Восприятие художественной литературы и фольклора.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему

Перспективное планирование для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.gr_.chteniehud.litry_.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Елена Владимировна

Воспитатель

МБ ДОУ “Детский сад №189” г.о. Самара

Приоритетное направление: Экологическое воспитание.

Образовательная область: Речевое развитие.

Возрастная группа: Старшая группа.

Воспитатель: Григорьева Елена Владимировна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Чтение произведения Н.Сладкова «Осень на пороге»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года; закрепить знания о жанровых особенностях рассказа.

Рассказывание р.н.сказки «Хвосты»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закреплять знание отличительных особенностей животных. Обогащать словарь эпитетами и сравнениями.

Чтение Японской сказки «Самый красивый наряд на свете»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и оперения птиц; обогащать словарь определениями.

Заучивание стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и систематизировать знания о признаках осени. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Октябрь

Чтение произведения К.Ушинского «Ветер и солнце»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений. Формировать умение осмысливать идею произведения, формулировать выводы.

Рассказывание сербской сказки «Почему у месяца нет платья»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение выделять характерные, существенные признаки явлений природы и умение осмысливать содержание сказки.

Чтение Чувашской сказки «Мышка-вострохвостик»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни мышей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки; обогащать словарный запас словами ладья, березовая лычка.

Заучивание стихотворения А.Барто «Перед отлетом»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать знания детей о перелетных птицах и умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Ноябрь

Чтение произведения Л.Н.Толстого «Муравей и голубка»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Знакомить детей с внешними особенностями муравья и голубя; продолжать развивать умение понимать характеры и поступки героев произведения.

Рассказывание Индонезийской сказки «Орел и воробей»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Знакомить детей с жизнью пернатых; формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.

Чтение произведения Г.А.Скребицкого  «Всяк – по-своему»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение видеть красоту осенней природы, понимать языковые выразительные средства, образную речь; умение выразительно читать стихотворение наизусть.

Декабрь

Чтение произведения Ш.Бейшеналиева «Белый верблюжонок»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с условиями обитания верблюдов. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения.

Рассказывание корейской сказки «Как барсук и куница судились»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни барсука и куницы. Учить осмысливать содержание, характеры персонажей сказки; развивать речетворческие способности детей (умение придумывать разные варианты концовок).

Чтение произведения С.Козлова «Черный омут»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни зайца, волка и лисы, способах их самозащиты от врагов. Помочь понять смысл произведения, сделать соответствующий вывод.

Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Формировать у детей понимание о происходящих в природе процессах. Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Январь

Чтение произведения Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Развивать умение чувствовать и понимать характер образов литературного произведения.

Рассказывание р.н.сказки «Рак и лиса»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Помочь понять смысл и основное содержание сказки; учить выделять художественные выразительные средства.

Чтение Китайской сказки «Кто умнее – тот сильнее»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных, их повадками. Формировать умение понимать характер героев сказки.

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Обобщить знания детей о зиме. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер»; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного.

Февраль

Чтение произведения М.Горького «Воробьишко»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить воспитанников с особенностями биологии птицы, голос которой они хорошо знают. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения.

Рассказывание произведения К.Ушинского «Гадюка»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, образе жизни и характере передвижения змей. Формировать умение осмысливать характеры персонажей произведения.

Чтение сказки Н.М.Павловой «Зимняя пирушка»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить умения детей различать зимой деревья по цвету коры, расположению веток, силуэту. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи, интерес к поэзии.

Март

Чтение произведения Э.Шима «Жук на ниточке»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Учить детей не причинять вреда насекомым, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Формировать у детей умение делать выводы.

Рассказывание р.н.сказки «Мороз, солнце и ветер»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Формировать умение воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

Чтение мексиканской сказки «Вежливый кролик»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Уточнить представления детей о повадках и условиях жизни кролика. Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Заучивание стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Обобщить и систематизировать знания детей о весне. Развивать умение учить наизусть стихотворение и выразительно его читать.

Апрель

Чтение произведения К.Паустовского «Квакша»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам; показать, какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными. Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к родной природе.

Рассказывание произведения Е.Пермяка «Смородинка»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закрепить умения различать деревья и кустарники по веткам и почкам. Учить осмысливать содержание произведения; оценивать поступки литературных героев.

Чтение произведения Д.Мамин-Сибиряка «Сказочка про козявочку»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам; расширять лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями.

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Румяной зарею покрылся восток»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Май

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Продолжать знакомить детей с образом жизни насекомых. Познакомить детей с басней; развивать умение осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Рассказывание р.н.сказки «Заяц-хвастун»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Конкретизировать представления детей об особенностях внешнего вида лебедя, рака и щуки. Развивать умение осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Заучивание стихотворения А.Плещеева «Весна»

Формировать экологическое сознание дошкольников посредством художественной литературы. Закрепить знания о явлениях весенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года. Развивать умение выразительно рассказывать  стихотворения.

Литература:

1.З.Я.Рез, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая «Христоматия для детей старшего дошкольного возраста»

2.О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

3.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

"Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками"

  Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый компл...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".

Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...