РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samosoznaniya_u_detey.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
17 ноября с родителями был проведен онлайн - практикум по теме: «Развитие самосознания у детей раннего возраста».
Где родителям рассказали, что именно ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, он отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя, реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.
Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к нему обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего «я» и «ты».
Предлагаем игры с детьми.
Игра «Кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
«Играем в прятки»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: погремушка.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку спрятаться, а он будет его искать. Взрослый отворачивается, ждет, когда ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая его, приговаривая при этом:
«Я по комнате хожу,
Кати (любое имя ребенка) я не нахожу.
Ну куда же мне идти,
Где мне Катеньку найти?
Погремушечка, бренчи,
Нашу Катю позови!»
Ребенок выбегает, говорит «Вот я», взрослый дает ему погремушку, ребенок трясет ею.
Игра «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Оборудование: все сидят (ребенок, папа, бабушка, дедушка) на стульях. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит мама и присаживается за спинкой стула. — Я спряталась. А теперь ты спрячься, как Я».
Образ своего тела
Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.
Игра
Есть два глаза у тебя, и два уха тоже.
Две руки, две ноги – на мои похожи.
Голова одна видна, шея – одна тоже.
Нос один и рот один – на мои похожи.
Два мизинца на руках – на мои похожи.
Два мизинца на ногах - на мои похожи.
Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.
Игра «Топни ножкой»
Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни, Катя, ножкой,
Топ - топ -топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
Зрительный образ своего отражения в зеркале
Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.
Игра «Кто это?»
Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
После того, как ребенок осознает свое «я», появляется первичная самооценка – «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...
"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"
По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к ...
Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»...
Развитие предпосылок самосознания у детей раннего возраста
Буклет для родителей по развитию самосознания у детей раннего возраста...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возраста
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возрастапедагог-психолог Карелина Елена Валерьевнавоспитатель Вдовина Ксения Александровнавоспит...
Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»
Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»...
Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности
Презентация на тему: Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...