«Организация работы с детьми дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной среды»
статья (старшая, подготовительная группа)

Губина Анна Геннадьевна

Основные функции предметно - пространственной среды:

—развивающая функция. Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры, стимулирующими разные виды активности воспитанников: социальную, коммуникативную, познавательную, двигательную, речевую, игровую, трудовую, художественно-эстетическую.

-обучающая функция. Обеспечивается включением в ее содержание элементов (пособий, игрушек, иллюстраций, предметов быта и т.д.), действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;

- социализирующая функция. Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности (ее инициатор, организатор, конструктор среды, творец), а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды (специальных познавательных выставок, произведений художественного искусства и т.д.). Среда предусматривает активизацию воспитанников к взаимодействию друг с другом в разных видах самодеятельности, содержательному общению, сотрудничеству;

- здоровьесберегающая функция. Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы с детьми дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной среды»

Воспитатель Губина А.Г.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

Предметная пространственная среда в основной образовательной программе нашего детского сада, основанной на программе «От рождения до школы» имеет цель: содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.

Основные функции предметно - пространственной среды:

—развивающая функция. Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры, стимулирующими разные виды активности воспитанников: социальную, коммуникативную, познавательную, двигательную, речевую, игровую, трудовую, художественно-эстетическую.

-обучающая функция. Обеспечивается включением в ее содержание элементов (пособий, игрушек, иллюстраций, предметов быта и т.д.), действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;

- социализирующая функция. Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности (ее инициатор, организатор, конструктор среды, творец), а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды (специальных познавательных выставок, произведений художественного искусства и т.д.). Среда предусматривает активизацию воспитанников к взаимодействию друг с другом в разных видах самодеятельности, содержательному общению, сотрудничеству;

- здоровьесберегающая функция. Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать:

  •  психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда;
  • гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.

Организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем. В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.

Подбор предметов должен нести детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность.

В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).

Организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим.

Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или желанию детей. Существенное ограничение количества предметов среды связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников, творческого преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Например, спальную комнату мы стараемся обустраивать так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

Организация пространства должна систематически меняться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.

Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т.д. Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т.д.

Успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек.

Для сюжетно-ролевой игры нужны наборы кукол, изображающих детей разного пола и возраста; куклы должны быть разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми, удивленными и т.д. Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом, мебель (кроватки, шкафчики, стульчики), кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в группе.

Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы игрушек, наборы различных строительных материалов. Они должны быть деревянными, так как дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Для построек на полу интересен строительный материал большего размера. Так же для строительства необходимы игрушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, чтобы все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок мог использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

У разных педагогов разный подход к тому, как игрушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Огромное значение придается обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у ребенка игровых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и использованию ее в пространстве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только играть, но и сохранять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр постройки», а потом «театр уборки». Он убирают детали вместе с ребенком, обсуждая форму деталей и место хранения в коробке.

 Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в свободном пользовании игровое оборудование имеется во всех группах нашего учреждения. Оно используется детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских игр.

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самоорганизацией и в последующих группах до полного состава. Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все виды дидактических игр, общее количество которых соответствует количеству детей группы, что позволяет каждому воспитаннику индивидуально выбирать игру.

Размещение материалов для художественной деятельности. Данный вид деятельности требует от ребенка высокого уровня овладения не только техническими умениями, но и умениями эстетического замысла. Он организуется под руководством взрослого и оборудование для него на доступном для самостоятельной организации и выполнения уровне предлагается только в старшей группе.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития оборудуются:

• уголок для ролевых игр;

• книжный центр;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества.);

• центр природы (наблюдений за природой);

•зона двигательной активности;

•зона театрализованной деятельности

•дидактическая кукла;

•музыкальный уголок;

• центр сенсорики;

• игровой центр (с игрушками, строительным материалом);

      В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.                        

 Организация пространства, должна обеспечить возможность для самодеятельности ребенка. Он должен иметь возможность самостоятельно, по собственной инициативе задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, сам из места хранения выбирает нужные для себя инструменты, и находить место в группе для осуществления её, организует рабочее место; сам выполняет, все за собой убирает на   те, же места, достигая результата. А все размещение пособий, оборудования нужно в группе подчинить закону красоты, удобства, сохранению и развитию здоровья ребёнка.    

  Так же организация пространства должна быть сориентирована на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику свободный двигательный режим.

      Подбор предметов в группе – тоже требование к организации предметно-развивающей среды. Для сохранения культуры интерьера, предметов должно быть немного, расположенных на виду, но каждый из них дает возможность ставить перед ребёнком развивающие его задачи. Не просто набор резиновых игрушек, а они расставлены по размеру или по видам или один и тот же персонаж, но выполнен из разных материалов. Количество их на полках минимальное, они, как правило, лишь как образец запасов, которые хранятся воспитателем в особых местах, известных детям.

    Одно из требований к организации пространства – это то, что все предметы, от занавесок до игрушек, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и обеспечивали комфортное состояние не только у ребёнка, но и у взрослого. Эстетика оформления учитывает взор не только ребёнка, но и взрослого, который здесь работает. Вместе с тем, следует избегать, оформление групп самоделками и детскими рисунками. Собственные работы дети не воспринимают как украшение. То, что нравится взрослым в рисунке ребёнка, детьми воспринимается иначе. Поэтому выставки детских работ рекомендуется оформлять специально на особой стене или в раздевалке.      

Создание развивающей среды – яркий показатель и возможности для творчества воспитателей и яркой, разнообразной жизни ребят – жителей нашего дошкольного учреждения.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 п.Политотдельский Белгородского района Белгородской области»

«Дистанционное образование дошкольников как современная форма работы образовательного учреждения»

Воспитатель Губина А.Г.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов процесса.  Перестраиваться пришлось и  дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. И сразу на первое место выходит проблема - это нехватка опыта работы в таком формате у педагогов, которым приходиться на ходу осваивать новые формы обучения.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.

Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, обеспечение  качественного усвоения образовательной программы.

Дистанционное образование  дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают  и  выполняют  задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в  процессе выполнения творческого задания.

Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли  и функции участников педагогического процесса.

Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо  создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка-дошкольника очень сложно). Поэтому не все дети могут принять участие в выполнении задания того или иного занятия.

Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:

- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;

 - ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.

В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:

 - в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком,  то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация, нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.

- отсутствие  авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.

- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.

- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.

- во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.

   Дистанционное обучение дошкольников можно организовать как онлайн, так и оффлайн.

   Давайте рассмотрим с вами проблемы обучения онлайн. Для проведения такого обучения необходима хорошо организованная площадка для общения, технические возможности, ресурсы. Помимо этого педагог должен хорошо владеть информационными технологиями, чтобы полноценно подготовиться и провести такую образовательную деятельность.

Существует ещё одна проблема онлайн обучения - это то, что на таком занятии может присутствовать не более 5-6 дошкольников, так как большему количеству детей педагог не сможет уделить должного внимания. Помимо этого на занятии вместе с ребёнком должен присутствовать родитель или кто-то из взрослых, так как маленький ребёнок нуждается в помощи.

Ещё одной проблемой может стать то, что взрослые начинаю слишком активно помогать ребёнку, не давая ему самостоятельности или возможности совершить ошибку, чтобы затем исправить её. Или наоборот - остаются совсем безучастными к проблемам ребёнка, не обращая на него никакого внимания.

Следующей проблемой онлайн обучения становиться то, что одно и то же занятие педагог должен провести несколько раз, так как выше было сказано, что на занятии может присутствовать не более 5-6 детей, а наполняемость групп в детском саду может доходить до 30-40 человек. Так же необходимо не забывать о том, что в семье может быть не один ребёнок, а несколько детей дошкольного или школьного возраста, которые тоже должны обучаться в это время. Помимо этого родитель может находиться и работать дистанционно. Из этого вытекают следующие вопросы: «Как эффективно организовать онлайн обучение? Как распределить время? Как помочь детям? И что для этого необходимо?». Все эти вопросы требуют широкого обсуждения в педагогическом сообществе.

Другой формой дистанционного обучения является оффлайн, когда педагог делает видеозапись (или видеоролик) образовательной деятельности и отправляет его родителям в контактную группу или выкладывает в интернет.

В такой форме обучения тоже есть свои проблемы, но их гораздо меньше. Проблема заключается в том, что всё равно необходимо участие родителей или взрослого, так как в большей степени такие ролики и видеоматериалы предназначены для них. Эти видеоматериалы обучают взрослых как правильно и что необходимо сделать с ребёнком, помогают выполнять работу в правильной последовательности, педагог даёт объяснения и показывает приёмы выполнения работы.

Так же ещё одной проблемой является то, что педагог должен внимательно относиться и помнить о темпе своей речи, её чёткости, тембре и силе голоса, одновременно не забывать давать чёткие и понятные инструкции и объяснения для выполнения заданий и показывать правильность выполнения действий.

Однако преимуществом оффлайн обучения является то, что оно не привязано к конкретному времени, и родители посмотрев видеоролик могут выполнять задания с детьми не сию минуту, а в течении дня или даже позже, если например, ребёнок болен.

И всё-таки общей проблемой дистанционного обучения остаётся взаимосвязь и взаимодействие педагога с родителями, желание родителей уделять время своему ребёнку, помогать ему в преодолении трудностей.

Дистанционное обучение играет большую роль в образовательном процессе, позволяет не прерывать его, но всё же оно не может и не должно целиком заменить очного образования и обучения, так как личное общение и взаимодействие очень сильно влияет и развивает эмоциональную и коммуникативную сторону обучения и воспитания дошкольников.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов,  эффективно и грамотно  организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей,  а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы  тем самым параллельно повышаем и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений,  примеряют на себя роль педагога, наставника.  А это в свою очередь способствует:

- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп  и порядок выполнения тех или иных заданий);

- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);

- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Опыт использования дистанционного образования в нашем  учреждении, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что  опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста в книжном уголке»

Консультация для педагогов по организации книжного уголка и работы в нем....

Доклад и презентация «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении мног...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...