Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")
учебно-методический материал
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям"
Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в буфет, а запрыгнули в оркестровую яму. И что тут началось!..
https://www.youtube.com/watch?v=TuuVHOmM1Zc
Видеть музыку - Развивающий мультфильм для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_simfonicheskogo_orkestra.docx | 18.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Оркестром называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижером. Слово "оркестр" происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре — орхестры, где размещался хор, исполняющий трагедии и комедии.
Долгое время композиторы и дирижеры искали наилучшие сочетания звучаний различных инструментов, сочиняя музыку для разных составов. Лишь в музыке Моцарта и Гайдна в 18 веке появляется четкая структура объединения четырех групп: струнной группы, деревянных духовых, медной духовой группы и ударной. Именно такая структура легла в основу симфонического оркестра. В такой состав оркестра входило примерно до 50 музыкантов, и его прозвали „Малым симфоническим оркестром“.
Основа оркестра осталась неизменной, а вот количество исполнителей со временем увеличивалось, дополнялось новыми и усовершенствованными инструментами.
Уже Бетховен использовал в своих симфониях большой состав, который так и прозвали „Большой симфонический оркестр“.
На основе „Бетховенского оркестра“ остальные композиторы подбирали подходящее для своих произведений количество исполнителей. Так, в истории оркестра самыми большими составами считаются оркестры Берлиоза и Вагнера.⠀
Состав оркестра полной величины, необходимого для исполнения ряда масштабных произведений 19 и 20 веков, может доходить до 110 музыкантов.
_________________________
ДИРИЖЕР
В симфоническом оркестре одну из ведущих ролей играет персона дирижера.
Именно дирижер показывает оркестрантам, когда им вступать. Все в оркестре играют по его указаниям. У него на пульте лежит партитура, в которой он видит, когда и какой инструмент должен вступать в то или иное время, и дает тому или иному музыканту или музыкальной группе указания на вступление - жестами, без слов. Также от него зависит динамическое исполнение произведения оркестром.
Быть дирижером — это не просто махать руками, как многие думают, это действительно очень сложная комплексная работа по изучению материала, обработке и интерпретации произведения, оттачиванию навыков дирижирования. Это ответственность за свой коллектив и за то, как играет оркестр, которая полностью лежит на плечах дирижера. Один и тот же оркестр, исполняя одно и то же произведение, но под руководством разных дирижеров, будет звучать абсолютно по-разному.
В наше время роль дирижера сильно поменялась. По началу, в 18-19 веках, для того, чтобы музыканты играли вместе, роль дирижера заключалась в том, чтобы стоять перед оркестром лицом в зал и стучать баттутой (жезлом) о пол и отбивать точный ритм. В маленьких составах часто оркестром управлял первый скрипач, дирижируя смычком, то есть дирижера как такового, в нашем сегодняшнем понимании, там не было. Лишь в начале 19 века в руках дирижера появилась такая привычная современному зрителю дирижерская палочка. И впервые дирижер повернулся лицом к оркестру в оркестровых композициях Рихарда Вагнера только во второй половине 19 века.⠀
________________________
ОПИСАНИЕ ОРКЕСТРОВЫХ ГРУПП:
- Струнный состав: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.⠀
- Деревянные духовые: флейты большие и малые, флейты пикколо, кларнет, фагот, гобой и саксофон. Многие из этих инструментов имеют разновидности, отличающиеся по размерам и высоте звучания.
- Медные духовые: валторна, труба, тромбон и туба.
- Ударные инструменты: литавры, барабаны, бубен, там-там, треугольник, ксилофон, маримбафон, вибрафон и колокольчики.
- Струнно-щипковый инструмент: арфа
- Клавишные или струнно-клавишные инструменты с ударным (молоточковым) способом звукоизвлечения: рояль, клавесин, клавикорд.
Также иногда используется клавишно-духовой инструмент - портативный орган.
В состав "Малого симфонического оркестра" 18 века входили:⠀
- Струнно-смычковые инструменты — это скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Так называемый струнный квинтет — струнная пятерка, так как скрипки делятся на две группы — группу первых и вторых скрипок.⠀⠀
- Состав деревянных духовых инструментов, таких как: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота.⠀⠀
- Группа медных духовых: 2-4 валторны, 2 трубы.
- Ударные инструменты представляли только литавры.
---------------
В состав „Бетховенского большого симфонического оркестра“ в начале 19 века входили:
- Те же вышеперечисленные инструменты в увеличенном количестве + появились дополнительные инструменты: малая флейта, контрафагот, тромбоны, треугольник и большой барабан.⠀
---------------
В эпоху романтизма 19 века состав каждой из групп увеличился, в него добавились такие инструменты, как арфы, тубы, английский рожок, колокола и рояль. В начале 20 века появился ксилофон.⠀⠀
Оркестр полной величины, необходимый для исполнения ряда масштабных произведений 19 и 20 веков, может включать в себя до 110 музыкантов.
___________________________
РАССАДКА ОРКЕСТРА:⠀
Долгое время наряду со спорами о количестве инструментов в оркестре популярными и востребованными были и эксперименты с рассадкой оркестровых музыкантов. Самым целесообразным оказалось веерообразное расположение оркестра. Таким образом каждый из музыкантов видит в центре, стоящего на пьедестале дирижера.
Все инструменты, относящиеся к одной и той же группе, располагаются рядом, что дает возможность лучше контактировать и слышать друг друга при совместной игре.⠀
Так как инструменты весьма отличаются по своей громкости, то важным моментом было распределить оркестр так, чтобы он звучал сбалансированно и создавал так называемый "эффект стерео" со всех сторон.
Начиная с 20 века, используется два типа рассадки оркестра — немецкий и американский.
На картинках в альбоме симфонический оркестр, можно ознакомиться с расположением оркестрантов. Американский тип рассадки используется чаще, чем немецкий.
Помимо этих двух вариантов, в зависимости от вместимости и акустических особенностей зала, рассадка может варьироваться. Окончательное решение о том, как рассаживать оркестрантов, принимает, разумеется, дирижер.
Изображение конкретных инструментов, их описание и примеры звучания Вы получите в последующих занятиях. Сегодня - только общая информация.
Возможно, для некоторых названия инструментов покажутся пустыми звуками, это нормально, наберитесь терпения - вместе мы всё разложим по полочкам.⠀
Рояль, ксилофон и маримбафон в произведении Равеля "Болеро" не используются, но эти инструменты являются полноценными участниками симфонического оркестра, поэтому они присутствуют на картинках.⠀
А мы будем рассматривать только те инструменты, которые присутствуют в составе "Болеро" Равеля. Это наша отправная точка.
________________
Задание:
- Прослушайте произведение Болеро Мориса Равеля полностью (длится 15 минут):
https://www.youtube.com/watch?v=r30D3SW4OVw&feature=youtu.be
- Расскажите о своих эмоциях и скажите, какие инструменты Вы слышите.⠀
Если не знаете никаких названий инструментов, то не стесняйтесь, а так и говорите: - слышу 3-5-10 различных инструментов, но не знаю их названия.
Попытайтесь наиболее точно и эмоционально описать прослушивание. Обратите внимание на громкость произведения, меняется ли тембр звучания, меняется ли объем звука, попытайтесь определить глубину и диапазон.
Материал взят из курса "Звуки оркестра" автор: Валерия Гляйм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"
На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны интруметы их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....
Конспект Квест - игра « Музыкальный город» в старшей группе к проекту: «Инструменты симфонического оркестра».
Конспект Квест - игра« Музыкальный город»в старшей группе к проекту:«Инструменты симфонического оркестра»....