Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по предметному окружению «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)
Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счетным устройствам.
Материалы и оборудование: картинки с изображением счетных устройств, счеты, калькулятор, компьютер. Презентация «Музей истории вычислительной техники».
Ход занятия:
-Ребята, вы были когда-нибудь в музее? Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы.
-Ребята, вы умеете считать?
-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10?
-Давайте посчитаем до 20.
-Ну что получилось (НЕТ).
-Ребята, сейчас у нас много счетных устройств.
-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?
-Тогда отправимся в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых считали люди в древности.
-А на чем можно отправиться в музей? Да, но на чем мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Машина отлично задачу решила
Мигала, гудела, старалась, спешила
Рисует, играет, учит меня.
Какое же имя имеет она (машина времени)
-Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!
-Вот мы и попали в музей. Вспомним правила поведения в музее (слайд 1-3)
-Давайте подойдем к первому экспонату.
-Что это такое (руки человека) (слайд 4)
-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?
-Да, они были самыми древними устройствами для счета. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.
-Удобно считать? Почему?
-Да, пальцевой счет оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.
-Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешков, бусин (слайд 5)
Посмотрите на счеты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые (на веревках) (слайд 6)
-Но вскоре появился специальный прибор-абак. (слайд 7)
Это деревянная счетная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.
-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счетные устройства:
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук (счеты) (слайд 8)
-Рассмотрите их внимательно.
-Как устроены счеты?
-Счеты-это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.
-Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобретали разные вычислительные машины. (слайды 9-10)
Что то бабушкины счеты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый (калькулятор) (слайд 11)
Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях (слайд 12)
-А теперь подойдем к следующему экспонату.
-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же (компьютер) (слайд 13)
-Что можно делать с помощью компьютера?
-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера?
-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера (клавиатура).
-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране (мышка).
-И еще есть системный блок (голова) и монитор.
-А какие вы знаете современные компьютеры (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
ОН вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передает, хранит, удаляет,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует, друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.
Итог занятия: (слайд 14)
-Как считали люди?
-Какие были изобретены предметы для счета?
-О каких предметах мы сегодня беседовали?
-Для чего нужен компьютер?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение С древнейших времён людей интересовало количество предметов, которые их окружали. Это было необходимо в первую очередь для торговли и обмена товарами. Но как же посчитать эти предметы? Для этого были придуманы различные счётные устройства.
Первые счёты Первыми счётами для человека являлись пальцы рук и ног
Позже для подсчётов стали использовать камушки, ракушки, косточки.
Узелковые счёты Древние индейцы «записывали» числа с помощью узелков на верёвках или шнурках.
Абак В дальнейшем камушки, ракушки и косточки стали выкладывать на ровной доске, названной абаком. Это были первые счеты.
Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России.
Счётная машина На протяжении истории человек пытался облегчить себе труд при подсчёте предметов. Были изобретены первые механические счётные машины.
«Феликс» В нашей стране длительное время выпускался арифмометр «Феликс», который позволял вести сложные подсчёты .
Калькуляторы С развитием электроники стали появляться сначала ламповые, а затем и первые электронные калькуляторы.
ЭВМ Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях.
Компьютер С дальнейшим развитием электроники и техники ЭВМ стали меньше и «умнее», они гораздо быстрее обрабатывали информацию. Так появились компьютеры, которые позволяли производить тысячи вычислений в секунду .
Заключение В настоящее время суперкомпьютеры производят миллионы вычислений в секунду, но по-прежнему при обучении детей счёту мы используем пальцы, счётные палочки и счёты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"
Знакомство детей с природой и климатом Арктики...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-67220-1491479755.jpg)
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие по сказкам"
Этот материал помогает закрепить у детей знание сказок, благодаря предварительной работе занятие получается очень интересное. У детей развиваются интегративные качества: любознательность, активность, ...
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в всесенний лес"
Тема: “Прогулка в весенний лес”Образовательные задачи: Учить детей узнавать времена года, называть их по порядку, узнавать деревья и называть их. Знать о многообразии обитателей природы, различат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-672949-1443635272.jpg)
презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое лампочки"
Познакомить детей с историей появления лампочки; закрепить знания о необходимости этого предмета; вызвать положительный, эмоциональный настрой....
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в прошлое куклы"
Беседа на тему «Путешествие в прошлое куклы» Рассматривание материалов, из которых изготавливают куколИзготовление тряпичной куклы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876508-1484241732.jpg)
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие во Францию"
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Путешествие во Францию" для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно иаполь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/22/picture-936684-1500755748.jpg)
Презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое телефона" в старшей группе.
Презентация к занятию по окружающему миру «Путешествие в прошлое телефона» По пособию О.В. Дыбиной. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая ...