Восприятие художественной литературы и фольклора.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему
Перспективное планирование для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.gr_.chteniehud.litry_.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Елена Владимировна
Воспитатель
МБ ДОУ “Детский сад №189” г.о. Самара
Приоритетное направление: Экологическое воспитание.
Образовательная область: Речевое развитие.
Возрастная группа: Старшая группа.
Воспитатель: Григорьева Елена Владимировна.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
Чтение произведения Н.Сладкова «Осень на пороге» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года; закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. | |
Рассказывание р.н.сказки «Хвосты» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закреплять знание отличительных особенностей животных. Обогащать словарь эпитетами и сравнениями. | |
Чтение Японской сказки «Самый красивый наряд на свете» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и оперения птиц; обогащать словарь определениями. | |
Заучивание стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и систематизировать знания о признаках осени. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | |
Октябрь | Чтение произведения К.Ушинского «Ветер и солнце» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений. Формировать умение осмысливать идею произведения, формулировать выводы. |
Рассказывание сербской сказки «Почему у месяца нет платья» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение выделять характерные, существенные признаки явлений природы и умение осмысливать содержание сказки. | |
Чтение Чувашской сказки «Мышка-вострохвостик» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни мышей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки; обогащать словарный запас словами ладья, березовая лычка. | |
Заучивание стихотворения А.Барто «Перед отлетом» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать знания детей о перелетных птицах и умение выразительно читать наизусть стихотворение. | |
Ноябрь | Чтение произведения Л.Н.Толстого «Муравей и голубка» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Знакомить детей с внешними особенностями муравья и голубя; продолжать развивать умение понимать характеры и поступки героев произведения. |
Рассказывание Индонезийской сказки «Орел и воробей» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Знакомить детей с жизнью пернатых; формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием. | |
Чтение произведения Г.А.Скребицкого «Всяк – по-своему» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. | |
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение видеть красоту осенней природы, понимать языковые выразительные средства, образную речь; умение выразительно читать стихотворение наизусть. | |
Декабрь | Чтение произведения Ш.Бейшеналиева «Белый верблюжонок» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с условиями обитания верблюдов. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. |
Рассказывание корейской сказки «Как барсук и куница судились» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни барсука и куницы. Учить осмысливать содержание, характеры персонажей сказки; развивать речетворческие способности детей (умение придумывать разные варианты концовок). | |
Чтение произведения С.Козлова «Черный омут» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни зайца, волка и лисы, способах их самозащиты от врагов. Помочь понять смысл произведения, сделать соответствующий вывод. | |
Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать у детей понимание о происходящих в природе процессах. Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | |
Январь | Чтение произведения Л.Н.Толстого «Лев и собачка» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение чувствовать и понимать характер образов литературного произведения. |
Рассказывание р.н.сказки «Рак и лиса» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Помочь понять смысл и основное содержание сказки; учить выделять художественные выразительные средства. | |
Чтение Китайской сказки «Кто умнее – тот сильнее» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных, их повадками. Формировать умение понимать характер героев сказки. | |
Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Обобщить знания детей о зиме. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер»; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного. | |
Февраль | Чтение произведения М.Горького «Воробьишко» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить воспитанников с особенностями биологии птицы, голос которой они хорошо знают. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. |
Рассказывание произведения К.Ушинского «Гадюка» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, образе жизни и характере передвижения змей. Формировать умение осмысливать характеры персонажей произведения. | |
Чтение сказки Н.М.Павловой «Зимняя пирушка» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить умения детей различать зимой деревья по цвету коры, расположению веток, силуэту. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. | |
Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи, интерес к поэзии. | |
Март | Чтение произведения Э.Шима «Жук на ниточке» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Учить детей не причинять вреда насекомым, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Формировать у детей умение делать выводы. |
Рассказывание р.н.сказки «Мороз, солнце и ветер» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Формировать умение воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | |
Чтение мексиканской сказки «Вежливый кролик» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить представления детей о повадках и условиях жизни кролика. Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. | |
Заучивание стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Обобщить и систематизировать знания детей о весне. Развивать умение учить наизусть стихотворение и выразительно его читать. | |
Апрель | Чтение произведения К.Паустовского «Квакша» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам; показать, какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными. Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе. |
Рассказывание произведения Е.Пермяка «Смородинка» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закрепить умения различать деревья и кустарники по веткам и почкам. Учить осмысливать содержание произведения; оценивать поступки литературных героев. | |
Чтение произведения Д.Мамин-Сибиряка «Сказочка про козявочку» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам; расширять лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями. | |
Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Румяной зарею покрылся восток» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. | |
Май | Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с образом жизни насекомых. Познакомить детей с басней; развивать умение осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли. |
Рассказывание р.н.сказки «Заяц-хвастун» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. | |
Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Конкретизировать представления детей об особенностях внешнего вида лебедя, рака и щуки. Развивать умение осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли. | |
Заучивание стихотворения А.Плещеева «Весна» | Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закрепить знания о явлениях весенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года. Развивать умение выразительно рассказывать стихотворения. |
Литература:
1.З.Я.Рез, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая «Христоматия для детей старшего дошкольного возраста»
2.О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»
3.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»
Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...
Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора
Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....
"Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками"
Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый компл...
Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.
Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...