Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
материал по развитию речи по теме
Наблюдая за поведением детей, видя ,как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
(Из опыта работы )
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя ,как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?
Помогли нам в этой работе книги. «Книга- величайшее достижение культуры, произведение искусства ,могучее средство воспитания»-,писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло ,у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни ,к поступкам людей.
Свою работу мы начали с отбора книг; наше внимание привлекли сочинения А. Барто , Е. Благининой, С.Есенина, Г. Снегирева, К. Чуковского и др.
Мы воспитатели, заметили, что некоторые дети из младшей группы ссорятся друг с другом , вырывают у сверстников игрушки, бросают их на пол, поэтому решили начать с них. Чтобы дошкольники могли лучше воспринять и осмыслить текст, старались подбирать книги с яркими и красочными иллюстрациями. Перед чтением книги рассматривали рисунки и предлагали детям рассказать, что на них нарисовано, объясняли непонятные слова. Эффект от чтения был очень действенным. С целью воспитания бережного отношения к игрушкам читали детям «Мой мишка» З.Александровой, «Аленушка» Е.Благининой, «Зайка» из книги А. Барто «Игрушки».После чтения произведения С. Капутикян «Маша обедает»организовали игры с куклами- кормили их ,укладывали спать, брали с собой на прогулку.
К концу пребывания в младшей группе дети стали более бережливыми.
Детей средней группы учили оценивать поступки героев книг. Сильное впечатление оказал на них рассказ Л. Толстого «Трус». Во время обсуждения дошкольники говорили ,о том , что герой рассказа мальчик Саша - трус ,
А вот девочка Катя оказалась очень сильной и смелой. В течении года не раз возвращались к ранее прочитанным произведениям. Повторное чтение способствовало закреплению и уточнению нравственных представлений у детей. В «Айболите» К.Чуковского дети уловили основную черту характера доктора –доброту. Книга так понравилась ребятам, что они начали играть в игру «Айболит». Роль доктора исполнял мальчик ,он старался быть внимательным ,ласковым.
На прогулке ребята давали крошки воробьями наблюдали, как они их клевали ; прочитала им стихотворение С.Есенина :
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
Дети долго смотрели как воробьи клюют корм, а вечером оживленно рассказывали родным, как они помогали голодным птичкам. Чтобы продолжить воспитание заботливого, чуткого отношения к птицам ,ко всему живому, посоветовала родителям сделать дома кормушку.
В старших группах организовали книжный уголок, прочитали книги «Скворец» Г.Снегирева и «Птички» Л.Толстого .Особое впечатление произвела быль «Птички». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к погибшему птенцу и искренней печали героя рассказа-виновника его гибели. Беседуя с дошкольниками, мы задавали вопросы .Содержание рассказа Г.Снегирева «Скворец» пробудило у ребят желание быть отзывчивыми, отвечать добром на добро. Прослушав это произведение, они должны были решить , как девочка, к которой с такой готовностью пришли на помощь (помогли в зимний день поймать улетевшего скворца),могла выразить свою признательность.
Прочитанные книги учат детей сопереживать героям, оценивать их поступки, логически мыслить .Так , после чтения сказки « Цветик- семицветик » В.Катаева на вопрос: «Какое из желаний Жени вам больше всех понравилось и почему ?» ребята отвечали: «Самое интересное желание –побывать на Северном полюсе ,потому что там можно увидеть белых медведей ; самое хорошее желание –вылечить больного мальчика. Это доброе желание , потому что хорошо быть здоровым, бегать, прыгать и играть.»В заключение я объяснила дошкольникам основную мысль автора :стремление сделать другому добро приносит человеку огромную радость. Вот почему самое лучшее желание Жени было последним.
Свои впечатления от прочитанных произведений дети отражали в изобразительной деятельности. Все чаще в рисунках и лепке стали встречаться герои произведений А. Барто , Л.Толстого, В.Катаева, и др.В своих рисунках они передавали более яркие впечатления, выражая свое отношения к героям и событиям.
В уголке книг оформили выставку иллюстраций из произведений, а также рисунков детей. Встреча со знакомыми книгами всегда доставляет детям радость: рассматривая их они вспоминают и пересказывают друг другу содержание, выражают свое отношение к персонажам произведения ,дают ему оценку.
Проведенная работа позволяет сделать вывод ,что важным помощником в воспитании добрых чувств у детей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям ,радовать взрослых и товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности....
дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
в дипломной работе отражен опыт по созданию художествеенно - эстетических условий для развития детей в соответствии ...
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.
Быть добрым счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относя...
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением дете...