Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия (старшая группа)

Удякова Анна Сергеевна

Занятие по предметному окружению «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)

Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счетным устройствам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением счетных устройств, счеты, калькулятор, компьютер. Презентация «Музей истории вычислительной техники».

Ход занятия:

-Ребята, вы были когда-нибудь в музее? Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы.

-Ребята, вы умеете считать?

-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10?

-Давайте посчитаем до 20.

-Ну что получилось (НЕТ).

-Ребята, сейчас у нас много счетных устройств.

-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

 

-Тогда отправимся в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых считали люди в древности.

-А на чем можно отправиться в музей? Да, но на чем мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Машина отлично задачу решила

Мигала, гудела, старалась, спешила

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она (машина времени)

-Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!

 

 

-Вот мы и попали в музей. Вспомним правила поведения в музее (слайд 1-3)

-Давайте подойдем к первому экспонату.

-Что это такое (руки человека) (слайд 4)

-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

-Да, они были самыми древними устройствами для счета. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.

-Удобно считать? Почему?

-Да, пальцевой счет оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.

-Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешков, бусин (слайд 5)

Посмотрите на счеты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые (на веревках) (слайд 6)

-Но вскоре появился специальный прибор-абак. (слайд 7)

Это деревянная счетная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.

-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счетные устройства:

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук (счеты) (слайд 8)

-Рассмотрите их внимательно.

-Как устроены счеты?

-Счеты-это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.

-Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобретали разные вычислительные машины. (слайды 9-10)

Что то бабушкины счеты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый (калькулятор) (слайд 11)

Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях (слайд 12)

-А теперь подойдем к следующему экспонату.

-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же (компьютер) (слайд 13)

-Что можно делать с помощью компьютера?

-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера?

-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера (клавиатура).

-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране (мышка).

-И еще есть системный блок (голова) и монитор.

-А какие вы знаете современные компьютеры (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

ОН вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передает, хранит, удаляет,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

 

Итог занятия: (слайд 14)

-Как считали люди?

-Какие были изобретены предметы для счета?

-О каких предметах мы сегодня беседовали?

-Для чего нужен компьютер?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh.v_prosh.schet_.ustroystv.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Введение С древнейших времён людей интересовало количество предметов, которые их окружали. Это было необходимо в первую очередь для торговли и обмена товарами. Но как же посчитать эти предметы? Для этого были придуманы различные счётные устройства.

Слайд 3

Первые счёты Первыми счётами для человека являлись пальцы рук и ног

Слайд 4

Позже для подсчётов стали использовать камушки, ракушки, косточки.

Слайд 5

Узелковые счёты Древние индейцы «записывали» числа с помощью узелков на верёвках или шнурках.

Слайд 6

Абак В дальнейшем камушки, ракушки и косточки стали выкладывать на ровной доске, названной абаком. Это были первые счеты.

Слайд 7

Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России.

Слайд 8

Счётная машина На протяжении истории человек пытался облегчить себе труд при подсчёте предметов. Были изобретены первые механические счётные машины.

Слайд 9

«Феликс» В нашей стране длительное время выпускался арифмометр «Феликс», который позволял вести сложные подсчёты .

Слайд 10

Калькуляторы С развитием электроники стали появляться сначала ламповые, а затем и первые электронные калькуляторы.

Слайд 11

ЭВМ Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях.

Слайд 12

Компьютер С дальнейшим развитием электроники и техники ЭВМ стали меньше и «умнее», они гораздо быстрее обрабатывали информацию. Так появились компьютеры, которые позволяли производить тысячи вычислений в секунду .

Слайд 13

Заключение В настоящее время суперкомпьютеры производят миллионы вычислений в секунду, но по-прежнему при обучении детей счёту мы используем пальцы, счётные палочки и счёты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"

Знакомство детей с природой и климатом Арктики...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие по сказкам"

Этот материал помогает закрепить у детей знание сказок, благодаря предварительной работе занятие получается очень интересное. У детей развиваются интегративные качества: любознательность, активность, ...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в всесенний лес"

Тема: “Прогулка в весенний лес”Образовательные задачи: Учить детей узнавать времена года, называть их по порядку, узнавать деревья и называть их. Знать о многообразии обитателей природы, различат...

презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое лампочки"

Познакомить детей с историей появления лампочки; закрепить знания о необходимости этого предмета; вызвать положительный, эмоциональный настрой....

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в прошлое куклы"

Беседа на тему «Путешествие в прошлое куклы» Рассматривание материалов, из которых изготавливают куколИзготовление тряпичной куклы....

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие во Францию"

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Путешествие во Францию" для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно иаполь...

Презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое телефона" в старшей группе.

Презентация  к занятию по окружающему миру  «Путешествие в прошлое телефона»  По пособию О.В. Дыбиной. Ознакомление  с предметным и социальным окружением. Старшая ...