Лексико-грамматические игры на тему "Обитатели рек, морей, океанов"
консультация (подготовительная группа)
Игры и упражнения на тему "Обитатели рек, морей, океанов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_temu_ryby.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Обитатели рек, морей и океанов»
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
- обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
- прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Задание 1. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
- Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
- У родителей и детей вся одежда из монеток.
- Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 2. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Пальчиковая гимнастика
Инструкция взрослого | Выполняемые движения |
Рыбке весело играть. Рыбка плавает в водице. | Плавные движения кистями) |
Рыбка, рыбка, озорница, | (погрозить пальчиком |
Мы хотим тебя поймать | хлопок «круглыми» ладошками |
Рыбка спинку изогнула, | Выгнуть кисти, пальчики вниз |
Крошку хлебную взяла, | имитировать движение пальчиками |
Рыбка хвостиком махнула | Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево |
Рыбка быстро уплыла | спрятать ручки |
3. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Щука (какая?) – хищная, зубастая, сильная.
Сом (какой?) – крупный, длинный, усатый.
Ерш (какой?) – быстрый, колючий, светлый.
Мальки (какие?) – маленькие, шустрые, быстрые.
Суп из рыбы (какой?) - рыбный
Котлета из рыбы - рыбная
Пирожки из рыбы - рыбные
Пирог из рыбы - рыбный
4. Запомни и повтори (формирование обобщающих понятий).
Ерш, сом, пескарь - речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь - морские рыбы.
Карп, карась, плотва - озерные рыбы.
5. «Чей?», «Чья?», «Чье?» (образование притяжательных прилагательных)
Чья голова? - рыбья голова.
Чьи жабры? - рыбьи жабры.
Чье туловище? - рыбье туловище.
Чья чешуя? - рыбья чешуя.
Чей хвост? - рыбий хвост.
Чье брюшко? - рыбье брюшко.
Чьи плавники? - рыбьи плавники.
Чьи икринки? - рыбьи икринки.
Чьи кости? - рыбьи кости.
6. Игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительными).
Педагог называет детям число (от 1 до 5) и показывает картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д.
7. Слова – родственники.
Как можно назвать маленькую рыбу? - Рыбка, рыбешка.
Как называют человека, который ловит рыбу? - Рыболов, рыбак
Что делает рыбак? - Рыбачит
Куда ходит рыбак? - На рыбалку
Какой суп варят из рыбы? - Рыбный
Как можно назвать большую рыбу? - Рыбина, рыбища
Из ведра торчат хвосты (чьи?) – Рыбьи
8. Игровое упражнение «Скажи ласково».
Рыба – рыбка, щука – щучка, карась – карасик, ерш – ершик, лещ – лещик, пескарь – пескарик, сом – сомик, окунь – окунек, хвост – хвостик, плавник – плавничок, червяк – червячок, жирный – жирненький, гладкий – гладенький, толстый – толстенький, усатый – усатенький, полосатый – полосатен
9. Игра «Скажи наоборот»
Рыбка медлительная – быстрая, стремительная
Тихая, спокойная – игривая, резвая
Блеклая, невзрачная - яркая
Одноцветная - разноцветная
Задиристая, боевая – осторожная
10.Упражнение «Рыбалка»
- Мы поймали не одну рыбешку, а много …рыбешек.
- Не одного сома, а много … сомов.
- Не одну щуку, а много …щук.
- Не одного карася, а много …карасей.
11. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?»
Сом зимой спит, а сомы - спят
Щука охотится, а щуки - охотятся
Карась плывет, а караси - плывут
Ерш ловит мальков, а ерши - ловят
Малек играет, а мальки - играют
Малек резвится, а мальки – резвятся
Задание 12. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... отплыла, подплыла.
Рыбка от берега... переплыла, отплыла.
Рыбка всю реку... вплыла, переплыла.
Задание 13. Выучить скороговорку и стихотворение.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.
Задание 14. Нарисовать аквариум с рыбками.
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая.
Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни.
Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска...
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
КОЛЮШКА
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться.
Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.
Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Г. Снегирёв
Вопросы:
Где живёт колюшка?
Как выглядит колюшка?
Куда колюшка откладывает икринки?
Из чего колюшка строит своё гнездо?
Как колюшка защищается от больших рыб?
Как ведёт себя отец-колюшка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».
Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»
Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...
"Игра - викторина "Как по морю - океану"
Конспект познавательно - развлекательной викторины...
Игра-викторина "Как по морю-океану..."
23 июля Всемирнвй день китов и дельфинов.Расширять представления детей о жизни морских животных....
«Игра-викторина „Как по морю-океану“ для воспитанников разновозрастной группы, посвященная «Всемирному Дню китов и дельфинов»
Цель: развитие позвана тельной активности среди воспитанников младшей и средней возрастных групп.Задачи: 1. Активизация познавательного интереса.2. Формирование активной жизненной позиции и желан...
Игра-викторина «Как по морю-океану» для воспитанников старшей группы
Цель: Дать представление о китах и дельфинах (какие они, где обитают).Задачи: Воспитывать бережное, доброжелательное отношения к живой природе...