Статья педагога-психолога: Домашняя игротерапия (Игры для улучшения психологического самочувствия)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Домашняя игротерапия (Игры для улучшения психологического самочувствия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irgy_dlya_uluchsheniya_psihologich.zdorovya.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья педагога-психолога
Гурьевой Т.Ю.
Игры для улучшения психологического самочувствия
Такие игры помогают:
· наладить контакт между ребенком и родителями; снять нервное напряжение; зарядить оптимизмом и жизнерадостностью; уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства; улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.
«Полоса препятствий». Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды. В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».
«Цветные ладошки». Предложите ребенку превратиться в малыша и вспомнить как он рисовал пальчиками, нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.
К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:
1. Жмурки
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки. Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
2. Пятнашки
Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим. Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!». Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.
3. Прятки
Возрастной критерий – с 2 лет.
Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения. Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся), снимает повязку и идет искать. При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!». Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим. Потом игру можно усложнить и играть в темноте.
4. Полоса препятствий
Возрастной критерий – с 2 лет.
Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды. В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».
Игры, помогающие в коррекции агрессии
1. Сражение
Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия. Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.
2. Злые – добрые кошки
Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.
3. Каратист
На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары. Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!». Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».
4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами
Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается. Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».
Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.
Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление
1. Снеговик
Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд. Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.
2. Буратино
Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:
- Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
- Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
- Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
- Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
- Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.
А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.
3. Солдат и тряпичная кукла
Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев. Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного. Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные. Затем снова игрок становится «солдатом».
4. Ласковые лапки
Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол. Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками. Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.
6. Цветные ладошки
Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.
Игры, помогающие в коррекции страхов
1. Смелые мыши
Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике. Потом они меняются ролями.
2. Привидение
Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!». Пойманный привидением становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Статья педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т.В. Развитие мелкой моторики. «Пластилиновые» игры
Развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью пластилина и теста для лепки. Полезные советы при работе с пластилином. "Пластилиновые" игры. Рекомендуется специалистам ДОУ, учителям начальных классов,...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"
Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....
Презентация к выступлению педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"
Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....
Игры для улучшения психологического самочувствия ребенка.
Такие игры помогают:наладить контакт между ребенком и родителями; снять нервное напряжение; зарядить оптимизмом и жизнерадостностью; уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого прос...
Тематическое планирование психологических занятий педагога – психолога с детьми 6-7 лет по психологической программе «Приключения будущих первоклассников», Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...