Конспект НОД пересказывание сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблиц
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кирсанова Галина Владимировна

Конспект НОД по речевому развитию для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_auknetsya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное  общеобразовательное  

              учреждение  «Детский  сад комбинированного  вида № 71»

         Энгельсского  муниципального  района  Саратовской  области

НОД

по  ознакомлению  с  художественной

литературой в  старшей  группе № 2

Пересказ русской  народной  сказки

«Как  аукнется, так и  откликнется»

с  использование  мнемотаблицы

Программное  содержание:  закрепить  знания  о  русском  фольклоре, познакомить  с  понятием   устное   народное  творчество. Активизировать словарь  детей: потешки,  заклички, считалки, колыбкльные  песенки. Упражнять  детей  в  пересказывании  сказки  с  использованием  мнемотаблиц. Развивать  умение  соотносить  знакомые  символы  с  образами. Развивать  психические  процессы:  память,  внимание, наглядно – образное  мышление.

Воспитывать интерес  к  устному  народному  творчеству,  любовь  к  своему  народу,  Родине.

Материал  и  оборудование: мнемотаблицы, русские   народные   музыкальные  инструменты,  магнитная  доска,  шапка – маска  пчёлки.

Предварительная  работа:  чтение  русских  народных  сказок,  беседы  о  

                                                 фольклоре.

Индивидуальная  работа: заучивание  мнемосимволов,  разучивание  малых  фольклорных  форм.

                                            Ход  занятия:

Воспитатель:

- Ребята, скажите  в  какой  стране  мы  живём?

  (Мы живём  в  России)

- Кто Мы?

 (Мы Россияне)

Воспитатель:

Россия  большая  страна  и  её  населяют  много  народов,  но  большенство  из  них  говорит  на  русском  языке.

Мы  с  вами  на  каком  языке  говорим?

(Мы  говорим  на  русском  языке)

Воспитатель:
Красив ,  богат,  могуч  наш  русский  язык!

Вот  об  этом  мы  поговорим  сегодня,  и  не  зря   мы  с  вами  одели  русские  народные  костюмы.

(Дети  садяться  на  стульчики)

Воспитатель:

В  древние  времена,  когда  русские  люди  ещё  не  знали  букв (т.е. их  не придумали, а  поэтому  и  не могли  писать)  они  пересказывали  из  уст  в  уста  то,  что  сочиняли  самые  талантливые  из  них. Бабушка  рассказывала  сказку  внучке,  внучка  вырастала  и  рассказывала своей  дочке,  а  та  своей.

В  древние  времена  губы  называли  устами,  поэтому  народное  творчество  называется  устным.

К  устному  народному  творчеству  относятся:  сказки, потешки, песни,  прибаутки,  заклички,  загадки,  пословицы,  поговорки,  колыбельные,  которые  пели  вам  маме  или  бабушки.

- Так  что  же  относится  к  устному  народному  творчеству?

- Чем  забавляли  маленьких  детей,  вызывали  улыбку  у  заснувшего ребёнка,  успокаевали  плачущего?

(Польные  ответы  детей)

- Правильно,  молодцы!  Слова  потешек  и  прибауток  забавные, выразительные.

- Давайте  вспомним  потешку,  а  помогут  нам  в  этом  картинки.

- Молодцы!

- Кто  ещё  вспомнил  какую – нибудь  потешку?

- А  кто  мне  скажет  для  чего  нужны  считалки?

(Чтобы  выбрать  водящего   и  поиграть  в  игру)

- Мы  с  вами  тоже  выберим  водящего  с  помощью  считалки. посмотрите  на  эти  картинки. Вы  узнали  эту  считалку?

- Давайте  посчитаемся.

- Кто  ещё  знает  интересную  считалку?

(Ответы  детей)

- Чтобы  ребёнок  крепко  уснул  и  сладко  спал,  чем  его  убаюкивали?

(Ребёнка  убаюкивали  колыбельной  песней)

- Кто  знает  эту  колыбельную песню?

(Иммитация  колыбельной  песни)

- А  сейчас  я  предлагаю  вам  разделиться  на  2  команды,  собрать  из картинок заклички  и  рассказать  их.

- Зачем  нужны  были  заклички?

(Чтобы  кого – то  звать  или  просить  уйти)

- Я  знаю  ещё  одну  закличку,  которая  поётся  веселой  шуточкой песней.  Споём  её?

(Дети  берут  русские  народные  музыкальные  инструменты  и  поют песню  «Пчёлочка  златая».\

- Молодцы!  Весело,  задорно  пели  и  плясали.

- А  теперь  садитесь  на  стульчики,  поговорим  о  самом  интересном,  о сказках.

- Как  я  уже  сказала,  сказки  тоже  относятся  к  устному  народному творчеству.  Русский  народ  слагал  много  сказок,  они  интересны своими  сюжетами,  красочным  языком.

- Какие  р – н  сказки  вы  знаете?

(Ответы детей)

- Молодцы!  Много  назвали  р – н  сказок.

- А  чему  учат  нас  сказки?

(Добру,  дружбе, любви, честности)

Ребята,  сегодня  я  вас  познакомлю ещё  с  одной  р – н  сказкой  «Лиса и  журавль» («Как  аукнется,  так  и  откликнется»).

Воспитатель  читает  сказку.

Задаёт  вопросы.

- О  чём  говорится  в этой  сказке?

- Какой  вам  представляется  лиса  в  этой  сказке?

- Что  вам  особенно  понравилось  в  сказке?

- Как  вы  понимаете  выражения:  «потчует»,  «стряпала»,  что  они означают?

- Почему  так  называется  сказка?  Что  означает  выражение:  «Как аукнется,  так  и  откликнется»?

- Чему  нас  учит  эта  сказка?

(Умению  дружить,  быть  внимательнее  друг  к  другу,  думать  не только  о  себе,  но  и  о  других).

- Послушайте  ещё  раз  сказку.

Воспитатель  читает  и  высавляет  карточки  мнемотаблицы.

Далле  предлагает детям   пересказать  сказку.  (2 – 3 человека).

Итог:

- О  чём  мы  сегодня  говорили?

(Ответы  детей).

Воспитатель:  

    - Всё  это  называется?

     (Устным  народным  творчеством).

  Муниципальное   бюджетное  дошкольное  общеобразовательное  

              учреждение  «Детский  сад комбинированного  вида № 71»

         Энгельсского  муниципального  района  Саратовской  области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Времена года" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект предназначен для закрепления у детей знаний о временах года и их признаках. Мнемотаблицы помогают детям освоить навыки разговорной речи , учат их излагать свои мысли простыми и сложными предл...

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц и слайд-презентации «Весенний лес».

Задачи:Образовательные: закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; совершенствовать грамм...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра...

Конспект НОД «Осенние приметы» в старшей группе (с использованием мнемотаблиц)

Занятие на закрепление представлений об осени как времени года, умение составлять рассказ по заданной теме, используя мнемосхему,  умение читать по мнемодорожкам пословицы об осени....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию, с использование мнемотаблицы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию, с использование мнемотаблицы. Тема: пересказ сказки "Заюшкина избушка"для тетей 4-5 лет(сред...