из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему
Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrati_svoe_serdtse_k_knigam_.docx | 47.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обрати свое сердце к книгам!
Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов».
Л.Н.Толстой
Тема (слайд)
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир книги.
Актуальность. (Слайд )
В федеральных и региональных комплексных и парциальных программах содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на личностное развитие в целом.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности ребенка.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности.
Проблема этического воспитания связана с дефицитом неустойчивых нравственных ориентиров, воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры.
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?
Именно в поведении поступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И это возможно через приобщение детей к художественной литературе.
К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга, особенно русские народные сказки и сказки других народов, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дает первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект «Путешествие в сказку» (слайд), развивающий устойчивый интерес к сказке как произведению искусств, направленный на формирование гуманных качеств личности ребенка.
Вид проекта: творческий, групповой
Тип проекта: долгосрочный
Цель проекта: (Слайд)
- Формировать гуманные качества личности дошкольника через приобщение их к миру сказок
Задачи проекта: (Слайд)
Обучающие:
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
- учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить эмоционально — чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
-развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
- развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать навыки содружества педагогов и детей;
-развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
- дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.
Основные направления реализации проекта (Слайды):
- пополнение содержания уголка сказками разных жанров;
- организация выставки поделок, рисунков детей;
- изготовление декораций к 'сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Этапы проекта (слайд)
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | - формирует проблему; - вводит в игровую ситуацию | - вхождение в проблему; - вживание в игровую ситуацию; |
2 | - помогает в решении задачи; - помогает спланировать деятельность | - объединение детей по подгруппам |
3 | - направляет и контролирует осуществление проекта | -непосредственно образовательная деятельность; - совместная деятельность; - самостоятельная деятельность |
4 | - подготовка к презентации (драматизация сказки) | - представляют продукт деятельности |
Содержание проекта (слайд)
Сентябрь, октябрь, | Декабрь, январь, | Март, апрель, май
|
- методология | - "Сочиняем сказку | - использование сказки |
использования сказки в | сами"- словотворчество | в воспитательно- |
развитии личности; | педагога и детей; | образовательной работе |
- драматизация русских | - драматизация | с детьми; |
народных сказок; | авторских и русских | - литературная гостиная |
- интеграционное | народных сказок | для детей с участием |
взаимодействие всех | («Дюймовочка», | детской библиотеки. |
участников | «Морозко»). | |
образовательного | ||
процесса через сказку |
Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования этической культуры поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования гуманных чувств у дошкольников в условиях ДОУ.
Это осложняет осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста
Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывают, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к «этической азбуке».
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного и речевого развития, но и формирования этических норм. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.
В связи с этим необходима целостная система этического воспитания дошкольников.
Поэтому работа началась с :
- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости,себялюбия);
- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);
- беседы со взрослыми на эту тему.
Практическая значимость (слайд) опыта работы заключается в том, что его внедрение необходимо для:
- развития этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;
- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;
- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;
- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоения формул речевого этикета;
- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;
- обновления содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;
- развития предметно-развивающего пространства;
- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей)..
Разработанный проект «Путешествие в сказку» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе посредством введения в мир сказок.
В работе:
- показано, что формирование гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка на
этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;
- определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования этических основ в специально организованной деятельности.
При организации работы опиралась на следующие принципы(слайд)
- принцип систематичности- воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знании и умении.
- принцип активности- воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при позновательной активности детей.
- принцип доступности- при организации педагогического процесса направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
- принцип рациональности- сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные.,индивидуальные, групповые).
-принцип прочности – для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы в уже известном материале ребенок мог находить что-то новое.
- принцип гуманизма – коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателя на личность ребенка.
Дидактические принципы отражают:
- право ребенка познать то, что именно его привлекает в народных сказках;
- использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;
- совершенствование ребенка в выбранной им среде.
О воспитательном и образовательном значении художественной литературы, на необходимость широкого ее использования в педагогической работе, указывали многие выдающиеся деятели литературы.
Необходимость приобщения детей к книге беспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
(Слайд) «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.
Особое значение для ребенка имеют сказки.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д.Родари.
Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы ».
Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно сказки помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил:
- во – первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;
- во – вторых, сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;
- в – третьих, образы, созданные писателями-сказочниками, народом и художниками-иллюстраторами,- прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.
Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца
Именно из сказок ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Оптимальность и эффективность средств (слайды 2 шт.)
Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по формированию гуманных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.
Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в книгах заключено особое очарование. Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Я считаю, что развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир сказок. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.
Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения этических норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.
(слайд) Я уверена, что дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественное творчество» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познание» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.
Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой маскарадный костюм» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.
Я убеждена, что познавая устное народное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Результативность.
Результатом этического воспитания является:
- появление и утверждение у наших детей определенного набора личностных качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении его к добру и неприятию зла;
- повышение уровень речевого этикета;
- умение контролировать свое эмоциональное состояние;
- осознанное поведение и общение в обществе.
Данный опыт направлен на формирование гуманных качеств личности, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
Наблюдая за поведением детей, видя ,как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях п...
«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»
Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.
Быть добрым счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относя...
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением дете...
Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознан...