Консультация для родителей "Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение"
консультация (подготовительная группа)

· Экскурсии с ребенком в школу.

· Встреча и знакомство с учителями.

· Рассказы о своих любимых учителях.

· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

· Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

· Семейное чтение художественной литературы.

· Организация книжного уголка для ребенка.

· Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

· Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

· Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

По мнению известного советского психолога Венгера Леонида Анатольевича «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Под педагогической готовностью к школьному обучению, как раз понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая, о которой мы сейчас с вами и поговорим.

Принято выделять следующие основные составляющие « психологической готовности ребенка к школе»?

1.Коммуникативная готовность

2.Интеллектуальная готовность.

3.Мотивационная готовность

4.Эмоционально – волевая готовность.

Рассмотрим подробней каждый из них.

Мотивационная готовность:

 Это наличие у детей желания учиться.  Но желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу, потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и, наконец, потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки.

Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку, и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит его будущее.

Так же встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления.  Нам взрослым необходимо помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того, как он в нее пойдет, и формируем его мы – родители, педагоги, и его ближайшее окружение.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности:

1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии

2. Играйте с ребенком в школу, читайте стихи, рассказы о школе.

А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе

  1. Упражнение «Громко – тихо».

Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…», и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептать: «Тихо!».

2) Упражнение «Собираем портфель».

Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

Эмоционально – волевая готовность

Предполагает:

  1. наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;

2.намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценивать результат своей деятельности;

    3. а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную для него работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Рекомендации родителям по формированию волевой готовности:

1.Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца

2.Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность)

3.Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежды)

4.Играйте с ребенком в игры по правилам, игры, в которых есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами.

5.Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.

6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

После игры, если Ваш ребенок оказался в игре последним, обратите внимание ребенка на то, как относятся к проигрышу остальные игроки. Помогите ему справиться с разочарованием. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

Коммуникативная готовность

это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

  • играть и общаться с другими ребятами;
  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
  • общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
  • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности

1. Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).

2.  У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.

3.Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).

4.Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

И еще совет:

2.Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь …». В этих случаях ребенок утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

3.Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его проступок. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.

4.Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование.

Интеллектуальная готовность:

  • наличие у ребенка специальных умений и навыков, таких как (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, то есть развитие познавательных психических процессов - восприятия, памяти, внимания и мышления.

К 6 - 7 годам ребенок должен знать:

  1. свой адрес и название города, в котором он живет;
  2. название страны и ее столицы;
  3. имена и отчества своих родителей
  4. времена года, их последовательность и основные признаки;
  5. названия месяцев, дней недели.
  6. основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных.

На слайде вы видите элементарные базовые представления, которыми должен владеть ребенок 6-7 лет. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности:

1. развивайте речь ребенка: обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них; следите за тем, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная

2. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (запоминаемый материал разделить на части, проговаривать вслух, повторять на следующий день, повторять перед сном)

3. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо разговаривать с ребенком - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира. 

Мы обозначили основные проблемные аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание:

1) Память - способность производить, запоминать, что очень важно для обучения в    школе. Для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Называем слова еще несколько раз, и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. Так как к 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Ребенку нужно помочь освоить такие приемы запоминания, как повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

2) Слуховое внимание - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее вам или любимой игрушке. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Вызывает тревогу     ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться  на необходимой, но  не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»

- игра «Найди отличия»

- игра «Опиши соседа»

- игра «Сделай как я» и т. п.

     3) Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве.

Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

4) Мышление — умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»

- игра «Поиск аналогов»

- игра «Назови одним словом»

- игра «3-ый лишний» и т. п.

Лето пролетит очень быстро. Первого сентября дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь! Первый день в школе – это цветы, улыбки, поздравления и радостные волнения «Мы уже школьники!». Но это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радость познания нового и горечью обид. И наша задача – поддержать наших детей во всех их начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Как сформировать положительное отношение к школе?"

В даннной статье ведется реь о том,как нужно правильно мотивировать дошкольника к новому этапу в жизни-к школе!Родителям даны рекомендации о правильном подходе к ребенку,в этот не легкий для него пери...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ В ИГРАХ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

 Подготовить ребенка к школе – это значит воспитывать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость о...

Формирование у ребенка положительного отношения к полезной пище.

Статья «Формирование у ребенка положительного отношения к полезной пище»....

Формирование положительного отношения к школе

В этом материале предстален конспект по формированию положительного отношения к школе на тему: "Смешные страхи"...