Статья педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т.В. Развитие мелкой моторики. «Пластилиновые» игры
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью пластилина и теста для лепки. Полезные советы при работе с пластилином. "Пластилиновые" игры. Рекомендуется специалистам ДОУ, учителям начальных классов, родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Пластилиновые" игры | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т.В. Развитие мелкой моторики. «Пластилиновые» игры
Ещё во II веке до н.э. китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитии мозга человека. Они считали, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга.
Вспомним, что такое мелкая моторика?
Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. С самого раннего детства является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Иван Михайлович Сеченов писал, что движения рук человека не передаются по наследству, а формируются в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, в результате обучения и воспитания, в процессе которого образовываются ассоциативные связи между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными. И многие исследования ученых подтверждают, что если тренировать тонкие движения пальцев рук, то эта тренировка стимулирует общее развитие ребенка и речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Пластичные материалы (пластилин, тесто, глина) предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Ведь во время лепки развиваются: мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Именно пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей.
В последнее время на полках детских магазинов кроме традиционного пластилина можно встретить так называемое тесто для лепки. Тесто для лепки подходит для занятий с детьми от 1 года. Оно очень мягкое, пластичное, приятное на ощупь, не липнет к рукам. Однако, пластилин Play doh (тесто для лепки) не пригоден для создания сложных пластилиновых фигур, т.к. детали из него плохо скрепляется между собой.
В эти наборы нередко входят разнообразные формы для лепки, для вырезания фигурок,
скалки и шприцы для пластилина. Если таковых не окажется в наборе, их с успехом можно заменить: формочки - «калабашками», шприц для пластилина-чесноковыжималкой или обычным одноразовым шприцем, скалку-соответственно, обыкновенной скалкой.
Приёмы лепки пластилином:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Игры с пластилином
«Отпечатки»
Одна из самых увлекательных игр для детей – это отпечатки на пластилине. Тесто для лепки идеально подходит для того, чтобы делать на нем отпечатки всевозможными предметами. Просто сделайте из него лепешку, а ребёнок пускай тычет по этой лепешке всем тем, что вы предлагаете ему: крышкой, игрушкой, ручкой, своим собственным пальцем или ладошками, ложкой, вилкой и т. д.
За неимением специальных оттисков, можно использовать и колпачок от фломастера, и сверло, и разные по форме и размеру ракушки.
Очень красивые отпечатки получаются из листьев (для этого лучше брать листья потолще, с крупными прожилками). Для этого просто приложите лист задней стороной (это та сторона, где прожилки выделяются сильнее) к тесту для лепки, сверху раскатайте его скалкой, после чего аккуратно снимите листик. Можно смешать несколько цветов, например, желтый и красный, желтый и оранжевый, и тогда листья получатся особенно красивыми.
Ещё одна необычная поделка из пластилина - отпечаток кружева или тесьмы на нем.
Мягкое тесто для лепки и пластилин play doh просто созданы для «приготовления» игрушечной еды. Всевозможные тортики, пирожные, бутерброды, макароны и т.д. можно слепить из этого пластилина. Просто так учиться катать шарики и колбаски ребенку неинтересно, другое дело, если это будут не шарики, а ягодки для украшения торта или колбаса для кукол. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин или кафе, а также станет угощением пришедшим в гости куклам. Деля пирог на равные кусочки для кукол, ребенок получит представление о дробях и делении, а сравнивая количество гостей-игрушек и пирожных, попрактикуется в счете.
Из пластилина можно не только лепить, им можно рисовать картины. Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Как понятно из названия, основным материалом в пластилинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками.
Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем разрезания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр. Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.
Для детей постарше можно сделать заготовки для лепки из пластилина. В игры с пластилином полезно будет внести обучающий, развивающий элемент: не просто выложить точечки на спинке у божьей коровки, а определенное их количество, например, восемь.
Еще из пластилина можно лепить буквы, выкладывать геометрические фигуры.
При работе с пластилином можно использовать такие материалы: горох, бобы, гречка, макаронные изделия различной формы и цвета, пуговицы, бисер, листья, пёрышки и т.д.
Поделки из пластилина всегда очень оригинальны, красочны.
Можно использовать пластилин для создания т.н. "игрового ландшафта".
Из пластилина также можно делать замечательные подарки к праздникам, украшения на ёлку.
А ещё есть забавная игра с макаронами и пластилином. Воткните длинные макаронины в тесто для лепки и предложите детям нанизывать на них маленькие макаронинки, колечки из сухих завтраков или нарезанные на кусочки пластиковые трубочки. Эта игра хорошо развивает тонкую моторику у детей.
Полезные советы
Рецепт приготовления теста для лепки
- 1 стакан муки
- 0,5 ст. л. соли
- 2 ч.л. лимонной кислоты
- 1 ст.л. растительного масла
- вода (не больше 0,5 стакана)
- пищевые красители
Смешиваем в кастрюле все сухие компоненты, затем добавляем растительное масло. Ставим её на средний огонь, добавляя воду. Все время мешаем, пока масса для лепки не загустеет и не станет однородной. Красители можно добавлять сразу во всю воду. А можно сделать тесто чуть более густым, разделить его на 2-3 части и добавить несколько капель разведенного в воде пищевого красителя. Загустевшую массу достаем из кастрюли на разделочную доску, слегка посыпанную мукой. Вымешиваем до однородности. Чтобы хранить домашний пластилин в холодильнике, нужно завернуть его в полиэтиленовый пакет или положить в пластиковый контейнер и плотно закрыть крышкой.
Таблица смешивания цветов
- Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
- Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
- Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
- Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
- Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
- Фиолетовый = 1/3 красного + 2/3 синего.
- Охра =1/2 желтого + 1/2 коричневого
- Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов
И в завершение, хотелось сказать, что Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Источники: http://adalin.mospsy.ru
http://active-mama.com/lepim-iz-plastilina-s-detmi-detskie-podelki-iz-plastilina.html
http://kinhelp.ru/plastilin-kak-vazhnoe-sredstvo-razvitiya-melkoj-motoriki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики через игру с мелкими предметами
Как занять досуг ребёнка интересным полезным и делом и при этом развивать его познавательное способности?...
Статья "Знакомство родителей с методами и приёмами правильного развития мелкой моторики у детей дома"
Статья предназначена для использования педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений...
статья к конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
статья для конференции...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Статья на тему: "Тестопластика как одна из форм развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
В своей статье я попыталась немного раскрыть важность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Ведь в наше время очень сказывается плохо развитая моторика детей, для дальнейшего обучения в...
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...