Програма ителектуального развития для детей 5-7 лет "Развивающие игры математической нправленности"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗАТИЯ ДЕТЕЙ 5-7ЛЕТ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ»Пояснительная записка Математическое развитие ребенка – одна из важных задач дошкольного образования. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, в приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности (Щербакова Е.И., 2000). Обучение дошкольников происходит через игру, поэтому проблема использования развивающих игр рассматривается нами в качестве значимого аспекта дошкольного образования.
Развивающие игры стали особо актуальны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обуче ния, развития и воспитания ребенка (конец 80-х — начало 90-х годов XX столетия). В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических ис следованиях В.В.Давыдова, Л. В.Занкова и др.
Развивающие математические игры, согласно общей класси фикации игр, предложенной П. И. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, искусственным, результа тивным, абстрактным (или символическим). Они характеризуются большой умственной активностью, являются своеобразным ин теллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве сред ства игрового обучения детей и взрослых. К основным пока зателям, по которым игру можно отнести к развивающей и до ступной ребенку-дошкольнику деятельности, исследователи обычно относят соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения.
Ис следователь детской игры С. А. Шмаков особо выделяет направлен ность таких игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования, что требует от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.
В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочета ния фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т.д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других.
С середины 80-х годов проблемой использования в ДОУ развивающих игр занимается Михайлова З.А. Сегодня в каждом дошкольном учреждении можно найти и логические блоки Дьенеша, и палочки Кюизенера, и развивающие игры петербургского автора В.В. Воскобовича, и игры на плоскостное моделирование, и другое.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы ма тематические построения, отноше ния, закономерности. Для нахожде ния ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения тре буется применение математических методов и умозаключений или ана логичных им.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышле ния при выполнении логических операций и действий: «Найди не достающую фигуру», «Чем отлича ются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре» и др. Игры — «Выращи вание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» «Палочки Кюзинера» «Блоки Дьенеша» «Уникуб» «Танграм» «Архимедрва игра» «Куб для всех»и т.п. — предполагают строгую логику действий.
Обучение математике детей до школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений При этом роль несложного занимательного мате матического материала определяет ся на основе учета возрастных возможностей детей и задач все стороннего развития и воспитания: активизировать умственную дея тельность, заинтересовывать мате матическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять по лученные знания и умения, упраж нять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.
Программа ориентирована на детей 5-7лет и рассчитана на 2года обучения , каждый год на 72 учебных часа. Освоение программы осуществляется в форме игр-занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
1. Направления программы
Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
Величина (Развитие представлений о величине).
Развитие представлений о форме.
Развитие пространственной ориентировки.
Развитие ориентировки во времени.
2. Общие задачи
- Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты
- Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств
- Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
- Поощрять уместное использование математических терминов и символики
- Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них
- Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
3. Задачи обучения по направлению программы I года обучения
3.1. Формирование представлений о числе и количестве
– Знакомить с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.
– Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 > 5, a 5 < 6) на наглядной основе.
– Получать равенство из неравенства и наоборот.
– Знакомить со знаками больше, меньше (>, <), равно (=), плюс (+).
– Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
– Знакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1).
– Использовать различные анализаторы при счете.
– Знакомство с цифрами от 1 до 5.
– Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 и составлять из двух меньших большее число.
– На занятиях и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка.
3.2. Формирование представлений о величине .
– Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.
– Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.
– Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
– Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.
– Дать представление о частях целого: половина.
3.3. Развитие представлений о форме – Знакомить с четырехугольниками: прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и называть их. Учить узнавать в окружающих предметов форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).
– Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
– Знакомить со структурными элементами геометрических фигур: вершины, углы, стороны.
– Учить классифицировать геометрические фигуры.
– Учить самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.
– Использовать в речи следующие слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.
– Называть все свойства, присущие и неприсущие объектам (не красная, не квадратная).
3.4. Развитие пространственной ориентировки – Закреплять и расширять пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
– Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
– Знакомить с тетрадью в клетку.
– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).
– Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ (стрелки).
– Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.
3.5. Развитие ориентировки во времени – Учить последовательно, называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
– Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
– Познакомить с моделью суток, моделью года.
4. Задачи обучения по разделам программы II года обучения
4.1. Формирование представлений о числе и количестве
– Учить счету в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
– Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
– Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
– Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число (используя числа от 6 до 10).
– Знакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
– Знакомство с цифрами……, от 6 до 10.
– Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10 копеек.
– Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
– Учить пользоваться знаками действий с цифрами: плюс ( + ), минус (-), равно ( = ).
– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.
– Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Способствовать пониманию отношений между последовательными числами в пределах десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).
4.2. Развитие представлений о величине
– Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки.
– Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.
– Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть и наоборот.
– Познакомить со способами сравнения объектов по величине (длина, объем) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно – познавательных ситуаций.
– Создать условия для классификации и сериацию предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
– Знакомить с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.
4.3. Развитие представлений о форме – Дать представление о многоугольниках. Расширять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник – квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомить с геометрическими фигурами: конус, пирамида, параллелепипед.
– Учить составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
– Знакомить с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
– Знакомить с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линий, фигур.
– Знакомить с горизонтальной, вертикальной (осевой симметрией).
– Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Учить пользоваться линейкой, трафаретом.
– Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.
4.4. Развитие пространственной ориентировки
– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.
– Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).
– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.
– Учить правильно употреблять в речи и понимать предлоги, обозначающие взаимное пространственное расположение предметов.
– Уточнять отношения: на – над – под, справа – слева, посередине – спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
– Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.
– Создать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы.
4.5. Развитие ориентировки во времени
– Расширять представления о последовательности дней недели.
– Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.
– Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.
7Ожидаемые результаты
После освоения данной программы ожидается, что ребёнок :
– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.
– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).
– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.
– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа.
– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).
– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.
– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.
– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.
– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.
– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).
– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.
– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).
– Воспроизводит предлагаемые графические образцы.
– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.
– Знает последовательность дней недели, месяцев года.
– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.
– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.
– Проявляет интерес к математическим играм.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ
-математические вечера досуга
-конкурс смекалистых и находчивых
-игры соревнования
-вечера досуги
-вечер развлечений
-составления математических красвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИ
РАЗДЕЛЫ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве). Величина (Развитие представлений о величине). Развитие представлений о форме. Развитие пространственной ориентировки Развитие ориентировки во времени. | 18ч 22ч 22ч 5ч 5ч | 3ч 2ч 2ч 1ч 1ч | 15ч 20ч 20ч 4ч 4ч |
Учебно-тематический план на 72 учебных часа 2 год обучения
РАЗДЕЛЫ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве). Величина (Развитие представлений о величине). Развитие представлений о форме. Развитие пространственной ориентировки Развитие ориентировки во времени. | 22ч 20ч 13ч 8ч 9ч | 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч | 20ч 18ч 12ч 6ч 7ч |
5. Учебный план
5.1. Базисный учебный план
содержание программы
I год обучения 72 занятия
№ п/п | Программное содержание | |
| I квартал
«Числовые домино», «Весёлый счет», «Наша игротека», «Копилка»,»Чудо крестики», 2Упражнять в счете предметов в пределах 9 «Раз два сосчитай» Игры Воскабовича «Цифра домино»
| |
| ||
|
| |
| III квартал «Числовые домино», «Весёлый счет», «Наша игротека», «Копилка»,»Чудо крестики», «Раз два сосчитай» Игры Воскабовича «Цифра домино» «Планета умножения»Палочки Кюзинера... «Наша игротека», «Копилка»,»Чудо крестики», «Раз два сосчитай» Палочки Кюзинера... | |
Итого: | ||
5.2. Базисный учебный план.
II год обучения 72 занятия.
№ п/п | Программное содержание | |
| I квартал Игры с палочками Кюзинера, «Числовые домино», Знакомство с цифрами от 6 до 9Раз два сосчитай» Игры Воскабовича «Цифра домино»...
«Весёлый счет», «Наша игротека», «Копилка» Учить определять называть предыдущее и последующее число для каждого числа в пределах 10 Палочки Кюзинера...
«Весёлый счет», «Наша игротека», | |
Итого: | ||
|
| |
|
Знакомство с приемами измерения жидких и сыпучих тел «магазин» «Какой день пропущен», «Какие дни перепутаны», «Что было вчара, что будет завтра..», «Подбери картинку к модели»(части суток),игры с календарём и циферблатами. «Год и месяцы»
| |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое Обеспечение занятий | Формы подведения итогов | |
1 2 3 4 | Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве). Величина (Развитие представлений о величине). Развитие представлений о форме. Развитие пространственной ориентировки | Игровые Занятия Игровые Занятия Игровые Занятия Игровые Занятия | Пособия для развития интеллекта и познавательных процессов: Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками символами свойств блоков и 3 обручами для игр, Палочки Кюизенера и др. Кростики. Игры с цветными счетными палочками» (сост. Э.Хвостова. ООО Корвет) и др. Наборы материалов для группировки, сортировки, обследования, сравнения: Наборы абстрактных материалов (геометрических тел и фигур (объемных и плоских) для обследования и сравнения Дидактические игры, для развития пространственной ориентировки: | Математический вечер досуга Игры Соревнования Конкурс Смекалистых И Находчивых Вечер Досуга |
5 | Развитие ориентировки во времени | Игровые Занятия | Дидактические игры, для развития временных представлений | Вечер Развлечений Совместно с родителями |
6. Необходимое оборудование и пособия.
- Специально оборудованное помещение (кабинет);
- Игрушки-персонажи: Бим, Бом, Емеля, Незнайка, Петушок, Мышка, Лягушка, Пятачок, Зайка, Волк.
Материал:для развивающей среды
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | ДОУ | Примерный поставщик | |
Оборудование | ||||
1. | Столы для зоны «Тихих» игр (возможно раскладывающиеся, откидные и т.п.). | 2-3 шт. | ||
2. | Стулья детские с учетом антропометрических показателей; | |||
3. | Стеллажи (полки для материалов, познавательных книг; шкаф с полками и т.п.) | 3-4 шт. | ||
4. | Пространстовообразующие материалы (стойки, ширмы и т.п.) | 2-3 шт. | ||
5. | Ковер для занятий | 1 шт. | ||
6. | Материалы для организации «рабочего индивидуального» пространства Варианты: коврики индивидуальные или подушки; мягкие модули; ковролиновые квадраты и т.п. | На подгруппу | ||
7. | Напольные (настенные) основы для игр (шахматное поле, ковролин, лабиринты и т.п.) | 2-3 разных | ||
8. | Мольберт (стеллаж, магнитная доска и т.п.) для размещения материалов для рассматривания | 1-2 шт. | ||
9. | Ящики (корзины, контейнеры) для хранения мелких однородных материалов | 3-4 шт. | ||
Учебно-методические материалы | ||||
10. | Познавательные книги, рабочие тетради: детские книги познавательного содержания (энциклопедии, справочники и т.п.) | 3-4 шт. | ||
11. | Рабочие тетради различного содержания (развитие речи, краеведческого, математического и др. содержания) | На каждого | ||
12. | Наглядные пособия печатные: Набор схем – логических задач, пособия и книги с логическими задачами: Варианты: Л. Кралина «Логика для дошкольников», В. Г, Гоголева «Логическая азбука для детей 4-6 лет» и т.п. | 1 шт., 1-2 шт. разных | ||
13. | Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 1-2 шт. | ||
14. | Альбомы для игр с «универсальными» пособиями: Логическими блоками и палочками Кюизенера: Варианты: «Поиск заповедного клада», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в старне блоков» (состав. Б.Б. Финкельштейн и др. ООО Корвет), «На золотом крыльце…», «Давайте вместе поиграем» (соста. Б.Б. Финекльштейн, Н.О. Лелявина.- СПб., ООО Корвет); «Кростики. Игры с цветными счетными палочками» (сост. Э.Хвостова. ООО Корвет) и др. | 2-4 шт. разных | Корвет и др. | |
15. | Наглядные пособия для развития памяти, внимания, воображения и др. процессов | По 2-3 набора разных (на разные возрастные группы) | ||
16. | Пособия для развития интеллекта и познавательных процессов: Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками символами свойств блоков и 3 обручами для игр, Палочки Кюизенера и др. | По 2 набора на группу | ||
17. | Наборы материалов для группировки, сортировки, обследования, сравнения: Наборы абстрактных материалов (геометрических тел и фигур (объемных и плоских) для обследования и сравнения | 8 шт. (на подгруппу) | ||
18. | Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов Ленточки разные по длине | 6-7 шт. | ||
19. | Наборы «жизненного» материала: пуговиц, шишек, желудей и т.п., различающихся свойствами | 1-2 набора с разными материалами | ||
20. | Вещества для взвешивания, пересыпания, переливания, группировки и т.п. (сыпучие: группа, мелкие камни и т.п., жидкие и т.п.) в коробках Бытовые весы Гири 1 кг, 2 кг | По 1 кг. разных на группу | ||
21. | Пособия и материалы для освоения количественных отношений и чисел: Счетные палочки (для пересчитывания и игр с «Лучинами») | На подгруппу | ||
22. | Пособия – игры, на освоение соотношения цифра- количество: Варианты: «Логика и цифры» (сост. З.А. Михайлова и др.), «Играем в математику» и др. | На подгруппу | Корвет | |
23. | Дроби (1,2,3 степени сложности) | На подгруппу | Оксва – Центр | |
24. | Наборное полотно | 1 шт. | ||
25. | Пособия на освоения состава числа, развития вычислительной деятельности: Варианты: «Божьи коровки», «Математические корзинки» Карандаши разные по размеру Цифры от 0 до 9
| 2-4 шт. разных | Корвет и др. | |
26. | Пособия для освоения пространственно-геометрических представлений: Варианты: Геоконт–стенд (геоконт-шаблон) 1 (настенный большой, несколько индивидуальных) или аналогичные пособия | 5-6 шт. | РИВ | |
27. | Пособие «Игровой квадрат» с различными схемами сложения | На подгруппу | РИВ | |
28. | Набор планов пространства (кукольной комнаты, группы, участка и т.п.), с разной степенью сложности и обобщенности | 1 набор (5-8 шт.) | ||
29. | Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов) | На каждого | ||
30. | Геометрический конструктор (большой), Геометрические конструкторы: малый и большой; мозаика. Варианты: «Маленький дизайнер» и т.п. | По 3-4 шт. разных | Оксва – Центр, Корвет и др. | |
31. | Макет проезжей части и набор материалов к нему: машин, светофоров) для моделирования пространственных отношений | |||
32. | Пособия для освоения причинно-следственных отношений: Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории) Варианты: Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше - сейчас (история транспорта, история жилища) | На подгруппу, разных | ||
33. | Пособия для развития ощущений и восприятия: молоточки, коробочки с разным весом, пособие «Чудесный мешочек», пособия М. Монтессори и т.п. | По 1-2 набору разных (на разные возрастные группы) | ||
Игровые материалы | ||||
34. | Дидактические игры, для развития пространственной ориентировки: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка дома», «Расставим мебель по плану» и т.п. (Л.А. Венгер); «Цифра- домино, «Прозрачная цифра» (В.В. Воскобовича), «Точечки» (Б.П. Никитина) и др. временных представлений: «Год и месяцы» Модель дней недели | 3-5 шт. разных | ||
35. | Развивающие игры: на плоскостное моделирование: варианты: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Тетрис», «Сфинкс» (и др. варианты), «Пентамино», «Гексамино», «Соты Кайе» и др. ( с образцами выполнения постройки: расчлененными и нерасчлененными) | На подгруппу | РИВ; Оксва -центр; | |
36. | Развивающие игры: на объемное моделирование: «Уникуб, «Кубики для всех», «Куб- хамелеон» и др. (Б.П. Никитина) со схемами сложения | 3-4 шт. на группу | ||
37. | Головоломки разнообразные (варианты: пазлы, шнурочные и проволочных головоломки; головоломки плоскостные (геометрические); головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" и т.п.); головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 4-5 шт. разных | РИВ | |
38. | Дидактические игр на развитие определенных умений (сравнения, обобщения, различения и познавательных действий): Варианты: лото «Форма-цвет», «Планета умножения» (В.В. Воскобович) и т.п. | По 1-2 шт. разных видов | Оксва-центр | |
39. | Игры на развитие логических операций (сравнения, классификации, сериации и т.п.): Варианты: «Логический поезд», «Общее свойство», «Ассоциации», «Логический домик» и др. | 5-6 шт. разных | ОАО Радуга; «Умка»; Степ-пазл и др. | |
40. | Шашки, шахматы, нарды, «Лиса и гуси» и т.п. | по 1 шт. разных | ||
41. | Игрушки (мягкие игрушки – персонажи для мотивации заданий; игрушки среднего размера для выкладывания в мозаиках, играх на плоскостное моделирование, обыгрывание и т.п.) подобранные с учетом интересов детей и возрастных возможностей | По 2-3 шт. разных |
Список ипользованой литературы
- . А.Н.Харченко. Математика для малышей. Краснодар: 1995 г.
- В.В.Волина Праздник числа. М: 1993 г.
- В.В.Волина Веселая арифметика Екатеринбург: 1999 г.
- . Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина И учеба, и игра: математика.Ярославль: 1997 г.
- Т.И.Тарабанина. Детям о времени. Ярославль: 1996 г.
- Л.И.Ермолаева Путешествие Бима и Бома в страну Математику. М: 1999 г.
- Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
- И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 летАкцидент: 1998 г.
- . А. Дорофеева Учимся считать. М: 1997 г.
- А. Дорофеева Логическое мышлениеМ: 1997 г.
- Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. Математическая тетрадь для дошкольников.. М: 1992 г.
- Л.И.Ермолаева. Игры, задания и упражнения математического содержания.. Иркутск: 2000 г.
- З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М: 1990
- Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. – 243с.
- Вахрушева Л.Н. Использование сказок в процессе обучения старших дошкольников математике // Герценовские чтения – 200-летию университета посвящается. – СПб., 1997. – с.61.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. – 184с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб.: Детство Пресс, 2004. – 244с.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение,1997. – 175с.
- Ершова Е.А. Развивающие занятия. – СПб.: Знание, 1993. – 44c.
- Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии. – Екатеринбург, 1994. – 96с.
- Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений.: Материалы конф. работников дошкольного образования. / Под ред. З.А. Михайловой. – Л.: ЛО ИУУ, 1990. – 123с.
- Кларина
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. М.: Творч. центр «Сфера», 2001. – 78с.
- Логика и математика для дошкольников / под ред. Е.А. Носовой. СПб., 1996. – 132с.
- Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Под ред. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 256с.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
- Михайлова З.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. - №8 – с. 12-15.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 126с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990. – 138с.
- Непомнящая Р. О подготовке детей к изучению математики в школе // Дошкольное воспитание. – 1981. - №10. – 70-71.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990. – 244с.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 94с.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996. – 144с.
- Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения.-СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- 2006
- Петерсон Л.Г. Раз-ступенька, два-ступенька.: Математика для дошкольников. – М.: Баллас, 1998. – 62с.
- Ращикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №3. – с. 27-31.
- Сай М.К. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. – Минск., 1979. – 95с.
- Светлова И.Е. Математика в картинках. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 64с.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992. – 128с.
- Серова З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 5-6. – с.31-40.
- Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 110с.
- Смоленцева А.А. Математика до школы. – Н.Новгород, 1996. – 127с.
- Смоленцева А.А. Применение математических знаний в играх // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7. – с.33-36.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993. – 95с.
- Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Мн., «Нар.асвета», 1977. – 96с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991. – 116с.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика. Ярославль: Акад. развития, 2000. – 237с.
- Тарунтаева Т. Дидактические игры с математическим содержанием // Дошкольное воспитание. – 1986. - №6. – с.32-35.
- Теория и методика математического развития дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Икар, 1996 (4-6 части).
- Увлекательная математика / Под ред. Г.А. Свердловой. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 88с.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.
- Харько Т.Г. Развивающие игры В.В. Воскобовича // Дошкольная педагогика. – 2002. - №3. – с.25-29.
- Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 76с.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993. – 86с.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000. – 272с.
- Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих математических играх //Игра и дошкольник развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство- Пресс, 2004.-69с.
Рецензия
на дополнительную образовательную программу «Развивающие игры математической направленности», рассчитанную на детей старшего дошкольного возраста Государственного Образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов «Начальная школа-детский сад» № 678 Красносельского района Санкт- Петерурга.
Автор программы: Клюева Мария Витальевна – воспитатель.
Общая характеристика программы:
Программа «Развивающие игры математической направленности» направлена на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2года.
Актуальность программы и её новизна определяется её направленностью на создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Реализация данной программы позволит улучшить развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, что требует от детей высокого уровня интеллектуальной активности.
Ведущей концептуальной идеей программы, является создание оптимальных условий для интеллектуального развития детей. Освоение детьми игр математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу особой значимости в познавательном развитии ребёнка, в приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности, что положительно повлияет на дальнейшее школьное обучение ребёнка.
Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации образуют развивающее пространство развития и социализации личности ребёнка.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и соответствует:
- стимулированию активного отношения к собственной деятельности в области математических представлений;
- развитию творческих способностей личности;
- развитию умственных способностей;
- развитию познавательных способностей, умению обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности , связи и отношения;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей;
- самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности ребёнка.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
- использование метода игрового обучения,
- использование наглядного материала,
- игровые методы,
- беседы с детьми,
- игровые упражнения,
- практические работы,
- игры- занятия.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения чёткий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в ГОУ «Начальная школа- детский сад»№ 678.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста.
Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет развивающие условия, необходимые для формирования и развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Заведующая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Тема: «Играем с Машей и Медведем»
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».Задачи:Образовательные:-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фи...
Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»
1. Цель занятия – формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2. Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «БЛОКИ ДЬЕНЕША – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Тема: «Играем с Машей и Медведем»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫТема: «Играем с Машей и Медв...