Использование дистанционных технологий в работе учителя- дефектолога
статья

Елисеева Светлана Александровна
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных компьютерных технологий в работе                     учителя-дефектолога

Информационно-компьютерные технологи-это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)-совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.

Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности.

Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей дошкольного возраста один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения за счет разноуровнего типа заданий;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

- увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки деятельности;

- открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска;

- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

При осуществлении коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижение максимального результата в развитии. Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-компьютерные средства обучения, позволяющие воспринимать информацию на качественно новом уровне. Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Так, например, учебный материал подбираю разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Важно методически правильно проводить обучение, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды и свои действия. Индивидуальное занятие с использованием компьютера, несомненно, всячески облегчает работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

спользование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет использовать двуполушарный подход к обучению (когда словесные методы сочетаются со зрительными); задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиальный (звуковые файлы-дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Коррекционно-развивающую работу с использованием ИКТ строю по нескольким направлениям:

- коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук);

- занятия по социальному развитию;

- занятия по формированию математических представлений;

- занятия по развитию речи (работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков; формирование лексико-грамматических категорий: словообразование, словоизменение; развитие связной речи);

- работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Известно, что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к учению, перед учителем-дефектологом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно отсталых дошкольников мотивацию к учебному процессу. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения. Как показывает практика использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Хочу подробнее остановиться на аспектах этого влияния:

1. Занятия детей на компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.

2. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности дети с умственной отсталостью, обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

3. Компьютерные упражнения и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Это воспитывает волевые качества, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

4.Занятия на компьютере могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.

Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы коррекционного обучения является интерактивность, благодаря которой дети с ОВЗ могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:

- у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;

- полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, учителя-дефектологи, должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.

 

Литература

1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.

2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.

3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.

4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.

5. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.

7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.

8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с.4-8, 19-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"...

Использование образовательнных технологий в работе учителя – дефектолога

Использованиеобразовательнных  технологий в работе учителя – дефектолога ...

Использование Кайдзен технологии в работе учителя-дефектолога

Семинар-практикум "Использование Кайдзен технологии в работе учителя-дефектолога"...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога»

Выявление  эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий, оптимизация коррекционного процесса и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога....