Звуки Р и Л.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Мы продолжаем знакомство детей старшей группы со звуками [Р] и [Л]. Дети уже знакомы с изображением букв Р и Л, легко отличают и находят их среди других букв алфавита. Теперь мы научимся дифференцировать звуки [Р] и [Л] в словах.
Помните! Чтобы материал усвоился хорошо и в полном объеме, занятие не должно длиться более 25 минут.
Занятие по дифференциации звуков важно начинать с чистоговорки. Произнесите чистоговорку четко, громко, не торопясь.
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
Спросите ребенка, что особенного он заметил, прослушав чистоговорку (повторяется много раз звук Л и Р).
Совет! Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парус» и «Чашечка».
Описание упражнения «Чашечка»
Нужно широко улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Обратите внимание, что при выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов. В таком положении язык оставить на 6 секунд. Затем снова повторить упражнение 2-3 раза. Пример показан на фото справа.
Описание упражнения «Парус»
Нужно широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 10. Опустить язык и повторить упражнение следует еще 2-3 раза. Пример показан на фото справа.
После артикуляционной гимнастики можно приступать к произношению звуков. Работа будет включать несколько этапов.
- Попросите ребенка произнести звук Л и спросите, что делают губы и язык, когда произносится звук Л (при произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
- Спросите ребенка, какой звук Л– согласный или гласный. Для этого ребенку нужно предложить пропеть этот звук. Л-л-л…У ребенка не получится пропеть звук Л, так как мешает язычок.
Если звук Л не поется, не тянется и встречает преграду в виде язычка, значит – этот звук согласный.
Подобную работу нужно провести и со звуком Р.
- Попросите ребенка произнести звук Р и спросите, что происходит с языком и губами (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
- Далее спросите ребенка, какой звук Р – гласный или согласный. Предложите ребенку пропеть звук Р. Р-р-р. У ребенка не получится пропеть звук Р, мешает язычок. Звук Р, как и звук Л – согласный.
Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Для этого вместе с детьми нужно проговорить чистоговорки по следующей схеме:
- сначала постарайтесь сами четко и ритмично проговорить одну из чистоговорок;
- затем вместе с ребенком проговорите выбранную чистоговорку;
- только после этого можно попросить ребенка самому проговорить чистоговороку.
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору.
Дидактические игры на закрепление дифференциации звуков Р и Л
«Слушай – не ошибись».
Взрослый произносит слова со звуками [л] и [р]. Например: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга.
Если в слове слышится звук [л], ребенок должен хлопнуть в ладоши, а если слышится звук [р], нужно пустить рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Игра начинается со слов: «Будь внимателен. Итак, начинаем».
Игра «Составь слово»
Игра простая. Взрослый начинает слово, а ребенок должен заканчивать задуманное слово слогом ЛА или РА.
Слова для примера: зо…ла, го…ра, но…ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю…ла, у…ра, аку…ла, кону…ра, жа..ра.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает маленькие стихотворения, но последнее слово не договаривает. Ребенку нужно назвать слово и сказать, какой звук в этом слове слышится Л или Р. Игра начинается со слов: «Слушай внимательно».
Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький (цыпленок)
В середине человечка
День и ночь стучит … (сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Зреет на кустах малина, Соберёт её … (Марина).
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (расчёска)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит (слон)
Теперь можно поработать и в карточках.
Можно предложить карточки, где нужно соединить картинку с подходящей схемой. Например, в слове «белка» звук Л слышится в середине слова, значит, подходит вторая схема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...