воображение и методы его исследования
учебно-методический материал

Трошкова Юлия Сергеевна

для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_i_metody_ego_issledovaniya.pptx604.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воображение и методы его исследования Трошкова Юлия Сергеевна 09.06.2020 2020 2020 2010 2010

Слайд 2

2020 г. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Слайд 3

Виды воображения: 2020 г. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Слайд 4

Функции воображения: 2020 г. Образное представление действительности ; Регулирование эмоциональных состояний ; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека ; Формирование внутреннего плана действий.

Слайд 5

Способы создания образов воображения: 2020 г. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Слайд 6

2020 г. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Слайд 7

2020 г. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Слайд 8

2020 г. Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции); эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Слайд 9

2020 г. Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Слайд 10

2020 г. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Слайд 11

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 2020 г. Игровая методика для педагогов и родителей. «Где чье место ?»; Методика «Как спасти зайку»; Методика «Закончи рисунок»; Методика исследования индивидуальных особенностей воображения; Методика исследования творческого воображения; Методика «Перестановка спички »; Методика «Несуществующее животное»; Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение); Методика «Скульптура ».

Слайд 12

Методика «Где чье место» 2020 г. Методика «Где чье место» Предлагается рисунок, в котором около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки рис.1, и отдельно такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками рис. 2. Необходимо внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. (рис. 1) (рис. 2)

Слайд 13

Методика «Как спасти зайку» 2020 г. Методика «Как спасти зайку» Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для методики подбираются предметы: блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги, фигурка зайки. Все предметы раскладывают на столе перед ребенком и рассказывают про него историю. Ребенок выбирает с помощью какого предмета он бы спас зайку.

Слайд 14

Метод «Закончи рисунок» 2020 г. Метод «Закончи рисунок » Метод заключается в том, что детям предлагается дорисовать 10 различных линий до определенного образа, предмета, картинки

Слайд 15

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения 2020 г. Методика исследования индивидуальных особенностей воображения. Применяется для обследования лиц любого возраста. Цель : определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения Инструкция. Используя контур фигур нужно нарисовать рисунок. По сигналу «Стоп!» рисование прекращается.

Слайд 16

Методика исследования творческого воображения 2020 г. Методика исследования творческого воображения. Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель : оценка особенностей творческого воображения. Инструкция. Прочитать слова, написанные на бланке, и составить из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. ( Лошадь Дорога Шляпа)

Слайд 17

Метод «Перестановка спички» 2020 г. Метод «Перестановка спички» Цель : Оценка способности к поиску и использованию форма образующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое ). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана в) перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Цель : Оценка способности к поиску и использованию форма образующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое ). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана в) перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Слайд 18

Метод «Несуществующее животное» 2020 г. Метод «Несуществующее животное ». Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче . ( активное воображение) Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать. Цель : оценка общего подхода ребенка к творческой задаче .(активное воображение) Проведение : Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.

Слайд 19

Методика « Вербальная фантазия » 2020 г. Методика « Вербальная фантазия » ( речевое воображение ) В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам : Скорость процессов воображения. Необычность , оригинальность образов. Богатство фантазии. Глубина и проработанность ( детализированность ) образов. Впечатлительность , эмоциональность образов. По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Слайд 20

Методика «Скульптура» 2020 г. Методика «Скульптура» Ребенку предлагается набор пластилина и задание : за 5 мин смастерить какую - либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов. 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин ) он так и не смог ничего придумать и сделать руками. 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что - то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т. п. 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух - трех. 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что - то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии. 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная. 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проективных методов в исследовании личности детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и реализация современных личностно-ориентированных программ в дошкольном...

Наблюдение как метод педагогического исследования.

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на развитие ребенка, повышение условий образовательных услуг, потребует тщательного анализа, отслеживания качества образован...

Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ

Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...

Проблема развития творческого воображения старших дошкольников в исследованиях педагогов и психологов

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики, решение которой начинается уже в дошкольном возрасте....

«Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»

laquo;Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»...