Итоговое мероприятие по бурятскому языку с детьми подготовительной к школе группы по сказке А.Тороева "Табан хургад"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

СПАСОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Итоговое мероприятие по бурятскому языку с детьми подготовительной к школе группы  по сказке А.Тороева "Табан хургад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_buryatskomu_yazyku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Осинский детский сад №2»

Конспект занятия по бурятскому языку  по сказке А. Тороева

 «Табан хурган»

для детей подготовительной группы

                           

Разработал: Спасова Н.Н.

Оса,

2014

Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- обогатить словарь детей новыми словами: hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу

(воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо) .

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей. 

- Как будет слово рука на бурятском языке.

Дети: -Гар.

- Давайте скажем все вместе. Энэ гар. Это рука.

- На руке – пальцы. (хургад)

У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Дети:- Эрхы

Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец) .

Дети: Долёобор.

Все: Долёобор.

Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Дунда хурган.

Воспитатель:  Четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуй хурган.

Воспитатель: Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Шэгшы.

Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табан хурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табан хурган». (Рассказывание сказки воспитателем).

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец  надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать).

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный  плохой или хороший? (плохой)

- А почему? ( они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать  это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Педагог: Это выражение приятное?

Дети: Неприятное!

Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.

 Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.

Динамическая пауза: «Тоб тоб тоборооб»

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.

 У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать.  А что  получится из наших ладошек-  вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки  по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Дети: солнышко.

Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились  в солнечные лучики. И я очень надеюсь,  ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить  всем тепло,  как эти лучики солнца.

Рефлексия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы, которое охватывает все разделы работы по обучению грамоте, а так же развития речи....

Итоговое мероприятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.

Данное занятие позволяет выявить и  систематизировать знания детей об окружающем мире....

Конспект открытого занятия по английскому языку с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект занятия, расчитанный на 30-35 минут в подготовительной к школе группе. Тематика занятия: "Как дела?".  Методика и раздаточный материал позаимствован (но адаптиров  для данных ученик...

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Волшебные воды двух океанов»

Образовательная задача:- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.- Провести сравнительный анализ разной степени солености воды;- Закрепить способы наблюдения: умение выявлять свойс...