Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе
Образовательные области:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Технологии: игровые, речевые, здоровьесберегающие, коммуникативные.
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Образовательные задачи
Обучающие:
-совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
-продолжать учить составлять рассказы по опорным схемам (мнемотаблицам) об осени;
-активизировать речь детей
Развивающие:
-развивать диалогическую и монологическую речь, внимание, память, мышление;
-развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
-развивать партнерские отношения, координацию речи и движения.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.
-формировать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества, инициативу, умение слушать товарища.
Предварительная работа: экскурсии по территории детского сада;
-наблюдения за изменениями в природе;
-чтение художественной литературы: Н. Сладков «Осень на пороге», М. Пришвин «Осинкам холодно», А. Плещеев «Рябина краснеет», «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь»;
-рассматривание картин и иллюстраций с изображением осеннего пейзажа;
-разучивание стихотворений на осеннюю тематику;
-аппликация «Дары осени», оригами «Осенние дерево», рисование «Осенние листья», «Осень золотая», «Поздняя осень».
Материалы: картинки с приметами осени, мнемотаблицы; стихи об осенних месяцах, осенние листики по количеству детей.
Содержание НОД:
1.Вводное слово воспитателя:
Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела
своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что
дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики
стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу? » Но никто ей ничего
не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на
деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не
могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не
знаешь, кто листики на деревьях красит? » Посмотрела на них Сова и
ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и
раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой
волшебницы… ».
Дети. Осень!
Вос-ль:. Как вы догадались?
Дети. Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными:
красными, жёлтыми, коричневыми.
2.Основная часть.
Вос-ль: Отгадайте загадку.
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем,
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два
Пришла (осенняя пора).
-Молодцы! А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает вспомнить стихи о сентябре, октябре, ноябре.
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылись школы.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Ноябрь
Поле черно-белым стало,
Капает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
А сейчас продолжите предложение.
Если осенним днём светит солнышко то день - – солнечный.
Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – пасмурный,
Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.
Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый.
Молодцы, ребята.
Вос-ль: А сейчас давайте составим предложения об осени. Помогут вам картинки.
(Показывает мнемотаблицы).
Это схемы, по которым вы будите составлять рассказы. (Дети выбирают по желанию мнемотаблицу).
Игровое задание «Составь рассказ об осени» ( 3-4 детей составляют рассказы, используя схемы)
Вос-ль: Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь)
- Какой месяц наступил после октября? (После октября наступил ноябрь)
Правильно.
- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют
ранней осенью)
- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.
Как он называется? (Он называется золотая осень.)
А сейчас, какой период осени начинается? (Начинается поздняя осень). Дуют
сильные ветры, выпал снег.
Мы сейчас с вами поиграем.
Физминутка «Мы осенние листочки»
Мы- листочки, мы- листочки, (Дети стоят в кругу)
Мы осенние листочки (с листочками в руках.)
Мы на веточках сидели (Присели.)
Ветер дунул- полетели. (Побежали по кругу).
Мы летали, мы летали (Побежали, помахивая листочками.)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок (Присели, поднимая листочки над
Мы присели все в кружок. головой.)
Ветер снова вдруг подул (Дети разбегаются)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели. (Приседают и кладут листочки.)
Вос-ль: Посмотрите на картины русских художников. Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень.
Вос-ль:. Мне понравилось как вы составляли рассказы, как много знаете об осени.
-Ну, а теперь последнее задание . Вы должны каждый по очереди сказать по одному слову об осени «Какая она?» (Ранняя, поздняя, золотая, красивая, дождливая, холодная, теплая, унылая, радостная, пасмурная, таинственная и т. д.).
3.Заключительная часть.
Вос-ль: Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это
чудное, красивое время года.
Вспомним за что же мы любим осень.
Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело
галдят.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"
КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...
ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц) в старшей группе "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"
Цель: Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.Задачи:Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Учить передавать содержание ...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Лисята».
Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зима в гостях у ребят»
Задачи:Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенности зимнего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учит...