Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях»
Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;
-Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;
-Обогащение словаря прилагательными;
- Закреплять образы букв.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение определять место звука в слове;
-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв (эС, Ша), правильный артикуляционный уклад звуков [c], [ш];
-Развивать графо-моторные навыки.
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать в коллективе;
-Воспитывать самоконтроль за речью;
-Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: Кукла Соня, игрушка медвежонок Миша, кубик с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, карточки для обозначения согласных звуков (твердый-мягкий, звонкий-глухой), карточки с буквами для практической работы, карандаши.
Ход коррекционного занятия
I. Организационный момент.
К нам в гости пришли кукла Соня и медвежонок Миша, они хотят с нами поиграть.
Сядет на стул тот, кто повторит за мной слова: наш-нас, каска-кашка, миска-мишка.
II. Введение в тему.
Отгадывание загадок:
Загадка 1
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Картинка: санки)
Логопед: Какой первый звук в слове сани?
Загадка 2
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз незаменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Картинка: шапка.)
Сообщение темы:
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
Игра: Закончи слово.
Кукла Соня и медвежонок Миша хотят поиграть с вами, давайте,
разделимся на две группы: у кого слово оканчивается на звук [с] встают в группу куклы Сони, а кому попались слова, которые оканчиваются назвук [ш] – в группу медвежонка Миши.
Слова: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, душ, пёс.
Основная часть.
III. Уточнение артикуляции.
Артикуляционная гимнастика.
Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции звука[с].
- губы - улыбаются
- зубы - заборчиком
- язык - упирается в нижние зубы
- воздушная струя - холодная
- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).
Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что сейчас происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции звука [ш].
- губы округлены, рупором
- зубы – хорошо видны, образуют узкую щель
- язык – чашечкой, поднят кверху
- воздушная струя - теплая
- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).
Характеристика звуков и их различие:
- [с] – согласный звук, глухой. Он бывает твердым и мягким.
- [ш]– согласный звук, глухой. Он всегда твердый.
- звук [ш]- шипит, губы рупором, язык поднимается вверх, к небу, воздушная струя теплая.
- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, зубы заборчиком, воздушная струя холодная.
Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.
Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]? Буква называется эС, буква называется Ша.
IV. Динамическая пауза
В тишине лесной глуши (дети крадутся на носочках)
Шепот к шороху спешит (дети бегут по кругу).
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит (дети идут по кругу, трут ладошки, совершая шуршащие звуки).
Игра: «Кто какой?»
Давайте, дети, научим этой игре куклу Соню и медвежонка Мишу. Подберем картинки к словам-признакам (прилагательные). Слова: пушистая, смешной, шустрая, душистый, шумный, большой. Картинки: кошка, клоун, мышка, цветок, пылесос, слон.
V. Практическая работа.
Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем раскрасить буквы.
VI. Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
Молодцы, вы все замечательно работали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-sh_v_slovah_i_predlozheniyah.docx | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в словах и предложениях»
Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;
-Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;
-Обогащение словаря прилагательными;
- Закреплять образы букв.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение определять место звука в слове;
-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв (эС, Ша), правильный артикуляционный уклад звуков [c], [ш];
-Развивать графо-моторные навыки.
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать в коллективе;
-Воспитывать самоконтроль за речью;
-Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: Кукла Соня, игрушка медвежонок Миша, кубик с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, карточки для обозначения согласных звуков (твердый-мягкий, звонкий-глухой), карточки с буквами для практической работы, карандаши.
Ход коррекционного занятия
I. Организационный момент.
К нам в гости пришли кукла Соня и медвежонок Миша, они хотят с нами поиграть.
Сядет на стул тот, кто повторит за мной слова: наш-нас, каска-кашка, миска-мишка.
II. Введение в тему.
Отгадывание загадок:
Загадка 1
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Картинка: санки)
Логопед: Какой первый звук в слове сани?
Загадка 2
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз незаменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Картинка: шапка.)
Сообщение темы:
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
Игра: Закончи слово.
Кукла Соня и медвежонок Миша хотят поиграть с вами, давайте,
разделимся на две группы: у кого слово оканчивается на звук [с] встают в группу куклы Сони, а кому попались слова, которые оканчиваются назвук [ш] – в группу медвежонка Миши.
Слова: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, душ, пёс.
Основная часть.
III. Уточнение артикуляции.
Артикуляционная гимнастика.
Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции звука[с].
- губы - улыбаются
- зубы - заборчиком
- язык - упирается в нижние зубы
- воздушная струя - холодная
- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).
Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что сейчас происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции звука [ш].
- губы округлены, рупором
- зубы – хорошо видны, образуют узкую щель
- язык – чашечкой, поднят кверху
- воздушная струя - теплая
- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку на область горла).
Характеристика звуков и их различие:
- [с] – согласный звук, глухой. Он бывает твердым и мягким.
- [ш]– согласный звук, глухой. Он всегда твердый.
- звук [ш]- шипит, губы рупором, язык поднимается вверх, к небу, воздушная струя теплая.
- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, зубы заборчиком, воздушная струя холодная.
Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.
Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]? Буква называется эС, буква называется Ша.
IV. Динамическая пауза
В тишине лесной глуши (дети крадутся на носочках)
Шепот к шороху спешит (дети бегут по кругу).
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит (дети идут по кругу, трут ладошки, совершая шуршащие звуки).
Игра: «Кто какой?»
Давайте, дети, научим этой игре куклу Соню и медвежонка Мишу. Подберем картинки к словам-признакам (прилагательные). Слова: пушистая, смешной, шустрая, душистый, шумный, большой. Картинки: кошка, клоун, мышка, цветок, пылесос, слон.
V. Практическая работа.
Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем раскрасить буквы.
VI. Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
Молодцы, вы все замечательно работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дифференциация звуков С - Ш в словах и предложениях"
В презентацию входит 26 слайдов, где подобран иллюстративный материал к словам-паронимам, предложениям, небольшим стихотворениям с часто встречающимися звуками С и Ш....
Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»
В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...
Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»
Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...
ПОДГРУППОВАЯ НОД, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА Р-Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ «В гости к Золушке»
Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие. Разработка НОД на основе технологии активных методов обучения, обеспечив...
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "День Победы!". Дифференциация звуков "Р"-"Л" в словах и предложениях.
Конспект был написан к юбилейному празднованию Дню Победы. Одна из задач мероприятия было воспитание патриотических чувст, гордости за отечество, уважения к ветеранам ВОВ. Дети должны помнить о событи...
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков[с] – [ш] в словах и предложениях»....
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях»
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях» для различения и закрепления звуков [р]-[л] в словах и предложениях....