Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
статья
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?
Помогли нам в этой работе книги. «Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания» - писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_polozhitelnyh_chert_haraktera_sredstvami_hudozhestvennoyliteratury.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей положительных черт характера
средствами художественной литературы
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?
Помогли нам в этой работе книги. «Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания» - писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
Свою работу мы начали с отбора книг; наше внимание привлекли сочинения А. Барто, Е. Благининой, С.Есенина, Г. Снегирева, К. Чуковского и др.
Мы воспитатели, заметили, что некоторые дети из младшей группы ссорятся друг с другом, вырывают у сверстников игрушки, бросают их на пол, поэтому решили начать с них. Чтобы дошкольники могли лучше воспринять и осмыслить текст, старались подбирать книги с яркими и красочными иллюстрациями.
Перед чтением книги рассматривали рисунки и предлагали детям рассказать, что на них нарисовано, объясняли непонятные слова. Эффект от чтения был очень действенным. С целью воспитания бережного отношения к игрушкам читали детям «Мой мишка» З. Александровой, «Алёнушка»
Е. Благининой, «Зайка» из книги А. Барто «Игрушки». После чтения произведения С. Капутикян «Маша обедает» организовали игры с куклами - кормили их, укладывали спать, брали с собой на прогулку.
К концу пребывания в младшей группе дети стали более бережливыми.
Дошкольники средней группы учили оценивать поступки героев книг. Сильное впечатление оказал на них рассказ Л. Толстого «Трус».
Во время обсуждения дети говорили, о том, что герой рассказа мальчик - Саша трус. А вот девочка Катя оказалась очень сильной и смелой.
В течений года не раз возвращались к ранее прочитанным произведениям. Повторное чтение способствовало закреплению и уточнению нравственных представлений у детей.
В «Айболите» К. Чуковского дети уловили основную черту характера доктора – доброту. Книга так понравилась ребятам, что они начали играть в игру «Айболит». Роль доктора исполнял мальчик, он старался быть внимательным и ласковым.
На прогулке ребята давали крошки воробьям и наблюдали, как они их клевали; прочитала им стихотворение С. Есенина:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
Дети долго смотрели, как воробьи клюют корм, а вечером оживленно рассказывали родным, как они помогали голодным птичкам.
Чтобы продолжить воспитание заботливого, чуткого отношения к птицам, ко всему живому, посоветовала родителям сделать дома кормушку.
В старших группах организовали книжный уголок; прочитали книги «Скворец» Г.Снегирева и «Птички» Л.Толстого. Особое впечатление произвела быль «Птички». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к погибшему птенцу и искренней печали героя рассказа-виновника его гибели.
Содержание рассказа Г. Снегирева «Скворец» пробудило у ребят желание быть отзывчивыми, отвечать добром на добро. Прослушав это произведение, они должны были решить, как девочка, к которой с такой готовностью пришли на помощь (помогли в зимний день поймать улетевшего скворца), могла выразить свою признательность.
Прочитанные книги учат детей сопереживать героям, оценивать их поступки, мыслить логически,
Так, после чтения сказки «Цветик - семицветик» В. Катаева, на вопрос: «Какое из желаний Жени вам больше всех понравилось и почему?» ребята отвечали: самое интересное желание – побывать на Северном полюсе, потому что там можно увидеть белых медведей; самое хорошее желание – вылечить больного мальчика.
Это доброе желание, потому что хорошо быть здоровым, бегать, прыгать и играть.
В заключение я объяснила дошкольникам основную мысль автора: стремление сделать другому добро приносит человеку огромную радость. Вот почему самое лучшее желание Жени было последним.
Свои впечатления от прочитанных произведений дети отражали в изобразительной деятельности. Всё чаще в рисунках и лепке стали встречаться герой произведений А. Барто, Л.Толстого, В. Катаева, и др. В своих рисунках они передавали более яркие впечатления, выражая своё отношения к героям и событиям.
В уголке книг оформили выставку иллюстраций из произведений, а также рисунков детей. Встреча со знакомыми книгами всегда доставляет детям радость; рассматривая их, они вспоминают и пересказывают друг другу содержание, выражают свое отношение к персонажам произведения, дают ему оценку.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании добрых чувств у детей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
Наблюдая за поведением детей, видя ,как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях п...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности....
дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
в дипломной работе отражен опыт по созданию художествеенно - эстетических условий для развития детей в соответствии ...
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.
Быть добрым счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относя...
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...