Програма дополнительного образования художественной направленности « Оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

 

Оригами – это сказка.

Оригами – это веселый труд.

Оригами – это волшебный мир.

Оригами – это фокус.

Оригами – это физкультминутка.

Оригами  - это мир превращений и квадрат.

Оригами – это то, что я могу сделать.

Оригами – это праздник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_kruzhka_2018-2019.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида п. Песочное

СОГЛАСОВАНО:                                                         УТВЕРЖДАЮ:

Методический совет                                                     Заведующий МОУ детский сад

                                                                                         общеразвивающего вида  п. Песочное          

«___»  ____________ 2018г.                            

Протокол № ____________                                           ____________О.Б. Беляева

                                                              Принята на заседании

                                                                  Педагогического совета  

                                                                  Протокол  № _________

                                                                     «___»  __________ 2018г.                                

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

по прикладному творчеству

« Оригами»

Возраст обучающихся: 5- 7 лет

Срок реализации программы: 1 года

 

                                                                            Автор - составитель:

                                                                            Дерова Ольга Геннадьевна,  

                                                                            воспитатель                                                                      

                                                                            Консультант:

                                                                            Иванова Жанна Альфредовна,  

                                                                            старший воспитатель          

Рыбинский район, 2018

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3.

2.Учебно-тематический план…….……………………………………………………10

3. Содержание……………………………………………………………………………

4. Обеспечение…………………………………………………………………………...

5. Мониторинг образовательных результатов…………………………………………

Список информационных источников………………………………………….………….23

Приложение…………………………………………………………………………………..

Оригами – это сказка.

Оригами – это веселый труд.

Оригами – это волшебный мир.

Оригами – это фокус.

Оригами – это физкультминутка.

Оригами  - это мир превращений и квадрат.

Оригами – это то, что я могу сделать.

Оригами – это праздник.

1. Пояснительная записка

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

             Данная программа имеет художественную направленность, вид программы модифицированная состоящая из модулей.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

         Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука.  И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

     Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

          Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

         При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

          Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.

Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 16 детей ОВЗ старшей и подготовительной группы.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение, элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
  • Научить ребенка общаться с бумагой.
  • Развивать глазомер  при работе с бумагой.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата  складывать  различные  базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Научить  проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Выстраивать взаимоотношения с семьями воспитанников для обеспечения полноценного разностороннего развития ребенка;
  • Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Программа «Чудесные превращения бумажного листа» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст, дети ОВЗ с 5 до 7 лет).

 Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 12 человек, но исходя из специфики группы и увеличения её до 16 человек целесообразно разделить группу на подгруппы, объединив детей с разными стартовыми возможностями.

1 подгруппа- 5-6 лет (дети ОВЗ)

2 подгруппа 6-7 лет (смешанная)

 Занятия проводятся, четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения.


Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка, стихи, считалки;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартом.

Ожидаемые результаты:

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

–  овладевает  различными  приемами  работы с бумагой;
–  знает  основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
–  умеет   работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям;

- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и  композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

- владеет навыками культуры труда.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома тематических работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Изготовление поделок к празднику.
  • Участие в конкурсах.

Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 12 детей занятия кружка по изготовлению поделок в технике оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна превышать 25-30 минут.

Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш, кисточки, клеёночки, салфетки.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В ходе занятий активно используются дидактические игры. Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших рассказов познавательного содержания, например, на тему «Откуда бумага пришла».

Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к новому виду деятельности — изготовлению фигурок из бумаги, но и уточнить знание ими геометрических фигур.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с оригами

1

-

1

2

Знакомство с условными знаками и приемами оригами

1

-

1

3

Базовые формы

1

1

2

4

Сказка «Теремок». Базовая форма треугольник.

-

8

8

5

Сказка «Кот, лиса и петух». Базовая форма воздушный змей

-

4

4

6

Панно «На море» (лодка, корабль, рыбы, лебедь)

-

4

4

7

Модульный треугольник

1

-

1

8

Модульное оригами «Самолет»

-

3

3

9

Модульное оригами «Букет нежность»

-

4

4

10

Модульное оригами «Клубничка»

-

3

3

11

Выставка детских работ

-

1

1

12

Подведение итогов

-

2

2

Итого

4

30

34

 

Дата

Тема

Цель

Часы

Сентябрь

  1. «Знакомство с оригами»

Цель

Познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи

Познакомить учеников с краткой историей оригами.

Учить составлять связный рассказ по опорным словам.

Учить классифицировать предметы по разным признакам 

Развивать речь учащихся.

Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Развивать творческое и логическое мышление детей.

Развивать умение работать в парах.

 Формировать интерес детей к искусству оригами.

Воспитывать умение вести себя в коллективе.

1 час

Сентябрь

  1. «Условные знаки оригами»

Цель: развитие творческих способностей, обучающихся через работу с различными видами бумаги.

Задачи:

Научить практическим навыкам работы в технике оригами.

Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.

Формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с бумагой.

Развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.

Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.

1 час

Сентябрь

  1. «Базовые формы оригами» (воздушный змей, блинчик, треугольник, книжка, дверь)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки. (воздушный змей, блинчик, треугольник, книжка, дверь)

Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

1 час

 Сентябрь

  1. «Базовые формы оригами»           (двойной дом, двойной треугольник, птица, рыба)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки. (двойной дом, двойной треугольник, птица, рыба)Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

1 час

Октябрь

  1. Сказка «Теремок». Базовая форма треугольник.

Оригами «Лиса»

Цель: Обучить базовой форме «дверь», научить складывать лису.

Задачи:

Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества — оригами (бумагопластика, продолжить знакомство обучающихся с базовыми формами

Продолжаем развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

Воспитывать у детей качества, такие как: собранность, трудолюбие, внимательность, коммуникабельность, активность. Умению работать в коллективе и аккуратности.

1 час

Октябрь

  1. Оригами «Заяц»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Задачи:  Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

1 час

Октябрь

  1. Оригами «мышка»

Цель: научить детей изготавливать простые по форме изделий  в технике оригами.

Задачи: Образовательные:

Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами.

Познакомить детей с жизнью грызунов.

    Развивающие:

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие внимания, мышления, аккуратности.

   Воспитательные:

Воспитывать любовь ко всему живому.

Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

1 час

Октябрь

  1. Оригами «Медведь»

Цель:

Научить детей из базового квадрата делать фигурку медведя.

Задачи:

Повторить повадки медведя в зимний период;

Рассказать, как быстро можно сделать фигурку медведя из знакомого метода сложения бумаги;

Закрепить знания, полученные на занятиях оригами;

Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

Формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения, начатого до конца;

Воспитывать культуру поведения на занятии;

1 час

Ноябрь

  1. Оригами «Лягушка»

Цель: продолжить формировать интерес детей к искусству оригами;

Задачи:

формировать умение конструировать поделку «Лягушку»;

формировать умение работать по схемам;

продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях;

продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

продолжить развивать конструктивное, логическое и пространственное мышление, внимание, аккуратность;

продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

продолжить положительно влиять на эмоциональную сферу детей.

1 час

Ноябрь

  1. Оригами «Волк»

Цель: Выполнить волка в технике оригами.

Задачи:

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Воспитывать желание помочь товарищу; работать вместе, создавая

коллективную работу.

совершенствовать и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать навыки создания поделок в технике оригами.

1 час

Ноябрь

  1. Оригами «Дом-теремок»

Цель:

Вызвать у детей доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им.

Задачи:

Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях; приглаживании линии сгибов. Закреплять базовую форму оригами- «простой треугольник».

Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук.

Развивать уверенность в своих силах, творчество, умение работать в коллективе.

1 час

Ноябрь

  1. Оригами «Ежик»

Цель: развивать мелкую моторику и любовь к животным.

Задачи: обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;

воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге); развивать внимательность;

закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире.

1 час практика

Декабрь

  1. Базовая форма воздушный змей. По сказки «Кот, лиса и петух»

Оригами Кот

Цель: обучение складыванию из бумаги кота в технике оригами.

Задачи:

- образовательные: продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;

-развивающие: развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности;

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.

1 час

Декабрь

  1. Оригами Лиса

Тема: «Лисички — сестрички»

Цель: Формировать у детей способ складывания бумаги пополам, совмещать противоположные стороны и углы бумаги. Активизировать воображение, мышление. Развивать и закреплять умение самостоятельно включаться в процесс. Учиться анализировать готовые работы. Содействовать в развитии, ставить вопрос и отвечать на него, доводить начатое дело до конца.

Задачи: Формировать познавательный интерес к технике оригами («познавательное развитие»); уметь делать вывод («речевое развитие»); делать физические упражнения («физическое развитие»), умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками («социально – коммуникативное развитие»); развивать самостоятельную творческую деятельность («художественно-эстетическое развитие»).

1 час

Декабрь

  1. Оригами «Петух»

Цель: Закрепить у детей представление о характере и особенностях дымковской народной игрушки и закрепить умение мастерить поделки в стиле «Оригами»

Задачи:

Учить разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой; Закрепить технику складывания квадрата и ромба.

развитие мелкой моторики

Развитие памяти, внимания в процессе изготовления модели;

Развитие кругозора; творческого воображения, фантазии, чувства вкуса при создании композиции

Формировать интерес у детей к искусству оригами.

Воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.

1 час

Декабрь

  1. Оригами «Дом»

Цель занятия: ознакомление с базовой формой оригами «дом».
Задачи:
Обучающие: научить складывать базовую форму оригами «дом», формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Развивающие: развивать мелкую моторику, глазомер.
Воспитывающие: воспитывать внимание, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца

1час

Январь

  1. Панно «На море» Базовая форма: конверт, двойной квадрат, рыба.

Оригами «Кораблик»

Цель: Продолжать знакомить детей с искусством оригами. Научить конструировать из бумаги кораблик.

Задачи : Продолжать учить детей использовать пооперационную карту при изготовлении поделки. Развивать конструктивное мышление память. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук и речи.

Закрепить знания детей о водном транспорте. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

1 час

Январь

  1. Оригами «Двухтрубный корабль»

Цель: Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами.
Задачи: Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик».
  Учить использовать готовые поделки в игре.

Развивать коммуникативные функции речи, как средства общения.

1 час

Январь

  1. Оригами «Лебедь»

Цель: закрепить и пополнить знания детей о лебедях;

Задачи: продолжить расширять кругозор детей и их словарный состав;

продолжить воспитывать любовь и бережное отношение к животному

коротко познакомить детей с Красной книгой;

продолжить знакомить детей с искусством оригами;

показать и научить складывать из квадрата бумаги поделку «лебедь»;

продолжить развивать логическое и конструктивное мышления, внимание, память;

продолжить совершенствовать мелкую моторику рук.

1 час

Январь

20.Оригами «Рыбки»

Цель: учить создавать образ аквариумной рыбки, передавать в поделке ее форму, части тела

Задачи:

-       развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, по горизонтали и вертикали пополам;

-       обучить детей выполнению базовой формы «двойной треугольник» в техники оригами;

-       совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;

-       воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач

1 час

Февраль

  1. Модульное оригами

Цель: Развитие у детей способностей к конструктивному и художественному творчеству, используя элементы техники "Модульное оригами" из треугольных модулей, развивать мелкую моторику рук посредством, развивать логическое мышление, память, воображение, повторить признаки зимы.

1 час

Февраль

  1. Модульное оригами «Самолет»

Цель: Подготовить прямоугольники для изготовления модулей к самолету.

1 час

Февраль

22. Модульное оригами «Самолет»

Цель: Изготовление модульных треугольников для сборки самолёта.

1 час

февраль

23. Модульное оригами «Самолет»

Цель: Сборка самолета из модульных треугольников.

1 час

Март

24. Модульное оригами «Букет нежность»

Цель: Подготовить квадраты из бумаги для складывания лепестков цветов.

1 час

Март

25. Модульное оригами «Букет нежность»

Цель: Научить детей складывать модульные лепестки для создания цветов.

1 час

Март

26. Модульное оригами «Букет нежность»

Цель: Учить детей соединять модули лепестков создавая собственную композицию.

1 час

Март

27. Модульное оригами «Букет нежность»

Цель: Изготовления стебля и листочков цветка. Закрепить части цветка между собой.

1 час

Апрель

28. Модульное оригами «Клубничка»

Цель: Подготовить прямоугольники для изготовления модулей. Закрепить название фруктов.

1 час

Апрель

 29. Модульное оригами «Клубничка»

Цель: Изготовление модульных треугольников для сборки клубнички.

1 час

Апрель

30. Модульное оригами «Клубничка»

Цель: Сборка клубнички из модульных треугольников.

1 час

Апрель

31. Модульное оригами «Тарелочка»

Цель: Подготовить прямоугольники для изготовления модулей к тарелочке. Закрепить название посуды.

1 час

Май

32. Модульное оригами «Тарелочка»

Цель: Изготовление модульных треугольников для сборки тарелочки.

1 час

Май

33. Модульное оригами «Тарелочка»

Цель: Сборка тарелочки из модульных треугольников.

1 час

Май

34. Выставка детских работ

Цель: Показать итог работы кружка за год

1 час

Май

35. Диагностика

Цель: Определение сформированность уровня знаний, умений и навыков детей за год.

1 час.

3. Содержание

1 модуль

2 модуль

«Оригами»

(с 1 по 19 занятие)

«Модульное оригами»

(с 20 по 33 занятие)

1. Знакомство с оригами

20. Модульное оригами

2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами

21.  Модульное оригами «Самолет»

3. Базовые формы оригами (воздушный змей, блинчик, треугольник, книжка, дверь)

22. Модульное оригами «Самолет»

4. Базовые формы оригами (двойной дом. Двойной треугольник)

  1. Модульное оригами «Самолет»

5. Сказка «Теремок». Базовая форма треугольник. «Лиса»

24. Модульное оригами «Букет нежность»

6.  «Заяц»

25. Модульное оригами «Букет нежность»

7. «Мышка»

26. Модульное оригами «Букет нежность»

8. «Медведь»

27. Модульное оригами «Букет нежность»

9. «Лягушка»

28. Модульное оригами «Клубничка»

10. «Волк»

 29. Модульное оригами «Клубничка»

11. «Ёжик»

30. Модульное оригами «Клубничка»

12. «Дом – теремок»

31. Модульное оригами «Тарелочка»

13. Сказка «Кот, лиса и петух». Базовая форма воздушный змей

32. Модульное оригами «Тарелочка»

14. «Лиса»

33. Модульное оригами «Тарелочка»

15. «Петух»

16. «Дом»

17. Панно «На море». Оригами «Кораблик»

18. «Двухтрубный корабль»

19. «Лебедь»

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.     

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами.

Необходимо запомнить:

—     складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

—     поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет…  Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Занятия включают изготовление фигурок разной степени сложности. В зависимости от ручной умелости детей группы задания можно упростить. Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной деятельности. Уже на одном из первых занятий мы предлагаем начать знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

4. Обеспечение

Материально-техническое обеспечение подготовительной группы Оборудование зоны групповой работы 

    Театральная зона  

1.Ширма большая для кукольного театра, одна маленькая ширма для настольного театра. 2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. 3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный, пальчиковый). 4.Атрибуты для теневого театра 5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи). 6.Корона, кокошник (1 шт.). 7.Магнитофон. 8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.  

1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений. 2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации. 3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

  Уголок сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф. 2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина. 3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний). 4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние). 5.Коляски для кукол (2 шт.) 6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. 7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.) 8.Предметы-заместители. 9. 10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Моряки», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

1.Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры. 2.Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила. 3.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре. 4.Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества.

  Уголок художественного творчества

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые глина, пластилин. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка. 3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для щетинные кисти. 4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п. 5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации. 2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии. 3.Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов. 4.Обучение различным техникам вырезания. 5.Освоение новых способов изображения.

  Уголок конструирования

1.Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Мелкий строительный конструктор. 4.Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк. 5.Конструкторы типа «Лего». 6.Металлический конструктор. 7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников). 8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. 9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран).

1.Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения. 2.Обучение элементарному планированию действий. 3.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ / Москва, 2016;

2. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Творческий Центр СФЕРА;        

3. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду 6-7 лет», Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011

4. Авторские презентации

5. Схемы с интернет ресурсов

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).

7. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

  1. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  2. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

Раздаточный материал:

1.Бумага А4 (Белая и цветная)

2.Ножницы

3. Клей

4.салфетки

5. Подставки для кисточек

6. Кисти для клея

7. Ёмкость для клея

8.Линейки

9.Простой карандаш

10.Бумага цветная (односторонняя)

11.Фломастеры

12.Клиенки

13. схемы для работы

5 Мониторинг образовательных результатов

 1.2.   Мониторинг обследования уровня развития детей.

1. Распознают и называют геометрические фигуры

2. Читают чертежи (пооперационные карты);

3. Работают по показу;

4. Работают по аналогии;

5. Выполняют без помощи взрослого;

6. Подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеют аккуратно использовать материалы.

7. Интерес к деятельности и творческие способности.

Мониторинг обследования мелкой моторики.

Автор Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»

Упражнения:

1 по подражанию:

1.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;

1.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;

1.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;

1.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.

2 по словесной инструкции:

2.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;

2.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;

2.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;

2.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы

Показатели успешности освоения кружка

Ф.И ребенка

Умение детей распознавать и называть геометрические фигуры.

Создает поделки из бумаги в технике оригами (способность анализировать, планировать, создавать конструкции по пооперационным картам, образцу, словесным инструкциям)

Подбирает цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

Проявляет интерес к деятельности и творческие способности в выполнении работы

У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости

Умеет   работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям

осень

весна

Осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

        

        Литература

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  10.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  11.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  12.  Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  13.  Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  14.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  15. Закон об образовании.
  16.  Устав МДОУ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"

модифицированная программа художественной направленности  предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ,  для развития творческих способностей детей...

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «ТВОРЧЕСТВО И ДИЗАЙН»

Цель: всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе художественного творчества и дизайна и овладения элементарными приёмами работы с различными материалами (бумагой, картоном, ...

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...

Открытое занятие по дополнительному образованию художественной направленности

учить создавать образ аквариумной рыбки, передавать в поделке ее форму, части тела...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Золотой ключик"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития л...