Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на городском методическом объединение заместителей заведующих Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Представленное занятие является заключительным этапом продолжительного культурно-образовательного проекта "Здравствуй, Пушкин!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Что за прелесть эти сказки!» | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 г.Ельца «Дружные ребята»
Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на городском методическом объединение заместителей заведующих
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
(Область: речевое развитие
Деятельность: коммуникативная
Вид: восприятие художественной литературы и фольклора)
Составила:
воспитатель высшей категории
Григорьева Екатерина Николаевна
Елец 2016
Тема: «Что за прелесть эти сказки»
Образовательная область: речевое развитие
Деятельность: Коммуникативная
Вид: восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель:-развивать интерес детей к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
-расширять знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
-формировать умение давать определение сказке и стихотворению, как видам литературного жанра;
-обогащать представление детей о местах, связанных с именем А.С.Пушкина на примере Липецкой области;
-совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении отрывков из сказок Пушкина;
-продолжать формировать навыки работы с интерактивной доской;
-формировать навыки морально-нравственного поведения.
Материалы и оборудование: иллюстрированная книга сказок А.С.Пушкина, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная установка, CD-проигрыватель, атрибуты для инсценировки сказок: соломенная шляпа, невод для старика, корона для рыбки, платок для старухи, шлем и меч для королевича Елисея, шапочка ветра, зеркальце и кокошник для царицы, корона для царя Салтана.
Предварительная работа: участие детей, родителей, педагогов в реализации культурно-образовательного проекта «Здравствуй, Пушкин» (чтение и заучивание стихов и сказок А.С.Пушкина, игры на интерактивной доске, рисование, лепка, конструирование из разного материала, оформление альбома рисунков по сказкам А,С, Пушкина, книжек-малышек, стенда, мини- экскурсии с родителями в сквер Пушкина, краеведческий музей)
Ход занятия.
(дети входят, просматривают мультфильм) «У лукоморья…»
-Ребята, вам знакомы стихотворные строчки из этого мультфильма?
-Может, вы знаете автора этих строк? (А.С.Пушкин)
-Какие ещё стихи А.С. вы знаете?(Уж, небо осенью дышало.., Под голубыми небесами…Зима, крестьянин торжествует…)
-А вам нравятся стихи?(Да) Почему? (они мелодичны, напевны, понятны, легко запоминаются) Почему легко запоминаются (потому что написаны в рифме, т.е. похожи по звучанию, например: гора-нора, день-тень)
-Так что же такое стихотворение? (литературный жанр, написанный в рифме)
-Ребята, я слышу за дверью какие-то звуки, посмотрим кто там. (Заходит учёный Кот )
-Вы узнали, кто к нам пришёл?(Да, учёный Кот.)
Кот. -Здравствуйте, ребята.(Здравствуйте, Кот)
Восп. –Что вы здесь делаете, уважаемый кот?
Кот: -Что, что, сказки сочиняю.
Восп. –Сказки?! Мы знаем что такое сказки и любим их слушать и читать.
Кот.-Знаете? И что такое сказка?
Дети: придуманное, вымышленное произведение, где разговаривают предметы и животные, происходят волшебные превращения, где добро всегда побеждает зло.
Восп.- Итак, сказка-это литературный жанр, в основе которого лежат фантастические события и герои, часто с участием волшебных явлений.
Кот.-Я этим жанром прекрасно владею, ведь я с самим Пушкиным дружу.
Восп. –А мы дружим с творчеством А.С. Пушкина и многое знаем о его жизни.
Кот. – И что же вы знаете? Я вот помогал ему сказки сочинять.
Восп. –А мы сейчас подойдём к экрану , расскажем и покажем тебе. (Презентация)
«Родился А.С.Пушкин в г.Москва очень давно, более 200 лет назад.
Учился читать маленький Саша по азбуке (слайд 3). Читать его научила бабушка Мария Алексеевна (слайд4), а ещё о мальчике заботилась его няня, Арина Родионовна, он её очень любил , она была мастерица петь песни и рассказывать сказки.
Когда Саша подрос, он поступил учиться в школу-лицей(слайд5). И уже там стал сочинять свои первые стихи.
А вы знаете, что имя великого русского поэта Пушкина связано с нашей Липецкой областью, с землёй, на которой мы с вами живём. В селе Коренёвщино (слайд6) жили бабушка и дедушка А.С.Пушкина.
В каждом русском городе есть места, названные в честь великого поэта. В нашем городе тоже есть такие места. Может кто-то из вас вспомнит?
Д.: -ул.Пушкина, сквер Пушкина (слайд7)
Кот: -Молодцы! А у меня есть для вас сюрприз, вот эта чудо-книга. (передаёт воспитателю)
(Воспитатель ставит на мольберт книгу)
Восп. -Спасибо тебе, Кот, какая чудесная книга сказок А.С.Пушкина, я предлагаю посмотреть её. Садитесь удобнее.
-Иллюстрацию к какой сказке мы видим на первой странице?(Сказка о рыбаке и рыбке)
-Кто главные герои этой сказки?(Старик, золотая рыбка, старуха)
-О чём эта сказка? (старик поймал золотую рыбку и по её просьбе он её отпустил, а рыбка исполняла за это желания, только это были не его желания , старик просил за старуху)
-Чем она закончилась?(Старуха остаётся ни с чем, потому что много просила и рыбке это надоело) Да, нельзя просить многого, надо быть благодарными за малое.
Кот.-Молодцы, вы хорошо знаете сказку.
Восп.-Дети могут даже показать отрывок из этой сказки.
Кот. –С удовольствием посмотрю.
-Ребята подходите к столу, выбирайте атрибуты, необходимые для старика , рыбки и старухи, и вспомните, как старик разговаривал с рыбкой?
(Инсценировка)
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Чем только пожелаю,
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
«Дурачина, ты ,простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Кот.-Молодцы! Мне очень понравилось.
Восп. –А мы продолжаем листать книгу.
-Иллюстрацию к какой сказке вы видите?(Сказка о царе Салтане, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ)
-Кто главные герои этой сказки?(Царь Салтан, царь Гвидон, царевна Лебедь, царица, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)
-О чём эта сказка? (Сёстры царицы обманули царя Салтана и отправили по морю в бочке царицу с сыном, потому что завидовали ей и хотели быть на её месте, но царица с сыном оказались на острове Буяне.Там царь Гвидон спас царевну Лебедь от злого коршуна и за это она отплатила ему добром, сотворила для него 4 чуда)
-Всегда надо стараться делать добрые дела, и за это окружающие будут благодарны вам.
-Покажем коту отрывок из этой сказки, как царь Салтан разговаривал с купцами и узнавал о чудесах на острове Буяне. Подходите к столу выбирайте атрибуты.
(Инсценировка)
Царь Салтан гостей встречает
И с надеждой вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
-А какие ещё чудеса происходили в этой сказке?(Белка песенки поёт, 33 богатыря, царевна Лебедь)
-Чем закончилась сказка?(Царь Салтан встретился с сыном и женой и стали жить вместе, а сестёр царицы они простили за обман).
-Правильно, надо стараться прощать своих обидчиков.
Кот.-Как мне нравится, что сказка хорошо закончилась.
Восп.-А мы листаем книгу дальше. Иллюстрацию к какой сказке вы видите? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
-Кто главные герои этой сказки?(злая Царица, молодая царевна, семь богатырей, королевич Елисей.)
-О чём эта сказка?(злая мачеха хотела погубить падчерицу, потому что завидовала её красоте и доброте, но у неё ничего не получилось, т.к. королевич Елисей спас молодую царевну)
-Кто помогал Елисею, в спасении царевны? (Солнце, месяц, ветер) Помогать необходимо всем, иногда любая помощь может спасти чью-то жизнь.
-Давайте вспомним, как королевич Елисей обращался к ветру?
Подходите, берите атрибуты, которые нужны Елисею
(Инсценировка)
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Кот. –А кто может показать, как Царица разговаривала с зеркальцем?
Восп. -Проходите, берите атрибуты.
(Инсценировка)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Восп.-Чем закончилась эта сказка? (Королевич Елисей и молодая царевна поженились и жили долго и счастливо)
Кот. -Оказывается вы так много сказок знаете, но в этой чудо- книге ещё много сказок. Я вам её подарю.
Восп. –Спасибо уважаемый Кот. Мы обязательно её посмотрим дальше в группе. А у нас тоже есть чудо-предмет – интерактивная доска. Давайте подойдём и покажем Коту, как на ней можно играть.(подходим к доске)
-На этой доске могут появляться, исчезать и передвигаться изображения.
Кот.-Прямо как у нас в сказках…Интересно.
Восп. –Для этого нужно взять специальную палочку и слегка дотронуться до экрана.
Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?(называют предметы) Вам нужно оставить изображения тех героев и предметов, которые относятся к сказке о рыбаке и рыбке (затем к сказке о царе Салтане,….затем к сказке о мёртвой царевне и семи богатырях).
(после игры)
Кот. –Мне очень понравилось играть на чудо-доске, обязательно заведу себе такую же. А мне пора возвращаться к своему дубу в Лукоморье, сочинять новую сказку. До свидания, ребята. (До свидания)
Воспитатель. -Ребята, сегодня мы ещё раз вспомнили сказки и стихи А.С.Пушкина, на этом мы с вами заканчиваем наш проект, под названием «Здравствуй, Пушкин!», над которым мы работали несколько недель. За это время мы читали сказки, беседовали, рисовали и лепили, делали поделки. Принимали участие в проекте и родители, с которыми вы посетили места, связанные с именем Пушкина. Всем вам я говорю спасибо, но на этом ваше знакомство с творчеством Пушкина не заканчивается, вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин, ведь его называют «Солнцем русской поэзии».Когда вы пойдёте в школу, вы сами будете читать его произведения, они будут с вами каждый день, также как каждый день всходит на небо солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"
Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительно...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Нарисуй сказку"
В данном материале содержится конспект занятия по художественному творчеству для подготовительной группы по сказкам А. С. Пушкина....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Моделирование сказки Учитель – логопед: Шипилова Л.М.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»Моделирование сказки...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка о царе Салтане"...
Конспект методической разработки основной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Мы волшебники" (экспериментальная деятельность по образованию статического электричества)
Программные задачи:Образовательные:...
Конспект образовательной деятельности открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим по теме «Что за прелесть эти сказки» - «Как мы помогали зверушкам вернуть украденные угощения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29696150","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"225","width":"225"}}]]...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...