруднения у детей. | 1 | |
Февраль | ||||
1 | Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». | Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М. Булатова) и песенкой-присказкой. | 1 | |
2 | Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата. | Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произношении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах). | 1 | |
3 | Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». | Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова маленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении. | 1 | |
4 | Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает», Дидактическая игра «Чей, чья, чьё». | Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении. | 1 | |
5 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?». | Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению. | 1 | |
6 | Инсценирование сказки «Теремок». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре). | 1 | |
7 | Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд». | Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения. | 1 | |
8 | Рассматривание сюжетной картины. | Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее. | 1 | |
Март | ||||
1 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка». | Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. | 1 | |
2 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображённого. | 1 | |
3 | Чтение произведения К. Чуковского «Путаница». | Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного, весёлого стихотворного текста. | 1 | |
4 | Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». | Продолжать объяснять детям, как интересно рассматри вать рисунки в книжках; активизировать (С помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению. | 1 | |
5 | Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения. | Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. | 1 | |
6 | Игра- инсценировка «Как машина зверят катала». | Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фра зы, отчётливо произносить звук э, звукоподражание эй. | 1 | |
7 | Дидактическое упражнение «Не уходи от нас киска!». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». | Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке. | 1 | |
8 | Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?». | Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. | 1 | |
Апрель | ||||
1 | Чтение сказки «Маша и медведь». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова). | 1 | |
2 | Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке. | Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации. | 1 | |
3 | Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…». | Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней. | 1 | |
4 | Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Миши Ушастика». | Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое про симпатичного медвежонка. | 1 | |
5 | Рассматривание картин из серии «Домашние животные». | Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детёнышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. | 1 | |
6 | Купание куклы Кати. | Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой. | 1 | |
7 | Чтение сказки Д. Биссера «Га-га-га». | Вызвать у детей симпатию к маленькому гусёнку, открывающему мир; поупражнять малышей в произношении звукоподражаний. | 1 | |
8 | Повторение материала. | С помощью разных приёмов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям. | 1 | |
Май | ||||
1 | Чтение сказки А. и П. Барто «Девочка-резвушка». | Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка-резвушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой всё не нравится. | 1 | |
2 | Рассматривание картин «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. | Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога). | 1 | |
3 | Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок». | Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их признаков. | 1 | |
4 | Дидактическое упражнение «Так или не так?». Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». | Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить своё впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик». | 1 | |
5 | Дидактическое упражнение «Так или не так?». Чтение песенки «Снегирёк». | Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный лёгкий выдох. | 1 | |
6 | Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок». | Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок», учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы. | 1 | |
7 | Здравствуй, весна!. | Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её. | 1 | |
8 | Повторение материала. | Работа по закреплению программного материала (*по выбору педагога). | 1 | |
Всего занятий - | 72 |
Дидактические игры по развитию речи в свободной деятельности:
- Д/и «Игрушки, транспорт»
- Д/и «Играем вместе»
- Д/и «Инструменты»
- Д/и «Сложи картинку из 2х частей»
- Д/и «Сложи картинку из 3х частей»
- Д/и «Сложи картинку из 4х частей»
- Д/и «Расскажи по картинкам» (1-2, 1-4)
- Д/и «Описание картинки»
- Д/и «Профессия – продавец»
- Д/и «Профессия – доктор»
- Д/и «Лото игрушки»
- Д/и «Кто это? Что это?»
- Д/и «Кто что делает?»
- Д/и «Когда это бывает?»
- Д/и «Ферма»
- Д/и «Дикие животные»
- Д/и «Домашние животные»
- Д/и «Дом, комната, оборудование»
- Д/и «Одежда»
- Д/и «Занятия ребенка»
- Д/и «Детское лото» (цветное)
- Д/и «Детское лото» (Чёр.-бел.)
- Д/и «Овощи, фрукты»
- Д/и «Едим, плаваем, летаем»
- Д/и «Сказки на фланелеграфе»
- Д/и «Жесты»
- Д/и «Предлоги и наречия»
- Д/и «Предметы быта»
- Д\и «Потешки с картинками»
- Д/и «Удивительные слова».
- Д/и «Посуда»
- Д/и «Кому что нужно?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа
Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...
Тематическое планирование по развитию речи в 1-й младшей группе (для детей с ОВЗ - возраст развития 2 - 3 года).
Содержание материала будет интересно широкой аудитории педагогов, занимающихся над развитием и коррекцией речи детей данного возраста и детей, имеющих отставание от нормы. В плане отражены темат...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи во второй младшей группе
перспективное планирование...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе....