Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Болтовская Вера Владимировна

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы, которое охватывает все разделы работы по обучению грамоте, а так же развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote_mo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: Интеллектуально-развивающее.

Вид: Речевое развитие.

Раздел: Обучение грамоте.

Форма проведения: Путешествие по карте.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Программное содержание: Закреплять знания букв, и звуков их обозначающих; закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику звукам, подбирать схему к заданному предложению; упражнять в составлении предложений из 2-х, 3-х слогов; развивать связную речь: упражнять в пересказе знакомых сказок по мнемотаблицам; закреплять знания скороговорок, умения пользоваться в речи различными средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, делать выводы), внимание, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя, усидчивость, приучать следить за своей осанкой, чередовать статическое положение детей; создавать положительный психологический микроклимат в группе.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей, на лежащую на столе азбуку.

- Ребята, посмотрите, все ли буквы на месте? Сколько букв не хватает? (В азбуке не хватает четыре буквы.) Назовите буквы, которых нет в азбуке? ( В азбуке не хватает букв А, И, Н, Р.) Куда же пропали буквы? Как же нам теперь быть? А может быть нам хватит тех букв, что остались? (Нет, в азбуке важны все буквы. нельзя написать или прочитать слово, если в нём не хватает даже одной буквы. если в слове потеряется буква, слово может стать совсем другим словом.)

- Так, а это что? Записка. Интересно, что в ней написано? (Воспитатель читает.)

« Я похитила ваши буквы, и теперь вы не сможете читать и писать слова. Вам ни за что их не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.»  Тут ещё подпись есть «Б – Я». Ребята, как вы думаете, кто похитил буквы из азбуки и оставил записку. (Это сделала Баба – Яга.)

- Ну что, ребята, будем выручать буквы? (Да.) А помогут нам найти буквы сказочные герои, в названии которых есть звук Р. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Назовите тех героев, в названии которых есть звук Р. Итак, кто будет нам помогать? Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Три поросёнка.) А отправимся в поисках букв по карте. (Выставляет карту.) баба – Яга спрятала буквы в домиках. Вы их видите на плане. Нам необходимо отправить сказочных героев в нужные домики. Обратите внимание на запрещающие знаки. Посмотрите на карту и расскажите, какой сказочный персонаж поможет отыскать буквы в домике под №1, под №2, под №3 и под №4. Объясните, почему? (На поиски букв отправились Карлсон, Буратино, Красная Шапочка и Три поросёнка. В домик под №1 идут Три поросёнка, потому что повернуть направо им не разрешает запрещающий знак. Направо повернули Красная Шапочка, Буратино и Карлсон.) Эдик, расскажи, в какой домик пошла Красная Шапочка, почему? (Красная Шапочка пошла прямо в домик под №4, потому сто ей запрещено поворачивать налево.) Максим, расскажи, в какие домики пошли Буратино и Карлсон? (Карлсон и Буратино пошли налево. В домик №3 идёт Буратино, потому что Карлсону запрещено поворачивать к домику №3. Карлсон отправился в домик №2. Итак, как мы распределили наших помощников. (В домике №1 – Три поросёнка, в домике - №2 Карлсон, в домике №3 -Буратино, в домике №4 – Красная Шапочка.)

- Ну вот, герои в домиках, они нам помогут справиться с заданиями. Нас ждут серьёзные испытания. Чтобы с ними справиться нужно, размяться и подготовить свой речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы – выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок Щёлк.

Упражнение на дыхание «Насос».

Я думаю, мы хорошо размялись и готовы к испытаниям. Сейчас мы узнаем, какое задание нас ждёт в первом домике у Трёх поросят. Чтобы освободить букву, мы должны вспомнить скороговорки. На столе лежат схемы скороговорок. Возьмите любую карточку. Скороговорки будем проговаривать согласно моделям. Кого я назову, тот в соответствии с моделью проговаривает скороговорку. (Шёпотом, громко, по слогам, с паузами, быстро.) Молодцы, с этим заданием вы справились.

Но здесь ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. У вас на столах карточки с картинками. Вам нужно выложить схему звукового анализа слова, обозначающего название предмета на картинке. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (2 ребёнка делают полный анализ.) Расскажи о своём слове? Сколько в нём всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных. Какие они? Как стоят гласные и согласные звуки  в слове? Молодцы, и с этим испытанием вы справились. Но домик не открывается, на дверях замок. К нему нужно подобрать ключ.

Переверните карточки. На них изображены ключи. У кого из вас ключ от этого замка? Милана, твой ключ подходит к этому замку? Почему ты так думаешь? Максим, а твой ключ подходит, объясни, почему? Так у кого же ключ от этого замка? Почему он сюда подходит? (Открывают замок, достают букву.) Как называется эта буква? Какой звук она обозначает. Катя положи букву в азбуку. Молодцы, ребята, вы отыскали одну из похищенных букв.

Пора искать другие буквы. Посмотрим, какие задания нас ждут во втором домике.

Физминутка. «В лесу».

Мы шли – шли – шли

Землянику нашли,

Сели, поели,

Дальше пошли.

Мы шли – шли – шли

Подберёзовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

- Возьмите перфокарты. Вам нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой. Проверьте друг у друга. Почему ты соединил эту картинку с этой схемой? А какую картинку ты соединила со схемой из двух звуков? Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили это задание.

Но мы освободим вторую букву, после того как выдержим ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. Ребята вам надо прочитать предложение и выбрать одну правильную схему из четырёх и отметить её кружочком. Прочитай предложение. Почему ты выбрал первую схему? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема? А какую схему ты выбрал, почему? Молодцы, вы выдержали и это испытание и освободили вторую букву. Как называется эта буква? Какой звук она обозначает? Данил, поставь букву в азбуку.

Ну что ж, посмотрим на задания в третьем домике у Буратино. Задание называется «Бывает – не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу.                      – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится.           – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт.                  – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку.                  – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок.               – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке.         – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги.                       – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки.                – Дедушка учится в школе.

- Девочка стирает платье.               – Ночью бывает радуга.

-  Кролик ест траву.                         – Крокодил пасётся на лугу.

Присаживайтесь за столы, вас ждёт следующее задание. Оно называется «Кто больше составит слов». В клеточках написаны слоги. Из слогов вам нужно составить как можно больше слов. За каждое слово вы получите фишку, кто больше наберёт фишек, тот освободит третью букву. (Дети составляют слова, получают фишки, подсчитывают их, освобождают третью букву.) Какую букву мы освободили, какой звук она обозначает?

Ребята, нам осталось освободить последнюю похищенную букву, для этого выполним задание из четвёртого домика, где находится Красная Шапочка. Посмотрите внимательно на таблицы - схемы. В них зашифрованы сказки. Вам нужно отгадать сказку, вспомнить её название и рассказать.

Молодцы, вот вы и освободили последнюю букву. Как она называется, какой звук обозначает?  

Молодцы, ребята, вы не испугались испытаний, выполнили все задания и вернули буквы в азбуку. Вы научились  читать, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Вы скоро пойдёте в школу, и я думаю, что вы будете учиться только на пятёрки, я горжусь вами. Вы самые лучшие. Ребята, какие задания были для вас лёгкими. А с какими заданиями было трудно справиться?

Я предлагаю выбрать на память фигурку того сказочного героя, в домике которого задание вам особенно понравилось. Почему ты выбрал фигурку Карлсона? А почему ты выбрал фигурку Трёх поросят?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе: "Волшебное путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие в подготовительной группе:«Волшебное путешествие по стране знаний»"Программное содержание.Цель: закреплять знания умения и навыки по разделу «обучение грамоте&r...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы: «Что? Где? Когда?»

Цель: Систематизировать у детей полученные знания на логопедических занятиях;Задачи:- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать;- расширять знания и кругозор;- закреплять знани...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком ...