Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чуенко Валентина Владимировна

Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях»

 

Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;

-Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;

-Обогащение словаря прилагательными;

- Закреплять образы букв.

 

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умение определять место звука в слове;

-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв  (эС, Ша), правильный артикуляционный уклад звуков [c], [ш];

-Развивать графо-моторные навыки.

 

Воспитательные:

-Воспитывать умения работать в коллективе;

-Воспитывать самоконтроль за речью;

-Воспитывать интерес к занятиям.

 

Оборудование: Кукла Соня, игрушка медвежонок Миша, кубик с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, карточки для обозначения согласных звуков (твердый-мягкий, звонкий-глухой), карточки с буквами для практической работы, карандаши.

 

Ход коррекционного занятия

I. Организационный момент.

К нам в гости пришли кукла Соня и медвежонок Миша, они хотят с нами поиграть.

Сядет на стул тот, кто повторит за мной слова: наш-нас, каска-кашка, миска-мишка.

 

II. Введение в тему.

Отгадывание загадок:

Загадка 1

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу.

(Картинка: санки)

Логопед: Какой первый звук в слове сани?

 

Загадка 2

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз незаменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Картинка: шапка.)

 

Сообщение темы:

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Игра: Закончи слово.

Кукла Соня и медвежонок Миша хотят поиграть с вами, давайте, 

разделимся на две группы: у кого слово оканчивается  на звук [с] встают в группу куклы Сони, а кому попались слова, которые оканчиваются назвук [ш] – в группу медвежонка Миши.

Слова: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, душ, пёс.

 

Основная часть.

III. Уточнение артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение.

                             

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции звука[с]. 

- губы - улыбаются

- зубы - заборчиком

- язык - упирается в нижние зубы

- воздушная струя - холодная

- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).

 

Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что сейчас происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции звука [ш].

- губы округлены, рупором

- зубы – хорошо видны, образуют узкую щель

- язык – чашечкой, поднят кверху

- воздушная струя - теплая

- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).

 

Характеристика звуков и их различие:

- [с] – согласный звук, глухой. Он бывает твердым и мягким.

- [ш]– согласный звук, глухой. Он всегда твердый.

- звук [ш]- шипит, губы рупором, язык поднимается вверх, к небу, воздушная струя теплая.

- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, зубы заборчиком, воздушная струя холодная.

Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.

Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]? Буква называется эС, буква называется  Ша.

 

IV. Динамическая пауза 

В тишине лесной глуши (дети крадутся на носочках)

Шепот к шороху спешит (дети бегут по кругу).

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит (дети идут по кругу, трут ладошки, совершая шуршащие звуки).

 

Игра: «Кто какой?»

Давайте, дети, научим этой игре куклу Соню и медвежонка Мишу. Подберем картинки к словам-признакам (прилагательные). Слова: пушистая, смешной, шустрая, душистый, шумный, большой. Картинки: кошка, клоун, мышка, цветок, пылесос, слон.

V. Практическая работа.

Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем раскрасить буквы.

 

                                     

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы учились различать?

 

Молодцы, вы все замечательно работали.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-sh_v_slovah_i_predlozheniyah.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях»

Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;

-Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;

-Обогащение словаря прилагательными;

- Закреплять образы букв.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умение определять место звука в слове;

-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв  (эС, Ша), правильный артикуляционный уклад звуков [c], [ш];

-Развивать графо-моторные навыки.

Воспитательные:

-Воспитывать умения работать в коллективе;

-Воспитывать самоконтроль за речью;

-Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: Кукла Соня, игрушка медвежонок Миша, кубик с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, карточки для обозначения согласных звуков (твердый-мягкий, звонкий-глухой), карточки с буквами для практической работы, карандаши.

Ход коррекционного занятия

I. Организационный момент.

К нам в гости пришли кукла Соня и медвежонок Миша, они хотят с нами поиграть.

Сядет на стул тот, кто повторит за мной слова: наш-нас, каска-кашка, миска-мишка.

II. Введение в тему.

Отгадывание загадок:

Загадка 1

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу.

(Картинка: санки)

Логопед: Какой первый звук в слове сани?

Загадка 2

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз незаменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Картинка: шапка.)

Сообщение темы:

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Игра: Закончи слово.

Кукла Соня и медвежонок Миша хотят поиграть с вами, давайте, 

разделимся на две группы: у кого слово оканчивается  на звук [с] встают в группу куклы Сони, а кому попались слова, которые оканчиваются назвук [ш] – в группу медвежонка Миши.

Слова: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, душ, пёс.

Основная часть.

III. Уточнение артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение.

                             

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции звука[с]. 

- губы - улыбаются

- зубы - заборчиком

- язык - упирается в нижние зубы

- воздушная струя - холодная

- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).

Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что сейчас происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции звука [ш].

- губы округлены, рупором

- зубы – хорошо видны, образуют узкую щель

- язык – чашечкой, поднят кверху

- воздушная струя - теплая

- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).

Характеристика звуков и их различие:

- [с] – согласный звук, глухой. Он бывает твердым и мягким.

- [ш]– согласный звук, глухой. Он всегда твердый.

- звук [ш]- шипит, губы рупором, язык поднимается вверх, к небу, воздушная струя теплая.

- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, зубы заборчиком, воздушная струя холодная.

Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.

Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]? Буква называется эС, буква называется  Ша.

IV. Динамическая пауза 

В тишине лесной глуши (дети крадутся на носочках)

Шепот к шороху спешит (дети бегут по кругу).

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит (дети идут по кругу, трут ладошки, совершая шуршащие звуки).

Игра: «Кто какой?»

Давайте, дети, научим этой игре куклу Соню и медвежонка Мишу. Подберем картинки к словам-признакам (прилагательные). Слова: пушистая, смешной, шустрая, душистый, шумный, большой. Картинки: кошка, клоун, мышка, цветок, пылесос, слон.

V. Практическая работа.

Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем раскрасить буквы.

                                     

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы учились различать?

Молодцы, вы все замечательно работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дифференциация звуков С - Ш в словах и предложениях"

В презентацию входит 26 слайдов, где подобран иллюстративный материал к словам-паронимам, предложениям, небольшим стихотворениям с часто встречающимися звуками С и Ш....

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...

Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»

Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...

ПОДГРУППОВАЯ НОД, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА Р-Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ «В гости к Золушке»

Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие. Разработка НОД на основе технологии активных методов обучения, обеспечив...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "День Победы!". Дифференциация звуков "Р"-"Л" в словах и предложениях.

Конспект был написан к юбилейному празднованию Дню Победы. Одна из задач мероприятия было воспитание патриотических чувст, гордости за отечество, уважения к ветеранам ВОВ. Дети должны помнить о событи...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков[с] – [ш]  в  словах  и предложениях»....

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях»

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях» для различения и закрепления  звуков [р]-[л] в словах и предложениях....