Практические методы и приёмы применяемые в ДОУ
консультация

Мазулёва Наталья Анатольевна

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические методы и приемы в дошкольной педагогике

Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п.

 Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения.

 Упражнения бывают нескольких видов:

Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  

Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством педагога. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 

Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

Элементарные эксперименты и опыты направлены на приобретение ребенком дошкольного возраста новых знаний об определенном предмете, явлении или действии. Во время проведения эксперимента ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей и т.д.

В том случае, если предмет имеет какие-либо скрытые свойства, то их выявление осуществляется посредством организации элементарных опытов. Экспериментирование, как деятельность ребенка дошкольного возраста, формируется и развивается в русле его собственной активности на протяжении всего дошкольного детства. Опыты и экспериментирование направлены на развитие таких качеств и умений как наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано высказывать свое мнение, формулировать выводы.

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

определить, какой предмет тонет, какой нет;

превратить снег в воду;

провести опыты с глиной;

установить свойства воска (таять, застывать) и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, предусматривает создание модели, которая включает в себе обобщенные образы основных свойств моделируемого объекта.

Основа метода моделирования – это замещение реального предмета на его модель (изображение, макет, условный знак , символом и т.п.).

Первоначально способность к моделированию (замещению) формируется у детей в процессе игры, когда они заменяют реальные предметы игрушками или вовсе делают условное обозначение (например, палочка – это ложка, листок дерева – это деньги, камешки – это конфетки для куклы и т.п.).

Кроме того, опыт моделирования (замещения) накапливается в процессе освоения ребенком речи, в изобразительной деятельности.

Например, при освоении речи, педагогом для звукового анализа используются цвета: гласные буквы – красный цвет, согласные – синий цвет, что способствует не только усвоению звуковой основы слова, но и накоплению опыта моделирования.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

инсценизация;

загадывание загадок;

введение соревновательных элементов;

организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Практическим методам отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал.

Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине

В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...

" Практическое занятие для родителей. Методы и приёмы нетрадиционного рисования".

Данная статья предназначена для родителей, педагогов и воспитателей.В ней описываются разные способы нетрадиционного рисования....

Презентация "Практические методы и приёмы развития воображения".

Данная презентация содержит теоретический и практический материал по развитию воображения детей....

Методы и приёмы работы с детьми, применяемые мной

1. Наглядные методы.метод наблюдение: распознающего характера, репродуктивного характера, за изменением и преобразованием предметов и явлений.Метод демонстрации включает в себя следующие при...

Конспект родительского собрания «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей».

показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье...

Современные методы и приёмы, применяемые на занятиях по физической культуре

Презентация , современные методы и приемы , применяемые на занятиях в ДОУ по физической культуре...