Програма дополнительного образования "Дошколята"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа содержит цели, задачи и перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по подготовке к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolyata.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошколята» разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"; Письма Министерства образования и науки Самарской области № МО -16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015.
1.1 Направленность программы.
Программа «Дошколята» носит социально-гуманитарную направленность.
1.2 Актуальность программы.
Данная образовательная программа создана по запросу родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, а также успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Актуальность программы «Дошколята» состоит в том, что основной задачей, которую она решает, является формирование потребности ребенка в познании. Именно познание является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет главную роль в формировании детской личности.
1.3 Отличительные особенности программы.
Главной отличительной особенностью программы «Дошколята» является то, что она представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. Основная задача - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
Программа «Дошколята» предназначена для детей 5-7 лет.
Обьём учебного материала Программы рассчитан на 72 часа в год (9 месяцев)
Форма обучения по Программе - групповая, по 8-10 человек.
1.4 Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные:
• беседа, объяснение;
• устное изложение.
Наглядные:
• показ видеоматериалов, иллюстраций, схем
• показ педагогом приемов исполнения
• наблюдение
• работа по образцу
Практические
• тренировочные упражнения
1.5 Тип занятия и форма организации.
Занятия, организуемые по программе «Дошколята» являются:
- комбинированными,
- практическими,
- диагностическими.
Основными формами организации образовательного процесса является:
- практическая работа,
- занятие - беседа,
- занятие – игра
Занятия по программе «Дошколята» проходят 2 раза в неделю, 8 занятия в месяц. Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут.
2. Содержание программы
2.1. Цели, задачи, принципы по реализации Программы
Цель программы: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха, элементарных математических представлений.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать знания видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения, развить моторику для подготовки руки к письму;
- развить математические представления, логическое мышление;
- подготовить ребенка к освоению знаний по русскому языку, чтению и математике в школе;
Развивающие:
- развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки;
- развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно
- развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
- развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
- воспитывать духовные и нравственные качества личности: аккуратность, усидчивость, ответственность, целеустремленность, инициативность;
- формировать общую культуру учащихся, прививать тягу к знаниям
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
3. Учебный план
Направление работы | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 Раздел. Обучение грамоте | Речь. Слово и предложение. | 2 | 3 | 5 |
Слоговой состав слова | 2 | 3 | 5 | |
Понятие «Звук». | 2 | 3 | 5 | |
Гласные звуки | 2 | 3 | 5 | |
Согласные звуки | 2 | 3 | 5 | |
Заглавные и строчные звуки | 2 | 3 | 5 | |
Знакомство с Букварем | 1 | 4 | 5 | |
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 36 | |||
2 Раздел. ФЭМП | Признаки и свойства предметов (цвет, величина, форма) | 2 | 3 | 5 |
Счет. Цифры от 1 до 10, их написание | 2 | 3 | 5 | |
Сравнение предметов и множеств | 2 | 3 | 5 | |
Геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) | 2 | 3 | 5 | |
Ориентировка в пространстве | 2 | 3 | 5 | |
Временные понятия | 2 | 3 | 5 | |
Арифметические и логические задачи | 2 | 3 | 5 | |
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого 36 | ||||
Итого : 72 |
4. Учебно – тематический план
Учебный план программы «Дошколята» по модулю обучение грамоте:
1. Речь и предложение.
Теория: Знакомство детей с понятием «слово», «речь», «предложение».
Практика: Составление предложений из двух-трех слов. Обучение схематическому изображению предложения.
2. Слоговый состав слова.
Теория: Знакомство детей с понятием «слово». Схематическое обозначение слов. Знакомство детей с понятием «слог». Членение слов на слоги. Объяснение понятий «ударение» и «ударный слог».
Практика: Обучение составлению схем 2-4-сложных слов.
3. «Звук».
Теория: Знакомство детей с понятием «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук» и «согласный звук». Различение речевых и неречевых звуков.
Практика: Обучение обозначению звуков схематически.
4.Гласные звуки.
Теория: Закрепление понятия «гласный звук»
Уточнение правильной артикуляции звуков и ее графическое изображение артикуляции звуков. Нахождение звуков в словах, определение его места. Дополнение предложений словами на определенные звуки. Деление слов на слоги.
Практика: Составление слоговой схемы слов. Повторение материала по теме
«Гласные звуки» в виде КВН. Различение гласных звуков по артикуляции, на слух. Группировка картинок по начальным звукам.
5. Согласные звуки.
Теория: Закрепление понятия «согласный звук». Практика: Нахождение звуков в словах, определение его места. Дополнение предложений словами на звуки. Выкладывание схем простых предложений и нахождение места звука в предложении.
6. Звуки и буквы заглавные и строчные буквы.
Теория: Знакомство с заглавными и строчными буквами.
Практика: Игра - занятие «Дошколенок»
7. Гласные и согласные звуки и буквы.
Теория: Закрепление понятия «гласный звук» и «согласный звук». Уточнение правильной артикуляции всех звуков.
Практика: Нахождение звуков в словах. Дополнение предложений словами на звуки. Выкладывание схем простых предложений и нахождение места звуков в предложениях.
8. Итоговое мероприятие.
Учебно-тематический план раздела «Формирование элементарных математических представлений».
Тема: счет. Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления .
Поставленные цели реализую через следующие игровые упражнения:
- «Назови меньше на 1, больше на 1»
- «Вверх вниз по числовой лестнице»
- «Составь и реши задачу».
- «Назови следующее, предыдущее число»
- «Назови соседей числа»
В теме геометрические фигуры закрепляются представления о многоугольниках и их свойствах, развиваются умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
- «Назови предметы заданной формы»,
- «Что общего и чем различаются фигуры»,
- «Найди предмет такой же формы»,
- «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
- «Найди лишнюю фигуру»,
- «Конструктор»,
- «Почини одеяло»,
- «Танграм»,
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Тема: определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
- «Что тонет, что плавает?»
- «Подбери шарфик для кукол»
- «Короче-длиннее»
- «Подбери мебель для трех медведей»
- «В каком сосуде больше воды?»
- «Что легче, что тяжелее?»
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Тема: Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
- «Вчера, сегодня, завтра»
- «Дни недели»
- «Мой режим дня по часам»
- «Определи время по часам»
- «Когда это бывает?»
- «Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Тема: Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки, «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
В работе используются:
- разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);
- разнообразный счетный материал;
- фланелеграф;
- индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);
- предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов;
- тетради в клетку;
- мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр.
- рабочие тетради для детей.
Список используемой литературы:
1. Колесникова. Е.В. Программа От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты / Е.В.Колесникова: - М.:ЮВЕНТА, 2016, - 64с.
2. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опор. конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий [ребенком] / Колесникова Е. В.: - М.: Гном-пресс, 1997, - 125 с. ил.
3. Колесникова. Е.В. Я начинаю читать; Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет. - Изд. 2-е, доп. и перераб. Е.В.Колесникова.: - М.: «Ювента», 2003, - 64 с: ил.
4. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова / И.С.Лопухина.: - С. пб: «Дельта», 2004, -144 с., ил.
5. Михайлова З.И.. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.И.Михайлова: - М.: Просвещение, 1985, - 96с., ил.
6. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье / А.И.Максаков:- М.: Мазаика-синтез.2011, - 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програма диагностических исследований
В справке отражена система стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы....
Перспективное планирование по програме "Детство" с учётом ФГТ
Социализация (старшая группа). Используется в работе в 2011-2012г....
Програма ителектуального развития для детей 5-7 лет "Развивающие игры математической нправленности"
...
Програма дополнительного образования художественной направленности « Оригами»
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и ...
Програма дополнительной образовательной услуги "Фиолетовый лес"
Интеллектуально-творческие способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА «Веселый каблучок»
Данная прогамма раработана в соответствии с ФГОС ДОО...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В гостях у природы»
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое раз...