Презентация "Практические методы и приёмы развития воображения".
консультация (старшая группа)
Данная презентация содержит теоретический и практический материал по развитию воображения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Практические методы и приёмы развития воображения". | 151.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воображе́ние — это высшая психическая функция, способность сознания создавать образы , представления , идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование , планирование , творчество , игра , человеческая память . В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением Что такое воображение?
Воображение является основой наглядно-образного мышления , позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
«Воображение — психические процессы , заключающиеся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Разновидность творческого воображения — фантазия .
Классификация процессов воображения 1.По результатам: Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) Продуктивное (творческое) воображение: с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности: активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение; пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов: конкретное; абстрактное. По степени волевых усилий: преднамеренное непреднамеренное.
По приёмам воображения: агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей; схематизация — выделение различий и выявление черт сходства; типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
Развитие воображения у детей Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способству ют ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов; стимулирование независимости, самостоятельных разработок; билингвистический опыт; позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют конформность ; неодобрение воображения; жесткие полоролевые стереотипы ; разделение игры и обучения; не готовность к изменению точки зрения; преклонение перед авторитетами .
Функции воображения представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Воображение неразрывно связано с мышлением.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти . Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие , влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова , главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».
Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.
Воображение — один из основных аспектов успешной игры актера, художника, писателя, поэта, режиссера и других творческих личностей. Без воображения сложно представить себе любое воплощение творческого замысла. Методы развития творческого воображения могут быть самыми разнообразными.
Приемы воображения Базовые приемы фантазирования Это наиболее общие и универсальные приемы, которые применяются при решении очень многих творческих задач. 1. Прием уменьшения. 2. Прием увеличения. 3. Прием объединения. 4. Прием дробления. 5. Прием наоборот.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ Для развития зрительного воображения. Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Игровые упражнения. «Геометрические рыбки». Внимательно посмотри на геометрические фигуры и дорисуй рыбок.
«Точки». Покажите ребенку на примере, как можно соединять точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.
Игра «Пантомима». Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник) или какое-нибудь действие (умывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в « угадайку »: ребенок угадывает, что Вы изобразили, а затем наоборот – Вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка. Не забывайте о смешных вариантах.
«Комбинирование» Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать совсем. Размеры фигур можно менять. Главное условие – нельзя добавлять произвольные фигуры.
Субтест 1. Эскизы. Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения. Субтест 2. Спрятанная форма. Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.
Для развития вербального (словесного) воображения. Предложите ребенку игру: «Попробуй представить, что будет, если … открыли школу для кошек, люди научились летать, собаки стали разговаривать на человеческом языке». Можно также использовать игру «Зверь, птица, небылица». Она проводиться в кругу. Ведущий указывая рукой на кого-нибудь из детей произносит: «Зверь». Ребенок должен назвать любое животное. Далее игра идет по кругу. Ведущий произносит: «Птица». Следующий ребенок называет любую птицу. Ведущий произносит: «Небылица». Тот ребенок, на кого указал ведущий, должен выдумать короткую небылицу.
«Волшебный лес». Представь себе, что ты оказался в лесу, а вокруг туман и почти ничего не видно, одни неясные очертания каких-то предметов. Посмотри на эти «предметы» и дорисуй то, что бы ты мог встретить в лесу.
Анализ анекдотов, пословиц и поговорок: цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве. метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином приеме. Анализируя их, учишься обнаруживать приемы. В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Полезное задание на фантазирование – придумать анекдот самому.
Анализ сказок: отделение фантастичного от реального: цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве. метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются 2 истории.
Придумать фантастическое растение, животное, явление: цель: научиться применять приемы фантазирования. метод: дать подобное задание. Позже, в процессе освоения курса проанализировать его выполнение. После изучения приемов и методов фантазирования – дать подобное задание еще раз.
Игра «что изменилось»: цель: развитие воображения, преодаление косности мышления. метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.
Литература Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М , 1998 . — 576 с. Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь , 2007 . — 288 с. (Серия: «Современный учебник»). Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001 Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , 1998 . Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , 1991 . Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , 1968 . Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование . 1968 . № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы развития речи дошкольников
Методы и приёмы характеризуются с разных точек зрения: в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы. Материал разработан на осно...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы умственно – отсталых дошкольников
Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованн...
Использование методов ТРИЗ для развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста
для воспитателей ДОУ...
«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»
ü Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü Развитие детского творчества;ü Приобщение к изобр...
Методы и приёмы развития восприятия.
В статье даётся описание методов и приёмов развития восприятия (слушание музыки), а также формы работы с детьми по слушанию музыкальных произведений....
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....