из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrati_svoe_serdtse_k_knigam_.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Обрати свое сердце к книгам!

Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов».

                                                                                                           Л.Н.Толстой

Тема (слайд)

           

          «Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир книги.

  Актуальность.        (Слайд )

  В федеральных и региональных комплексных и парциальных программах  содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на личностное развитие в целом.

         Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

       К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

          Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности ребенка.

          Воспитание нравственных чувств  у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием  у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности.        

  Проблема этического воспитания связана с дефицитом неустойчивых нравственных ориентиров, воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры.

  Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?  

        Именно в поведении поступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

         Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

         Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. 

         Это осуществимо средствами специально организованного этического  воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И это возможно через приобщение детей к художественной литературе.

            К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

           Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый  опыт встречи  с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге:  интерес и любовь к ней,  или равнодушие. Хорошая книга, особенно  русские народные сказки и сказки других народов, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дает первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

           Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект «Путешествие в сказку» (слайд), развивающий  устойчивый интерес к сказке как произведению искусств, направленный на формирование гуманных качеств личности ребенка.

Вид проекта: творческий, групповой 

          Тип проекта: долгосрочный

         Цель проекта: (Слайд)

  1. Формировать гуманные качества личности дошкольника через приобщение их к миру сказок                

       Задачи проекта: (Слайд)

             Обучающие:

             - учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

             - учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;

              - учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;

              - учить эмоционально — чувственному восприятию произведения.
           
Развивающие:

             -развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);

             - развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;

             - развивать навыки содружества педагогов и детей;

             -развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
           
Воспитательные:

            - воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;

            - дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.

             Основные направления реализации проекта (Слайды):

             - пополнение содержания уголка сказками разных жанров;
            - организация выставки поделок, рисунков детей;

            - изготовление декораций к 'сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Этапы проекта (слайд)

Этапы

Деятельность  педагога

Деятельность детей

1

- формирует проблему;

-  вводит в игровую ситуацию

- вхождение в проблему;

- вживание в игровую ситуацию;

2

- помогает в решении задачи;

- помогает спланировать деятельность

- объединение детей по подгруппам

3

- направляет и контролирует осуществление проекта

-непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность

4

- подготовка к презентации (драматизация сказки)

- представляют продукт деятельности


                                                     


Содержание проекта (слайд)

Сентябрь, октябрь,
ноябрь

Декабрь, январь,
февраль

Март, апрель,

 май

 

- методология

- "Сочиняем сказку

- использование сказки

использования сказки в

сами"- словотворчество

в воспитательно-

развитии личности;

педагога и детей;

образовательной работе

  - драматизация русских

- драматизация

с детьми;

народных сказок;

авторских и русских

  - литературная гостиная

- интеграционное

народных сказок

для детей с участием

взаимодействие всех

(«Дюймовочка»,

детской библиотеки.

участников

«Морозко»).

образовательного

процесса через сказку

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования этической культуры поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования гуманных  чувств у дошкольников в условиях ДОУ.

 Это осложняет осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста

 Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывают, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной  задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми",  приобщить их к «этической азбуке».      

Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного и речевого развития, но и формирования этических норм.      Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.

          В связи с этим необходима целостная система этического воспитания дошкольников.

Поэтому работа началась с :

- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети  об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости,себялюбия);

- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

-  беседы со взрослыми на эту тему. 

Практическая значимость (слайд) опыта работы заключается в том, что его внедрение необходимо для:

- развития этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;

- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;

- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоения формул речевого этикета;

- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;

- обновления содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;

- развития предметно-развивающего пространства;

- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей)..

        Разработанный проект «Путешествие в сказку» позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе  посредством введения в мир сказок.

        В работе:

             - показано, что формирование гуманных качеств личности у детей  дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками;

       - обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка на

 этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;

           - определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования этических основ в специально организованной деятельности.

При организации работы опиралась на следующие принципы(слайд)

- принцип систематичности- воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знании и умении.        

- принцип активности- воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при позновательной активности детей.

- принцип доступности- при организации педагогического процесса направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

- принцип рациональности- сочетание коллективных и индивидуальных форм  в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные.,индивидуальные, групповые).

-принцип прочности – для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы в уже известном материале ребенок мог находить что-то новое.

- принцип гуманизма – коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателя на личность ребенка.

           Дидактические принципы отражают:

        - право ребенка познать то, что именно его привлекает в народных сказках;

        - использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;

        - совершенствование ребенка в выбранной им среде.

 О воспитательном и образовательном значении художественной литературы,  на необходимость широкого ее использования в педагогической работе, указывали многие выдающиеся деятели литературы.

 Необходимость приобщения детей к книге беспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

          (Слайд) «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.

        Особое значение для ребенка имеют сказки.

        «Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д.Родари.                                                  

        Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы ».

        Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

        Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно сказки помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил:

        - во – первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

         - во – вторых,  сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

         - в  – третьих, образы, созданные писателями-сказочниками, народом и художниками-иллюстраторами,- прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

        Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца

        Именно из сказок ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

Оптимальность и эффективность средств (слайды 2 шт.)

Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач  по формированию гуманных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений  с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.

Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

      Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.

      Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых  — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в книгах заключено особое очарование. Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Я считаю, что развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно  через погружение в  мир сказок. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. 

       Я вижу, что, слушая сказочные истории,   дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения этических норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание»  и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других. 

(слайд) Я уверена, что  дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.  Поэтому работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности;  включение сказочного материала в образовательную область «Художественное творчество» в качестве художественного слова;  использование отрывков из сказок в образовательной области «Познание» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность   «Физическое развитие», физкультурные досуги и праздники.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат  ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Поэтому в процессе   образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства  могут  проявляться в отношении ребенка к самому себе  ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении  к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

        Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.

Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской  деятельности.

Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.

Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой маскарадный костюм» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

              Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

        Все эти формы работы  направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

        Я убеждена, что познавая устное народное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.

 Результативность.

        Результатом этического воспитания является:

 - появление и утверждение у наших  детей определенного набора личностных  качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении его к добру и неприятию зла;

 - повышение уровень речевого этикета;

 -  умение контролировать свое эмоциональное состояние;

 - осознанное поведение и общение в обществе.

         Данный опыт направлен на формирование гуманных качеств личности, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и  саморегуляции  поведения в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы

Наблюдая за поведением детей, видя ,как  по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях п...

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.

Быть добрым счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относя...

Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы

   Быть добрым – счастье. Человек с  добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением дете...

Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознан...