Художественная литература, как средство развития социальной компетентности дошкольников.
консультация по художественной литературе на тему

Колосова Татьяна Юрьевна

Ознакомление с художественной литературой направлено на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература, как средство развития социальной компетентности дошкольников.

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности.

Одним из путей реализации этой задачи является ознакомление с художественной литературой, направленной на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста.

         Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы.

         Она подразумевает развитие следующих умений:

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

-умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

-умение спокойно отстаивать свое мнение;        

-умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

-умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать, и т. д.)

-умение уважительно относиться к окружающим людям;

-умение принимать и оказывать помощь;

-умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

        Восприятие художественного произведения – сложный психологический процесс. Оно подразумевает умение понять, узнать изображенное. Через художественную литературу ребенок уподобляет себя, и отождествляет себя с персонажами художественного произведения, учится позитивно взаимодействовать с другими людьми.

       Формировать у ребенка социальную компетентность можно через такие произведения как: К. Д. Ушинский «Слепая лошадь», народные сказки «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Лисичка – сестричка и серый волк, «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка – бурка», Л. Н. толстой «Лев и собачка», Г. – Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Р. Киплинг «Рикки – Тикки – тави» и др., где ярко показаны ситуации взаимодействия, сотрудничества, направленных на построение доверительных отношений, умению проявлять терпимость к другому мнению, вызывать у дошкольников желание быть похожими на любимых героев.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать , как свои радости и горести героев. А у старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе    с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -  перевертыши, небылицы.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство развития познавательной активности дошкольников

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Ча...

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности дошкольников

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять с...

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В ...

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...