Художественная литература как средство развития познавательной активности дошкольников
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чтение художественной литературы детям | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство развития познавательной активности дошкольников
старший воспитатель,
ГБОУ Гимназия № 1512
дошкольное отделение № 1125,
г. Москва
Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов и умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребёнком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Программы дошкольного детства ставят задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяют тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
Дошколята – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Поэтому перед воспитателем стоит ещё одна задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
В дошкольном детстве, мы знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, и словарная работа и др.
Задачи дошкольного возраста по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учётом возрастных особенностей. Репертуар литературных произведений, данный в программах по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой. В соответствии с этим педагоги должны знакомить детей каждой возрастной группы с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребёнком содержания произведений, правильное их понимание – ещё одна важная задача.
В своей работе руководствуюсь следующими правилами:
- целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
- его принадлежность к подлинному искусству;
- художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребёнок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Часть программных произведений учим с детьми наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть – учимся передавать близко к тексту (пересказывать). Дети с удовольствием учат тексты для исполнения роли в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом – книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами проводим не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и во время прогулки, одевания, умывания, кормления, самостоятельной игровой деятельности, сотворчества со взрослыми. Разыгрывая сюжеты стихотворных произведений, дети прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная особенность этого возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать. Дети с волнением следят за развитием сюжета, ждут счастливой развязки.
В своей работе педагог может использовать методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте:
1. Выразительное чтение вслух. Оно способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определённые правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объёму произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух использую русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников), «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).
2. Использование иллюстративного комментария. Это особенно важно при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объёму произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: читаем вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображённых на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой и т. д.
При выборе книг предпочтение отдаётся тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Предлагается детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К.И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
4. Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придаётся подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д.
5. Кукольные драматизации. Под руководством воспитателя или родителей дошкольники занимаются изготовлением кукол, становятся не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Заключение
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Одним из самых полезных и доступных помощников для малыша является книга, которая должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать интересным, полным необычных познавательных открытий. А от нас взрослых зависит, станет ли маленький слушатель настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт ничего не значащим эпизодом в его жизни. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы расширять и углублять знания детей в процессе знакомства с художественной литературой, активизируя познавательную деятельность, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры родной страны, развивать читательскую активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Художественная литература, как средство развития социальной компетентности дошкольников.
Ознакомление с художественной литературой направлено на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста....
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В ...
Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...
«Художественная литература, как средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности» - конспект занятия
Конспект фронтального комплексного занятия Тема «Художественная литература, как средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности»в г...
Консультация для родителей "Использование художественной литературы как средство развития речи у дошкольников"
Консультацыя для родителей,возраст детей младший дошкольный....
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...