Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»
проект по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poeziya.docx | 89.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Улыбка»
Педагогический проект
«Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»
Воспитатель
Евдокимова В.В.
г. Лодейное Поле 2015г
1. Актуальность темы.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует
на них так же, как и музыка».
В.Г.Белинский
Можно долго спорить о том, повезло ли нам и нашим детям в том, что мы - люди 21 века, эпохи полной компьютеризации и невероятного технического прогресса. Но я точно уверена в том, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несёт миру поэзия.
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души.
Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчего, С. Есенина, А.Блока и других известных поэтов. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Если не привить чувство прекрасного с ранних лет, то в последствии его уже сложно выработать!
К сожалению, если задать современным детям вопрос, что лучше - посмотреть телевизор или почитать книгу, то 95% детей, отвечают - посмотреть телевизор лучше, чем прочесть книгу. Это свидетельствует о падении интереса к поэзии и литературе в целом.
В связи с возникшей проблемой снижения культурного уровня наших соотечественников президент России В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы». По мнению президента , 2015 год объявлен Годом литературы с целью повысить общий образовательный уровень наших граждан и, кроме этого, сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны.
Я, как педагог дошкольного учреждения, считаю, что на протяжении всего дошкольного детства одной из главных задач является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а так же решает задачи формирования звуковой культуры речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
К сожалению, из личного педагогического опыта я знаю, что всё чаще приходится сталкиваться с детьми, в семьях которых равнодушно относятся к чтению художественной литературы, а иногда, совсем не заслуженно, совершенно не уделяют внимания поэтическим произведениям.
Вряд ли среди нас, взрослых, найдется тот, кто скажет, что не любил в детстве слушать и заучивать стихотворения. Я говорю о радостных минутах, когда мама или другой близкий человек, читали нам старого и доброго «Мишку косолапого», который на протяжении многих десятилетий ходит по лесу, «Зайку», оставленного хозяйкой, вызывавшего в наших маленьких сердцах чувство сострадания и жалости, «Петушка», который до сих пор «рано встает, деткам спать не дает». Помните? Современным детям это также необходимо. И мы должны понимать это, хоть жизнь порой заставляет нас думать о других, вовсе не веселых, вещах.
Так что же делать? Читать детям и начинать это делать, как можно раньше! Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.
Значение детской поэзии очень велико в формировании ребенка, как личности. Поэзия раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Заучивая наизусть лучшие стихи для детей, человек с малых лет узнает, что такое добро и зло, справедливость, человечность и дружба. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, обретается внутренняя гармония и формируется культурный уровень маленького человека. Стоит ли объяснять, насколько это важно?
Считаю, что опыт моей работы, направленный на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, поможет моим воспитанникам приобщиться к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрыми, умными, образованными людьми, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Содержание педагогического проекта
2.1. Цель педагогического проекта
- Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умения выразительно читать стихи.
2.2. Задачи
- Формировать у детей интерес к книге, воспитывать умение слушать произведения художественной литературы, сопереживать героям.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость к восприятию поэтических произведений, развивать способность образного видения окружающего.
- Воспитывать внимание, интерес и чуткость к художественному слову в литературном произведении, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
- Формировать желание и умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
- Посредством поэзии способствовать формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения.
- Через взаимодействие с семьей способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, развивать познавательную активность.
2.3. Ожидаемый результат
Ребенок –
- яркая личность, индивидуальность
- он любит книги, проявляет интерес к поэтическим литературным произведениям
- у него хорошо развита устная речь
- он любит и умеет выразительно читать стихи, он умеет преодолевать сценическое волнение
- у него сформированы нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения
3. Реализация педагогического проекта
3.1.Теоретическое обоснование темы
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
Я на протяжении многих лет много внимания уделяю вопросам ознакомления детей с поэзией и учу своих воспитанников эмоционально, выразительно, проникновенно читать стихи.
Я согласна с мнением Стародубовой Н.А /«Теория и методика развития речи дошкольника»/, что в методике развития речи особое место должна занимать работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Считаю, что в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.
Задача педагога - подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, что представляет известную сложность. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.
Исходя из этого, большое значение имеет методически грамотный подход к заучиванию стихотворений.
3.2. Использование современных образовательных технологий
В своей практике я опираюсь на методические подходы Н.М. Крыловой /программа «Детский сад-дом радости»/. В программе уделяется большое внимание формированию интереса детей к художественной литературе и обучению детей выразительному чтению стихов.
Кроме этого, я взяла из нее, на мой взгляд, самое важное - смысл, заложенный в название программы: «Главной человеческой потребностью является потребность осознавать себя как индивидуальность, обогащать развитие ее и защищать свою индивидуальность через игру, познание и общение. Жить в доме радости - это находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтвердится возникновением эмоции радости».
Детство, окрашенное радостью, оценивается психологами как защитный слой, необходимый каждому, стремящемуся к «звездам», проявляющему свою индивидуальность, защищающему ее, ибо путь к ним всегда пролегает через «тернии»…
Мне кажется очень важным, что в ФГОС ДО есть такая фраза «Радостное проживание ребенком этапа дошкольного детства», это созвучно с моим пониманием пребывания ребенка в детском саду.
Кроме методики Н.М. Крыловой, которая в свою очередь имеет свои истоки в трудах В.И. Логиновой, я так же использую в работе и методику О.С. Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста». В своих работах О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, И.Токмаковой, С. Маршака и другие.
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Задачи хорошего запоминания стихов и чтения их выразительно решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.
Дети старшей группы быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В подготовительной группе дети запоминают значительно большие по объему стихи (два-четыре четверостишия) с эпитетами и метафорам.
На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для старшей группы, 4-6— для подготовительной. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Проблема отбора книг для чтения, рассказывания и произведений для заучивания раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.
Разработано несколько критериев отбора книг для детей дошкольного возраста:
- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания, в него входит несколько групп произведений:
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют меня постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг. Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.
Мне близки слова детского поэта И. Токмаковой, она считает детскую литературу первоосновой воспитания: «Детская книга - это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания».
Учитывая подходы, заданные в указанных методиках, у меня сложилась своя система работы в данном направлении. Опираясь на наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, для облегчения запоминания стихов я в своей работе активно использую разнообразные приемы мнемотехники: картинки, схемы, мнемотаблицы, а так же разнообразные игровые упражнения.
Я давно в своей работе использую метод комплексно-тематического планирования, в последние годы освоила технологию метода проектов, это позволяет увлечь детей какой-то единой темой, насытить их образами, впечатлениями и способствует более осмысленному и выразительному чтению заучиваемых по данной теме стихов.
Мои дети охотно заучивают стихотворения и знают их довольно много, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Хотя мы и стараемся задействовать в выступлениях на праздниках как можно больше детей, добавляя стихи в сценарий, деля их на части между детьми, но абсолютно всех задействовать не удаётся. Получается детям застенчивым, имеющим тяжелые нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.
Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников использую конкурс чтецов, который дает каждому ребенку возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Я определяю следующие задачи организации конкурса чтецов:
1.Привлечь внимание родителей к проблеме заучивания стихотворений.
2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
3.Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Тематику конкурсов мы берём в соответствии с темой, по которой работаем, мы проводили конкуры чтецов со стихами о временах года, об играх и игрушках, о птицах, о деревьях, об овощах и фруктах, по произведениям А.Барто, К. Чуковского, о маме.
При организация конкурса учитываем следующие требования:
- в сценарий включаются поэтические произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
- необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей;
- тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами;
- активное участие всех детей группы.
На конкурс в качестве слушателей, кроме жюри, мы приглашаем родителей. Это способствует социализации детей, расширяет границы общения, а также доставляет радость от участия в общем деле.
Несколько слов хочется сказать о составе жюри. В его состав должны входить люди, хорошо знакомые детям группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В то же время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри становятся воспитатели соседней группы, специалисты. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители.
Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники, но мы уже с первых конкурсов выделяем победителей, тех детей, которые занимают 1,2,3 места. В качестве “награды” используем грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги.
Проведение таких конкурсов дают хорошие результаты, а главное доставляют радость детям. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
3.3. Этапы работы.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста интереса к поэзии и умения выразительно читать стихотворения ведётся в два этапа:
I этап (5-6 лет) – старшая группа
II этап (6-7лет) – подготовительная группа
I этап –старшая группа
Задачи:
- Способствовать формированию у детей интереса к книгам
- Читать детям знакомые и любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой старшейгруппы
- Воспитывать умение слушать новые произведения
- Побуждать у детей желание договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы из прочитанного произведения,
- учить детей выразительно читать наизусть небольшие стихотворения, потешки, заклички, отрывки из поэтических сказок,
- Совершенствовать интонационную выразительность речи (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация),
- Продолжать учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест),
- Учить детей выразительно читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
- Способствовать желанию выступать перед родителями и сверстниками, читать стихи на праздниках, литературных вечерах
- Развивать память, образное мышление, эмоциональную отзывчивость
- Формировать у детей нравственные мотивы культурного поведения
Формы работы с детьми в старшей группе:
- Ежедневное чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного.
- Рассматривание иллюстраций в книгах к художественным произведениям, рассматривание репродукций картин разных художников о природе, природных явлениях, животных и др.
- Наблюдения на прогулке и экскурсиях за погодой, природными явлениями, растительным и животным миром, поведением людей.
- Индивидуальные беседы с детьми о литературных произведениях разных жанров, знакомство с закличками, пословицами и поговорками.
- Беседы с детьми о нравственном поведении героев, о чувствах которые вызвало поэтическое произведение.
- Разучивание новых пальчиковых игр, потешек, физминуток, считалок, хороводных игр в разные режимные моменты.
- Организация тематических выставок («Что нам осень подарила», «Стихи и сказки К.И.Чуковского», «Книги о животных», выставки детских рисунков и поделок к произведениям)
- Занятия по заучиванию стихотворений с использованием схем, мнемотаблиц.
- Занятие по знакомству с творчеством К.И.Чуковского, С.Я.Маршака
- Обыгрывание сюжетных поэтических произведений с использованием масок, игрушек, настольного театра и кукол-рукавичек.
- Прослушивание аудиозаписей сказок и стихов К.Чуковского в исполнении артистов.
- Словесные игры на развитие силы голоса, темпа, интонации.
- Игровые упражнения на развитие дыхания, на развитие понимания смысловой стороны слова, на словообразование.
- Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
- Индивидуальные упражнения по использованию жестикуляции и мимики во время исполнения поэтических произведений, этюды.
- Игры на развитие внимания и памяти.
- Выступление детей со стихами на праздниках.
- Конкурсы чтецов «В детский сад приходит осень», «Братья наши меньшие»
Перспективное планирование работы в старшей группе по формированию интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи
Месяц | Тема занятия | Задачи |
сентябрь | Заучивание стихотворения П. Сигунова «Полюбуйся красотой» | - учить рассказывать стихотворение громко и выразительно - учить замечать красоту природы - учить пользоваться жестами при исполнении стихотворения |
Заучивание народной песенки «Дед хотел уху варить» | - познакомить детей с фольклорным текстом и помочь его запомнить - учить произносить текст эмоционально выразительно - упражнять в произношении различным тоном - воспитывать уважение к старшим, желание помочь | |
Заучивание стихотворения Т. Боковой «Праздник урожая» | - учить детей определять настроение стихотворения, которое хотел передать автор - учить выразительно рассказывать стихотворение наизусть - побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движения | |
октябрь | Заучивание стихотворения В. Орлова «С базара» | - учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение - учить детей эмоционально воспринимать стихотворение - развивать диалогическую речь |
Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень» | - учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения - воспитывать любовь к природе, желание любоваться красотой - учить читать стихотворение выразительно | |
Заучивание стихотворения А. Порошина «Улетают к югу птицы» | учить определять настроение в лирическом произведении - учить читать стихотворение наизусть, передавая настроение автора - воспитывать любовь к родной природе | |
Конкурс чтецов «В детский сад приходит осень» | - воспитывать желание участвовать в конкурсе - продолжать учить преодолевать сценическое волнение - продолжать воспитывать любовь к природе, умение замечать её красоту и разнообразие - продолжать учить читать стихи наизусть эмоционально и выразительно | |
ноябрь | Заучивание стихотворения З.Александровой «Елочка» | - учить детей запоминать короткое стихотворение - вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность - развивать память, развивать познавательную активность |
Заучивание стихотворения Т. Лавровой «Первый снег» | - продолжать учить детей рассказывать стихотворение наизусть, передавая интонацией радостные чувства - учить детей громко и выразительно рассказывать текст
| |
Заучивание потешки «Как на тоненький ледок» | - продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами, учить вслушиваться в ритм произведения - воспитывать заботливое отношение к другим, желание прийти на помощь - учить читать стихотворение выразительно | |
декабрь | Разучивание стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит?» | - учить детей эмоционально рассказывать стихотворение наизусть - работать над средствами звуковой выразительности (темп, интонация) - воспитывать любовь к природе
|
Заучивание стихотворения М.Познанской «Снег идет» | - учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, передавая интонацию - учить вслушиваться в мелодику поэтического текста - учить замечать красоту зимней природы | |
Заучивание стихотворения Е.Михайловой | - развивать у детей память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь - продолжать прививать умение выразительно читать стихи наизусть - учить передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении | |
январь | Заучивание стихотворения С.Маршака «Январь» | - учить рассказывать стихотворение наизусть, передавать его радостный характер - обогащать словарь - воспитывать любовь ко всем временам года. |
Заучивание стихотворения В.Фетисова «На катке» | - учить детей выражать свои впечатления от зимних забав - выразительно рассказывать стихотворение, передавая радостную интонацию - воспитывать интерес к здоровому образу жизни | |
Заучивание стихотворения О.Высотской «Детский сад»
| - учить рассказывать стихотворение наизусть - упражнять в выразительном чтении стихотворения - воспитывать любовь к детскому саду -воспитывать желание самостоятельно рассказывать стихотворение малышам, родителям | |
февраль | Заучивание стихотворения М.Познанской «Снег идёт» | - продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи - учить понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения - помочь интонационно выразительно передавать образное содержание |
Заучивание стихотворения В.Руденко «Мужской праздник» | - учить детей выразительно читать стихотворение наизусть - воспитывать патриотические чувства - воспитывать у мальчиков желание стать в будущем защитниками отечества | |
Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать» | - формировать умение выразительно рассказывать стихотворение наизусть, развивать чувство ритма - формировать умение проявлять эмоциональную отзывчивость на стихотворение - развивать мышление, познавательную активность | |
март | Заучивание стихотворения И.Мазнина «Простое слово» Разучивание заклички «Иди весна, иди красна…» Конкурс чтецов «Братья наши меньшие» | - вызвать у детей эмоциональный настрой - помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию - воспитывать любовь к маме. - познакомить с новым фольклорным жанром - вызвать у детей интерес и желание познакомиться с новыми закличками - учить читать текст выразительно - воспитывать любовь к русским традициям - учить читать стихотворения выразительно наизусть - продолжать воспитывать любовь к животным, заботливое отношение к ним - воспитывать желание участвовать в конкурсах - продолжать учить преодолевать сценическое волнение |
апрель | Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» | - учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста - понимать средства выразительности - развивать образность речи |
Разучивание стихотворения В.Степанов «Юрий Гагарин» | - учить рассказывать стихотворение эмоционально выразительно, передавая чувство гордости - воспитывать патриотические чувства - развивать познавательную активность | |
Разучивание стихотворения Ю.Кушак «Оленёнок» | - учить детей читать стихотворение наизусть, передавая чувства, которые хотел выразить автор - воспитывать нравственные чувства (жалость, сострадание, желание помочь) - воспитывать любовь к животным | |
май | Заучивание А.С. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч...» (отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»») | - учить детей рассказывать стихотворение наизусть - развивать способность образного видения - воспитывать интерес к поэтическим произведениям - вызвать у детей патриотические чувства - учить детей эмоционально рассказывать стихотворение наизусть - развивать познавательную активность |
Заучивание стихотворения Т.Белозёрова «Праздник победы» | - вызвать у детей патриотические чувства - учить детей эмоционально рассказывать стихотворение наизусть - развивать познавательную активность | |
Литературный вечер «Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать» | - упражнять детей в выразительном исполнении знакомых стихотворений - развивать память - учить преодолевать сценическое волнение - воспитывать различные чувства |
3.5. II этап –подготовителбная группа
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с книгой
- Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, разным её жанрам (потешки, заклички, считалки, стихотворения)
- Способствовать формированию эмоционального отношения детей к произведениям
- Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста
- Продолжать учить детей выразительно с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям
- Развивать речь, внимание, память, познавательную активность
- Посредством поэзии способствовать формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине
- Поощрять желание детей участвовать в инсценировках, праздниках, литературных вечерах, конкурсах стихов
Формы работы с детьми подготовительной группы :
- Ежедневное чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного.
- Рассматривание иллюстраций в книгах к художественным произведениям, рассматривание репродукций, картин разных художников о природе, природных явлениях, животных и др.
- Наблюдения на прогулке и экскурсиях.
- Экскурсия в детскую библиотеку, тематические занятия и экскурсии в Краеведческом музее и детской библиотеке.
- Групповые и индивидуальные беседы с детьми о нравственном поведении героев, о чувствах которые вызвало поэтическое произведение.
- Разучивание новых пальчиковых игр, потешек, физминуток, считалок, мирилок, хороводных игр в разные режимные моменты.
- Организация тематических выставок («Творчество А.С.Пушкина», «Сказки Андерсена», «Книги о зиме и про зиму», выставки детских рисунков и поделок к произведениям)
- Занятия по заучиванию стихотворений с использованием схем, мнемотаблиц.
- Занятие по знакомству с творчеством и биографией А.С.Пушкина, Н.Носова, Г.Х.Андерсена.
- Обыгрывание сюжетных поэтических произведений с использованием костюмов, атрибутов и различных видов театра.
- Просмотр отрывков видеосказок А.С.Пушкина.
- Словесные игры на развитие силы голоса, темпа, интонации
- Игровые упражнения на развитие дыхания, на развитие понимания смысловой стороны слова, на словообразование, на формирование образной речи.
- Упражнения в проговаривании чистоговорок, скороговорок.
- Индивидуальные упражнения по использованию жестикуляции и мимики во время исполнения поэтических произведений.
- Игры на развитие внимания и памяти.
- Выступление детей со стихами на праздниках.
- Литературные вечера, вечера загадок.
- Конкурсы чтецов «Зимушка - зима», «Как много в этом слове – Мама!»
Перспективное планирование работы в подготовительной группе по формированию интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи
Месяц | Тема занятия | Задачи |
сентябрь | Заучивание стихотворения И.Михайловна «Вышла Маша в огород» | - учить рассказывать стихотворение громко и выразительно - учить замечать красоту даров природы - развивать диалогическую речь |
Заучивание народной песенки «По дубочку постучишь…» | - познакомить детей с фольклорным текстом и помочь его запомнить - учить произносить текст эмоционально выразительно - упражнять в произношении различным тоном - воспитывать любовь к природе | |
Заучивание стихотворения Я.Аким «Осень»
| - учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения - развивать понимание образности речи - воспитывать любовь к природе - учить читать стихотворение выразительно | |
октябрь | Заучивание стихотворения С.Я.Маршак «Октябрь» | - учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение - учить детей эмоционально воспринимать стихотворение - продолжать воспитывать любовь к поэтическим произведениям |
Заучивание стихотворения С.Чёрный «Жеребёнок» | - учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения - развивать понимание образности речи - воспитывать любовь к природе - учить читать стихотворение выразительно | |
Заучивание стихотворения С.Городецкий «Котёнок» | - учить читать стихотворение наизусть, передавая эмоциональное состояние героев - развивать диалогическую речь | |
ноябрь | Разучивание стихотворения М.Метелёва «Белка» | - учить детей запоминать короткое стихотворение - вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность - развивать память, развивать познавательную активность - воспитывать любовь к животным |
Заучивание стихотворения А.Плещеев «Осень» | - продолжать учить детей рассказывать стихотворение наизусть, передавая интонацией чувство грусти - учить вслушиваться в мелодику поэтического текста | |
Заучивание стихотворения М.Новицкая «Светофор» | - учить детей рассказывать стихотворение наизусть, интонационно передавая его смысл - воспитывать внимательного пешехода - развивать внимание, память, познавательную активность | |
декабрь | Заучивание потешки «Ты, мороз, мороз, мороз…» | - продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами, учить вслушиваться в ритм произведения - учить читать произведение выразительно |
Разучивание отрывка из стихотворения И.Сурикова «Зима» | - учить детей эмоционально рассказывать стихотворение наизусть - работать над средствами звуковой выразительности (темп, интонация) - упражнять в подборе сравнений, эпитетов - воспитывать любовь к природе | |
Заучивание стихотворения С.Маршака | - развивать у детей память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь - продолжать прививать умение выразительно читать стихи наизусть - учить передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении | |
Январь | Заучивание стихотворения С.Есенин «Берёза» | - учить рассказывать стихотворение наизусть, передавать его характер - обогащать словарь образными выражениями - воспитывать любовь к природе |
Заучивание стихотворения Н.Нищеевой «Снегири» | - учить детей передавать настроение стихотворения - развивать понимание образности речи - воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе | |
Конкурс чтецов «Зимушка-зима» | - продолжать воспитывать желание участвовать в конкурсах - продолжать учить вслушиваться в мелодику произведения - воспитывать любовь к природе | |
Заучивание стихотворения Т.Бокова «Родина» | - учить рассказывать стихотворение наизусть - упражнять в выразительном чтении стихотворения -учить эмоционально передавать чувство гордости за Родину - воспитывать любовь к малой родине | |
февраль | Заучивание стихотворения Т.Бокова «Зимушка-зима» | - продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи - учить понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения - помочь интонационно выразительно передавать образное содержание |
Заучивание стихотворения М.Мигунова «Защитники отечества» | - учить детей выразительно читать стихотворение наизусть - воспитывать патриотические чувства - воспитывать у мальчиков желание стать в будущем защитниками отечества | |
Заучивание стихотворения М. Мазниной «Расскажите облака» | - формировать умение выразительно рассказывать стихотворение наизусть, развивать чувство ритма - развивать у детей память, внимание, воображение - развивать познавательную активность | |
март | Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» | - вызвать у детей эмоциональный настрой - помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию - воспитывать нравственные мотивы культурного поведения |
Т.Волгина «Наступает мамин праздник» | - учить детей рассказывать стихотворение наизусть, с помощью эмоциональной выразительности передавать свою любовь к маме - воспитывать желание у детей доставить радость близкому человеку | |
Разучивание заклички «Дождик, дождик, веселей…» | - продолжать знакомить с закличками - вызвать у детей интерес к закличкам, желание проговаривать их самостоятельно - учить читать текст выразительно | |
Конкурс чтецов «Как много в этом слове - Мама!» | - воспитывать любовь к русским традициям - продолжать воспитывать желание читать стихи наизусть для близких людей - продолжать учить преодолевать сценическое волнение - учить выражать свою любовь к маме через эмоциональное чтение поэтических произведений | |
апрель | Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Люблю птиц» | - учить детей рассказывать стихотворение наизусть - формировать у детей мотивы нравственного поведения - воспитывать любовь к птицам |
Разучивание считалки М.Карем «Мирная считалка» | - продолжать знакомить детей со считалками - учить детей рассказывать считалку наизусть - учить вслушиваться в ритм произведения - продолжать учить детей отличать считалку от других литературных жанров | |
май | Заучивание стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...» (отрывок) | - продолжать воспитывать любовь к поэтическим стихотворениям - учить вслушиваться в мелодику поэтического текста - учить читать стихотворение выразительно, передавая своё отношение к произведению |
Разучивание стихотворения Н.Томилина «День Победы» | - учить рассказывать стихотворение наизусть - учить передавать с помощью голоса характер произведения - воспитывать патриотические чувства | |
Заучивание А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный ...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | - учить детей рассказывать стихотворение наизусть - развивать способность образного видения - воспитывать интерес к поэтическим произведениям - продолжать воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина | |
Заучивание стихотворения И.Белоусов «Весенняя гостья» | - продолжать воспитывать любовь к родной природе - учить детей эмоционально рассказывать стихотворение наизусть | |
Литературный вечер «Соседей будем приглашать и стихи для них читать» | - развивать познавательную активность. - упражнять детей в выразительном исполнении знакомых стихотворений - развивать память - учить преодолевать сценическое волнение - воспитывать доброжелательность, желание порадовать друзей |
3.5. Сотрудничество с семьёй
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного принятия таким, какой он есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь так важно помочь родителям понять, что развитие у ребёнка интереса к художественной литературе, а в частности поэзии, не должно идти стихийным путем.
Поэтому главной целью своей работы в сотрудничестве с семьёй считаю профессиональную помощь родителям в просвещении, а так же в осознании значимости формирования у детей дошкольного возраста интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В группу попадают дети из семей с разным социальным статусом. Чтобы заинтересовать и увлечь все семьи, я использую разнообразные формы работы.
Для того чтобы грамотно просветить родителей по вопросу формирования у детей интереса к поэзии я начинаю работу с родителями по воспитанию у детей любви к книге, через знакомство со сказками, стихами, потешками, колыбельными песнями.
В группе прошло родительское собрание на тему: «Книга в жизни ребёнка», где родители получили доступную информацию о приобщении детей младшего возраста к художественной литературе, имели возможность задать интересующие вопросы. Каждый родитель получил список-памятку «Что можно прочитать ребёнку 5-6 лет». На стенде в родительском уголке появилась информация: «Зачем читать детям книги», «Сказка в жизни ребёнка», «Имена поэтов, чьи стихи нужно читать дошкольникам от 1 до 7 лет», «Конкурс чтецов – возможность самореализации каждого ребёнка»
В старшей группе с родителями была проведена консультация: «Как учить стихи с ребёнком», где было предложено несколько способов по заучиванию стихотворений. Информация на стенде в родительском уголке «Чтение в кругу семьи», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»
В середине года в старшей группе прошло прекрасное родительское собрание «Театр в жизни ребёнка», на котором родители получили доступную информацию о различных видах театра, которые мы используем в детском саду, посмотрели короткие инсценировки в исполнении детей, сами попробовали себя в роли кукловодов пальчикового театра и театра бибабо, чем доставили большую радость детям. В родительский уголок вниманию родителей были предложены статьи «Домашний театр детям», «Произведения для чтения детям 5-7 лет»
В течение всего учебного года в родительском уголке постоянно пополняется картотека стихов, считалок, пальчиковых игр, потешек, физминуток, мирилок, закличек, скороговорок, чистоговорок, которые мы разучиваем с детьми в детском саду. И если ребёнок по какой-то причине пропустил детский сад, у родителей всегда есть возможность разучить текст с ребёнком дома.
Немалую роль в работе с родителями играют индивидуальные беседы. Не каждый родитель может, например, на родительском собрании задать интересующий его вопрос, поэтому таких родителей необходимо просвещать в индивидуальной беседе.
Дети нашей группы охотно принимают участие в Неделе сказки, которая ежегодно проходит в детском саду, с театральными постановками дети с радостью выступают перед детьми из других групп, а также перед родителями. Родители принимают участие в изготовлении костюмов и декораций для постановок. Нами были обыграны театральные постановки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси – лебеди», «Под грибом», «Дудочка и кувшинчик», «Подушка для солнышка», «Морозко», «Пых», «Заюшкина избушка», «Непослушный мышонок» и др.
Благодаря родителям театрализованный уголок нашей группы обновился и пополнился разными видами театра.
Анкетирование — одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. Анализ анкет всегда показывает заинтересованность и просвещенность родителей каждой семьи. За несколько лет работы по формированию у детей интереса к книге мною было проведено различное анкетирование родителей «Традиции семейного чтения», «Восприятие книги ребёнком», «Книга в жизни ребёнка»
Одной из удачных форм работы считаю проведение акции «Книга в подарок группе». Для чего мы решили провести эту акцию? В первую очередь мы хотели привлечь внимание родителей к книге, как к источнику позитивного влияния на эмоциональное состояние детей. В акции приняли участие все семьи группы, некоторые изъявили желание принести книги для малышей, которые дети с гордостью подарили детям ясельной группы. Рассматривая каждую принесенную книгу, мы объясняли детям, какой вклад внесли авторы, печатники, художники, переплетчики в создание книги. Пополнение нашей библиотеки новыми сказками, стихами, рассказами доставило детям большую радость.
Также все семьи обычно принимают активное участие в тематических выставках книг в группе, вот некоторые из них: «В мире много сказок», «Стихи и сказки К.И.Чуковского», «Стихи А .Барто», «Книги о животных», «Моя любимая книга», «Творчество А.С.Пушкина», «Моя любимая книга Н.Носова», «Книги стихов разных детских поэтов», «Книги произведений С.Я.Маршака», «Сказки Андерсена» и другие.
При отсутствии необходимых книг дома, родители вместе с детьми посещали детскую библиотеку, а некоторые приобретали новые книги, тем самым пополняя домашнюю библиотеку ребёнка. Некоторые родители стали активными участниками конкурса «Книга, сделанная своими руками» внутри детского сада и даже заняли призовые места.
Для красочного восприятия поэтических произведений о природе, животном и растительном мире, необходим огромный багаж разнообразных впечатлений детей. Поэтому довольно часто использую в своей работе совместные с родителями прогулки и экскурсии в парк Свирской победы, на берег реки Свирь в разные сезоны года. С этих прогулок дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине. Новые знания и впечатления, пережитые детьми, помогают им в правильном восприятии поэтических произведений, а также в выразительном их исполнении.
Наряду с прогулками родители принимают активное участие в совместном посещении экскурсий и тематических занятий в Краеведческом музее, детской библиотеке, выставок в художественной школе, студии «Домовушка».
В совместном сотрудничестве с родителями в группе появились альбомы с подборкой фотографий диких и домашних животных. Нередко можно застать детей за рассматриванием альбомов и с удовольствием цитирующими стихи о любимых животных. Это подтолкнуло меня на дальнейшее расширение тематики таких альбомов. Уже в этом году хотела бы привлечь родителей для изготовления альбома «Времена года», я думаю, он будет пользоваться большим спросом среди детей.
Родители, а также ближайшие родственники детей с удовольствием посещают детские праздники в детском саду, где я стараюсь привлечь к чтению стихов как можно больше детей. Также родители по возможности посещают литературные вечера и викторины.
Хочу остановиться на одной из интереснейших форм работы с детьми и их родителями по проведению конкурсов чтецов. Вот уже на протяжении многих лет я использую такую форму работы. Примерно за две недели до проведения мы объявляем тему конкурса, условия проведения, а также точную дату. Кроме того, в родительский уголок помещаем полезную информацию, которая в доступной форме поясняет родителям значение участия ребёнка в таком конкурсе. Родители дома вместе с детьми подбирают произведения и разучивают их, а также по желанию придают произведению художественный образ, то есть подбирают костюм, атрибуты, изготавливают поделки, рисунки и т.д.
Мы стараемся идти в ногу со временем, и в этом году мы предложили родителям сделать презентации к конкурсу, для первого раза желающих оказалось не много, но они всё же нашлись. Думаю, что мы обязательно будем использовать такую форму работы с семьями, она доставляет большое удовольствие детям и интерес современных родителей, которые с пользой для своего ребёнка проведут время у компьютера. Родители становятся не только зрителями таких конкурсов, но и членами жюри, что доставляет особую радость детям. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители, они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.
Опытом своей работы мы смогли заинтересовать и весь педагогический коллектив, в прошлом году состоялся общий конкурс чтецов в детском саду «От сердца к сердцу», победители которого выступили на родительской конференции « Приобщение детей к миру культуры».
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
3.6. Взаимодействие с социумом
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Одним из путей повышения результатов качества работы с дошкольниками я вижу в установлении прочных связей с социумом. Я считаю, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с различными культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Поэтому решая задачи по формированию у детей интереса к поэзии, мы широко используем связи с различными культурными центрами.
Главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы.
В связи с этим мы тесно сотрудничаем с работниками детской библиотеки, которые с огромным удовольствием всегда встречают детей. Дети с большим интересом участвуют в организованных обзорных экскурсиях и тематических выставках, встречах, посвящённых творчеству поэтов и писателей, в играх – викторинах. Все мероприятия сотрудниками детской библиотеки хорошо продуманы с учётом возраста детей. Кроме посещения библиотеки мы используем обратную связь, когда сотрудники библиотеки посещают нашу группу в детском саду с выездными выставками новинок детской художественной литературы. С новинками литературы имеют возможность знакомиться не только дети, но и педагоги детского сада, и родители детей. В старшей группе осуществляется еженедельный обмен книг для домашнего чтения, которые дети выбирают сами. По нашей просьбе сотрудники библиотеки подбирают литературу разных жанров, в том числе и поэтические произведения по различным тематикам.
Окружая малыша с детства выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы, несомненно, обеспечим становление у него осмысленной правильной и красивой речи, заложим первый интерес к художественному слову, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, а также приобщим к истокам русской культуры.
Интерес к поэзии, несомненно, связан с пониманием других видов искусства, таких как, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка и танец, кино и театр и даже цирк и фотография. Поэтому уже на протяжении многих лет мы являемся частыми гостями Дома народного творчества, Детского центра эстетического развития, Дома театра и кино, студии «Домовушка», а также Детской художественной школы.
С большим желанием дети посещают концерты, выездные театрализованные и цирковые представления театров Санкт-Петербурга и Петрозаводска, выставки рисунков и другие художественные экспозиции.
Начиная со старшего дошкольного возраста, мы проводим большую совместную работу с сотрудниками Краеведческого музея. По нашей просьбе сотрудники музея знакомят детей с природой родного края, организуют тематические беседы, экскурсии, приглашают посетить тематические выставки. Посещая Парк Свирской победы, дети имеют возможность любоваться красотой природы в разные времена года.
Огромную роль в развитии интереса к поэзии является ближайшее социальное окружение ребёнка. В первую очередь это родители, которых мы привлекаем для участия в различных мероприятиях группы и детского сада. Это и совместный выход на экскурсии, участие в праздниках, посещение литературных вечеров и викторин, конкурсов чтецов, где родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса.
Благодаря слаженной работе с узкими специалистами, другими педагогами и сотрудниками детского сада раскрываем творческие способности детей.
Считаю очень важным фактором раскрытие творческих способностей детей в детской аудитории. Для этого мы организуем литературные вечера с участием детей других групп, посещаем группы детей раннего и младшего возраста с театрализованными представлениями, концертами и чтением стихотворений.
Таким образом, считаю, что, используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появляется желание украшать и улучшать мир вокруг себя, остаётся удовлетворение от совместной работы и общения. А главное - дети получают массу положительных впечатлений, дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности с первых лет жизни.
4. Выводы.
Считаю, что все формы и методы работы, которые я использую в своей работе с детьми и в сотрудничестве с родителями, дают хороший результат.
Как показывают данные мониторинга, мои воспитанники проявляют интерес к художественной литературе, к поэзии, легко и с удовольствием заучивают стихи, ярко, эмоционально и выразительно их читают, умеют преодолевать сценическое волнение, у них сформированы нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения совместных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, эти изменения позволяют мне говорить об эффективности используемых мною форм в работе с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые формы сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Задача каждого из нас – сохранить нашу культуру, нравственное достояние нации, наш язык. В этом первый и верный помощник наш – русская литература! Давайте же прививать нашим детям любовь к прекрасному русскому слову, любовь к великой русской литературе, любовь к своей стране, любовь к жизни.
Хочется верить, что мои выпускники, когда вырастут, будут любить художественную литературу, с удовольствием читать поэтические произведения, у них будет сформирован художественный вкус и стремление к творчеству.
5. Глоссарий
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н.- схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Часто используется при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Сценическое волнение - одна из форм психического состояния человека, состояние тревоги и беспокойства до и вовремя выступления перед зрителями. В дошкольном детстве активные дети всегда с удовольствием выступают перед публикой, но для многих это серьёзное испытание. Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление»
Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.
Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства посредством подбора слов, интонаций, логических ударений и пауз.
Дикция - произношение (от лат. «dictio» произнесение). Включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и собственно манеру выговаривать слова. У маленьких детей часто наблюдается плохая дикция.
Мирилки – коротенькие стишки, берут своё название от слов мириться, дружить. Ими пользуются дети, чтобы сгладить последствия ссоры.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
6.Список используемой литературы
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва, «Мозаика-Синтез», 2014г.
- «Развитие речи детей 3-4 лет» (4-5, 5-6 лет) авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Москва, «Вентана-Граф», 2008г.
- «Теория и методика развития речи дошкольников» Н. А. Стародубова,
Издательство: ИЦ Академия, 2009г
- «Придумай слово» О.С. Ушакова, Москва, «Сфера», 2009г.
- «Игры-занятия со звучащим словом» А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Москва, «Сфера», 2012г.
- «Положи твоё сердце у чтения» Методические рекомендации З.А. Гриценко, Москва, 2000г.
- «Первые книги ребёнка» Практические советы педагога З.А. Гриценко, Москва, «Школьная пресса», 2005г.
- «Ребёнок и книга» Пособие для воспитателей детского сада под редакцией В.И. Логиновой, Санкт-Петербург, 1996г.
- «Литература и фантазия» составитель Л.Е. Стрельцова, Москва, «Просвещение»,1992г.
- «Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Москва, «Карапуз», 2012г.
- «Пальчиковые игры» А.Е. Белая, В.И. Мирясова, Москва, «Астрель», 2003г.
- «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» Е.А. Алябьева,Москва, «Сфера», 2012г.
- «От двух до пяти» К.И. Чуковский, Москва, «Лимбус Пресс», 2000г.
- «Большая поэзия для маленьких детей» Л.Бурмистрова, Москва, «Мозаика Синтез» 2011г.
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш, Москва, «Сфера», 2008г.
- «Маленький актёр» Т.С. Григорьева, Москва, «Сфера», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование
В статье раскрываются основные формы, методы, средства олимпийского образования дошкольников...
Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...
Формирование у детей дошкольного возраста жизненно важных двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в летний оздоровительный период.
Собственно, краткое содержание этой статьи видно из самого названия. Развитие детей в любой сфере деятельности становится успешней, если детей заинтересовать, сделать их занятия и оборудование нестанд...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...