Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия (старшая группа)

Удякова Анна Сергеевна

Занятие по предметному окружению «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)

Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счетным устройствам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением счетных устройств, счеты, калькулятор, компьютер. Презентация «Музей истории вычислительной техники».

Ход занятия:

-Ребята, вы были когда-нибудь в музее? Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы.

-Ребята, вы умеете считать?

-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10?

-Давайте посчитаем до 20.

-Ну что получилось (НЕТ).

-Ребята, сейчас у нас много счетных устройств.

-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

 

-Тогда отправимся в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых считали люди в древности.

-А на чем можно отправиться в музей? Да, но на чем мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Машина отлично задачу решила

Мигала, гудела, старалась, спешила

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она (машина времени)

-Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!

 

 

-Вот мы и попали в музей. Вспомним правила поведения в музее (слайд 1-3)

-Давайте подойдем к первому экспонату.

-Что это такое (руки человека) (слайд 4)

-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

-Да, они были самыми древними устройствами для счета. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.

-Удобно считать? Почему?

-Да, пальцевой счет оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.

-Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешков, бусин (слайд 5)

Посмотрите на счеты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые (на веревках) (слайд 6)

-Но вскоре появился специальный прибор-абак. (слайд 7)

Это деревянная счетная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.

-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счетные устройства:

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук (счеты) (слайд 8)

-Рассмотрите их внимательно.

-Как устроены счеты?

-Счеты-это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.

-Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобретали разные вычислительные машины. (слайды 9-10)

Что то бабушкины счеты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый (калькулятор) (слайд 11)

Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях (слайд 12)

-А теперь подойдем к следующему экспонату.

-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же (компьютер) (слайд 13)

-Что можно делать с помощью компьютера?

-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера?

-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера (клавиатура).

-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране (мышка).

-И еще есть системный блок (голова) и монитор.

-А какие вы знаете современные компьютеры (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

ОН вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передает, хранит, удаляет,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

 

Итог занятия: (слайд 14)

-Как считали люди?

-Какие были изобретены предметы для счета?

-О каких предметах мы сегодня беседовали?

-Для чего нужен компьютер?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh.v_prosh.schet_.ustroystv.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Введение С древнейших времён людей интересовало количество предметов, которые их окружали. Это было необходимо в первую очередь для торговли и обмена товарами. Но как же посчитать эти предметы? Для этого были придуманы различные счётные устройства.

Слайд 3

Первые счёты Первыми счётами для человека являлись пальцы рук и ног

Слайд 4

Позже для подсчётов стали использовать камушки, ракушки, косточки.

Слайд 5

Узелковые счёты Древние индейцы «записывали» числа с помощью узелков на верёвках или шнурках.

Слайд 6

Абак В дальнейшем камушки, ракушки и косточки стали выкладывать на ровной доске, названной абаком. Это были первые счеты.

Слайд 7

Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России.

Слайд 8

Счётная машина На протяжении истории человек пытался облегчить себе труд при подсчёте предметов. Были изобретены первые механические счётные машины.

Слайд 9

«Феликс» В нашей стране длительное время выпускался арифмометр «Феликс», который позволял вести сложные подсчёты .

Слайд 10

Калькуляторы С развитием электроники стали появляться сначала ламповые, а затем и первые электронные калькуляторы.

Слайд 11

ЭВМ Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях.

Слайд 12

Компьютер С дальнейшим развитием электроники и техники ЭВМ стали меньше и «умнее», они гораздо быстрее обрабатывали информацию. Так появились компьютеры, которые позволяли производить тысячи вычислений в секунду .

Слайд 13

Заключение В настоящее время суперкомпьютеры производят миллионы вычислений в секунду, но по-прежнему при обучении детей счёту мы используем пальцы, счётные палочки и счёты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"

Знакомство детей с природой и климатом Арктики...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие по сказкам"

Этот материал помогает закрепить у детей знание сказок, благодаря предварительной работе занятие получается очень интересное. У детей развиваются интегративные качества: любознательность, активность, ...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в всесенний лес"

Тема: “Прогулка в весенний лес”Образовательные задачи: Учить детей узнавать времена года, называть их по порядку, узнавать деревья и называть их. Знать о многообразии обитателей природы, различат...

презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое лампочки"

Познакомить детей с историей появления лампочки; закрепить знания о необходимости этого предмета; вызвать положительный, эмоциональный настрой....

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в прошлое куклы"

Беседа на тему «Путешествие в прошлое куклы» Рассматривание материалов, из которых изготавливают куколИзготовление тряпичной куклы....

Презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое телефона" в старшей группе.

Презентация  к занятию по окружающему миру  «Путешествие в прошлое телефона»  По пособию О.В. Дыбиной. Ознакомление  с предметным и социальным окружением. Старшая ...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в прошлое Земли (эволюция)"

Цель: формирование интереса к истории возникновения Земли и ее обитателей.Задачи:Расширить знания детей о доисторических людях и животных.Познакомить с природой такого явления как вулкан.Упражнять в р...