Конспект НОД воспитателя с детьми "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Воспитывать интерес детей к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_r._n.s._-_kopiya.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам».
подготовительная группа
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество».
2. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках .
3.Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых
фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки).
4.Учить понимать переносное значение образных выражений; формировать
выразительность, точность речи.
5. Продолжать развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
6. Воспитывать интерес к чтению.
7. Воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству, учить понимать
глубокий смысл, отличать добро от зла.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; показ настольного театра по сказкам; драматизация по сказкам; сочинение сказок по моделям; озвучивание отрывков из мультфильмов, знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.
Приемы: художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрения, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность детей.
Материал: костюм сказочницы для педагога, книга «Волшебные сказки», игрушки или картинки по сказкам.
Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских народных сказок, диск с викториной по сказкам, книжки - раскраски по русским народным сказкам.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Правильно, в России, мы - россияне. Россия - большая страна, и ее населяет много народов. - На каком языке мы говорим? (ответы детей).
- Большинство людей в нашей стране говорят на русском языке. В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та - своей. Такие сказки называют народными. В сказках совершаются чудеса. Сказки учат нас различать добро и зло. Там добро побеждает, а зло наказывается. Герои за свою доброту получают награду.
Воспитатель: Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
В чудо сказку - вы и я
Отправляемся друзья.
Я прошу вас не зевать -
Сказку русскую назвать!
1. Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. («Снегурочка»).
2. Пытался пёс её прогнать,
Теперь не знают, где искать.
Прогнать медведь старался,
Но тоже испугался. («Заюшкина избушка»).
3. Целый день я шла сюда -
Сосны всё, да ели,
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели? («Гуси-лебеди»).
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? («Царевна лягушка»).
5. Эй, бабка, выходи,
Да на сани погляди.
Рыбы я поймал - не счесть
И тебе подарок есть! («Лисичка - сестричка и серый волк»)
6. На сметане был мешен,
В русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. («Колобок»).
7. Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь. («Волк и семеро козлят»).
8. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке. («Три медведя») 9. День - деньской сестрица плачет.
И во всём себя винит.
А козлёнок рядом скачет,
Колокольчиком звенит. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 10. Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя - ...(Дереза)
11. В поле появился дом,
Звери поселились в доме том
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик - …(Теремок)
12. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. («Маша и медведь»).
13.Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабкой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка») 14. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. («По щучьему веленью»).
Воспитатель (хвалит детей):
- Молодцы! Все загадки отгадали и героев всех назвали.
А теперь нужно сказать по-другому о героях русских народных сказок или явлениях.
Словесная игра “Как сказать по-другому”.
Василиса премудрая…(очень умная, догадливая).
Василиса прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная, обаятельная).
Конь богатырский … (сильный, быстрый, выносливый).
Лес дремучий …(густой, темный, непроходимый).
Иван-царевич - бесстрашный … (смелый, отважный, сильный).
Мороз - трескучий … (сильный).
Зимовье - (постройка или дом, в котором можно жить, перезимовать).
Лиса - плутовка … (хитрая, умная, обманчивая).
Медведь - неуклюжий…(неповоротливый, медлительный).
Красна девица – (красивая девушка).
А сейчас пальчиковая гимнастика «Любимые русские народные сказки ».
-Дети, на первые две строчки будем хлопать в ладоши, на название каждой сказки, будем поочередно загибать пальчик. На последнюю строчку хлопать в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Жихарка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Дереза.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (Дети остаются стоять возле стульчиков).
Воспитатель предлагает детям изобразить жестами, пантомимикой выражения:
1. Дрожит как осиновый лист – (сильно дрожать).
2. Как в воду опущенный - (печальный, грустный).
3. Как угорелый – (носиться, быстро бегать).
4. Сидеть, сложа руки – (ничего не делать).
5. Надуть губы – (обидеться).
6. Мрачнее тучи – (очень сердитый).
7. Как с цепи сорвался – (вести себя буйно, неразумно).
8. Пальцем не пошевелить – (ничего не делать).
Похвалить тех детей, кто быстро справлялся с заданием.
Воспитатель: А сейчас игра «Волшебный сундучок» (объясняет правила игры).
Звучит р.н. мелодия, дети по одному подходят к воспитателю, она достаёт из сундучка «волшебный» предмет для определения сказки, в которой эта вещь встречается. Печь - «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди».
Короб - «Маша и медведь».
Горошина - «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка».
Стрела - «Царевна-лягушка».
Яйцо - «Курочка - Ряба», «Царевна-лягушка».
Яблоко - «У страха глаза велики», «Молодильные яблоки», «Хаврошечка», «Гуси - лебеди».
Дудочка - «Пастух и дудочка».
Бобовое зёрнышко - «Петушок и бобовое зёрнышко».
Рыба - «Лисичка - сестричка и серый волк».
Красная, атласная ленточка - «Смоляной бычок».
Кувшин - «Лиса и журавль».
Скалка - «Лисичка со скалочкой».
Репа - «Репка», «Мужик и медведь»
(Хвалит тех детей, кто называет несколько сказок).
Воспитатель: Русский народ придумывал не только сказки, но и пословицы. Они всегда чему-то учили. Вот послушайте пословицу: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». - Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) (Хорошо, когда у человека есть друзья, с ними весело, они помогут, если упал, будут с тобой играть, придут на помощь, где ты один бы не справился). Например, нужно что-то сделать, подмести, помыть, убрать игрушки. Вывод: хорошо, когда есть рядом друг.
Итог занятия. Я очень вами довольна. Вы знаете много русских народных сказок, можете объяснить пословицы. Умеете отличить добро от зла.
Воспитатель: Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери.
Воспитатель предлагает детям раскраски по русским народным сказкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек
С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....
конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Теремок" ( по математике)
конспект занятия по сюжету русской народной сказки" Теремок" (старшая группа)...
Конспект занятия по математике по сюжету русской народной сказки "Заюшкина избушка"
Иногда сюжет русской народной сказки может подсказать ход проведения занятия, такого как, например, по математике....
Конспект занятия по математике По мотивам русской народной сказки «Три медведя» в средней группе.
Задачи:Узнавать и называть геометрические фигуры – круг, прямоугольник. Сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними.Считать в пределах «5».Развивать связную реч...
Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Конспект совместной деятельности с детьми по русской народной сказке "Пузырь, соломинка и лапоть"
...
Конспект занятия по развитию речи ""Mоделирование русской народной сказки "Зимовье"
Программное содержание. Формирование у детей устойчивый интерес к книге, умение слушать и понимать услышанное. Учить детей оценивать харак...