Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»
методическая разработка
Мастер-класс для родителей
«Развитие самосознания
у детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samosoznaniya_v_rannem_vozraste.docx | 29.26 КБ |
razvitie_samosoznaniya_v_rannem_vozraste_master_klass_dlya_roditeley.pptx | 980.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Развитие самосознания
у детей раннего возраста»
Подготовила
Гаревских В.С.
педагог-психолог
Педагог-мастер: Гаревских Валентина Савельевна.
Участники мастер – класса: родители групп раннего возраста.
Дата проведения:20.02.2018 г.
Время проведения: 17.00.
Место проведения: музыкальный зал МАДОУ.
Продолжительность мастер-класса: 20 минут.
Цель: определить роль родителей в развитии самосознания детей раннего возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать проблему развития самосознания у ребенка раннего возраста.
2. Раскрыть содержание структурных компонентов самосознания детей раннего возраста.
3. Погрузить родителей в проведение игровой деятельности, способствующей развитию личности ребенка.
Планируемые результаты:
Использование родителями игровых приемов в процессе формирования самосознания ребенка.
Оборудование: проектор, компьютер, колокольчик, платок, куклы мальчика и девочки, иллюстрации детей, цветы.
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть мастер- класса
Ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.
Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.
Чаще всего в жизни становление знаний о себе происходит, как правило, стихийно, без специальных условий со стороны взрослых. Основным недостатком таких знаний является то, что они неполные и отрывочные, иногда и неверные. Поэтому, начиная уже с раннего возраста, взрослые должны помочь ребенку сформировать основные знания о самом себе.
Для того чтобы целенаправленно формировать самосознание у детей, нам надо определить его основные компоненты, т.е. что должен знать ребенок о самом себе.
В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты:
- имя человека,
- образ своего тела,
- зрительный образ своего отражения в зеркале,
- половая роль,
- притязание на признание.
2. Практическая часть
Имя человека
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, оно отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя, реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.
Любое обращение к ребенку (или поощрение, или порицание) должно начинаться с имени ребенка. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Небрежное отношение к имени ребенка (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому. Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего "я" и "ты".
Игра «Кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
«Играем в прятки»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: погремушка.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку спрятаться, а он будет его искать. Взрослый отворачивается, ждет, когда ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая его, приговаривая при этом:
«Я по комнате хожу,
Кати (любое имя ребенка) я не нахожу.
Ну куда же мне идти,
Где мне Катеньку найти?
Погремушечка, бренчи,
Нашу Катю позови!»
Ребенок выбегает, говорит «Вот я», взрослый дает ему погремушку, ребенок трясет ею.
Игра «В нашей группе»
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.
Содержание: Дети сидят на ковре (стульчиках). Ведущий проговаривает рифмовку:
В нашей группе, в нашей группе / все ритмично хлопают в ладоши
Много маленьких ребят.
Все на стульчиках сидят
А у нас есть ……. /психолог показывает на ребенка
Все хором называют его имя.
Так продолжается, пока не назовут всех детей.
Игра «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.
Образ своего тела
Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.
Игра
Есть два глаза у тебя, и два уха тоже.
Две руки, две ноги – на мои похожи.
Голова одна видна, шея – одна тоже.
Нос один и рот один – на мои похожи.
Два мизинца на руках – на мои похожи.
Два мизинца на ногах - на мои похожи.
Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.
Игра "Топни ножкой"
Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни, Катя, ножкой,
Топ - топ -топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
Зрительный образ своего отражения в зеркале
Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.
Игра «Кто это?»
Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
Половая роль
Становление половой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с знанием о своем поле, он соотносит себя с родителей своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Отождествление себя с другими представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивыми у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. В 3 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
Если же до 5-6 лет воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимыми и приведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее чувствительным в формировании половой принадлежности.
При уяснении ребенком принадлежности к конкретному полу в первые 2-3 года жизни крайне важно наличие отца. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Дидактическая игра «Кто что носит?»
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.
Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.
Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно. Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.
Дидактическая игра «Наши прически»
Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.
Материал: Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.
Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать
салон красоты.
Притязание на признание
После того, как ребенок осознает свое "я", появляется первичная самооценка - "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).
После возникновения эмоционального отношения к самому себе как хорошему, у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, быть признанным. Пока ребенок мал, он открыто призывает взрослых «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При этом он ожидает восхищения. Взрослый не должен обмануть ожидания малыша «Ты молодец! ты хорошо делаешь!» Соответственно взрослый предъявляет к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным, ребенок стремится выполнить эти требования. Ему важно, чтобы его любили, были к нему добры, не пренебрегали им. Похвала взрослых вызывает у детей чувство гордости, дети пытаются заслужить положительную оценку. Несколько позднее, если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослого, то ребенок начинает испытывать чувство стыда при неодобряемых взрослым поступках. Если у родителей и ребенка положительные взаимоотношения, то ребенок легко вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Если взрослый отчужденно относится к ребенку, то он замыкается в себе, становится неуверенным, или агрессивным.
Таким образом, к концу раннего возраста у ребенка должно быть сформировано достаточное представление о себе. Позиция «Я сам» - есть главное личностное достижение данного возраста.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию;
– общая дискуссия;
– заключительное слово педагога-мастера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности».
Структура самосознания
ИМЯ ЧЕЛОВЕКА
Образ своего тела
Зрительный образ своего отражения в зеркале
Принадлежность к полу
Притязание на признание
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....
мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"
В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...
Клуб: «Мама – целитель» Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, &ldqu...
Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»
Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...
Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»
Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннеговозраста посредством сказкотерапии»...